Гартман о способности к целенаправленной деятельности

Mar 13, 2017 12:30

Помимо свободы и предвидения человек обладает ценной способностью к целенаправленной деятельности.
Человек, утверждает Гартман, единственное известное нам существо, обладающее этой способностью. Ценны все три ее составляющие: способность целеполагания (предписывать еще не достигнутые результаты деятельности); способностью находить средства для
достижения цели; и способность направлять с помощью выбранных средств реальный процесс к установленной цели.
«Это тройственное осуществление власти в широком причинно-следственном потоке слепого хода событий, не разрывающее непрерывность этого потока и тем не менее образующее в нем инородное тело, есть то, что определяет своеобразное положение человека в мире, основание того, что он может реализовывать ценности, которые без его содействия остались бы недействительны. Благодаря такому властному положению, человек имеет - помимо внутренней свободы воли - еще и внешнюю свободу движения и свободу воздействия на события. Он может заставить работать на себя природные силы, даже направить их в случае необходимости против их «естественного хода».
Телеология человека - второй атрибут божественности в нем, способность предопределения. … Он прибавляет к каузальной детерминации целевую. Человек способен на это благодаря дару предвидения. Тем самым он исполняет свою метафизическую роль как посредник между ценностным царством и действительностью».
И опять про бремя богоподобия.
«Подобно ценностям свободы и предвидения, ценность предопределения также имеет свои сложности. Если человек не может вынести в полной мере дар предвидения, то уж тем более ему не по плечу и дар предопределения хода событий во всей его полноте. Предвидение как таковое хотя бы не делает человека ответственным, за целенаправленную же деятельность человек в ответе. Смысл предначертания как раз и заключается в том, что тот, кто его дает, имеет свою
вину и заслугу во всем, что касается его результатов. Неограниченная целесообразность означает неограниченную ответственность, ответственность за все. Имеющий власть - ответствен. Идея о Боге как предначертателе всего - это идея о неограниченной ответственности, одновременно, конечно, и идея о неограниченной способности к ответственности. … Человек - не Бог. Мера ответственности, которую он может вынести, резко ограничена; и когда она нестерпима, человек, будучи не в силах ее вынести, отрекается сам от себя; тогда он уже не стремится проявлять целенаправленную инициативу, но ищет возможности облегчения. …
Компетентность человека в отношении предопределения, быть может, еще более ограничена, чем в отношении предвидения… Многие силы в мире, которые он вполне способен отследить наперед, не поддаются абсолютно никакой инициативе с его стороны. …
Способность предопределять - самый властный, но и самый опасный дар из всех, которыми обладает человек. Она является ценностью для него только в границах выносливости. Сверх этого способность предопределять - не-ценность».
И вполне актуальный вывод:
«Вся практическая жизнь есть игра с этим опасным даром: правда, игра не праздная, но неизбежная, игра поневоле. Ибо в этом человек несвободен: пока он дышит, он не может выйти из этой игры. Только то, как он играет, как распоряжается этим даром, находится в его власти. И бывает, что этот дар, чем больше человек осознает власть, даваемую им в его руки, соблазняет его, ввергает во все более запутанные игры. Границы же своей выносливости в этом угаре он
замечает только тогда, когда они оказываются перейдены и игра для него заканчивается».(357-359)


цель, Гартман, предопределение, богоподобие, власть

Previous post Next post
Up