Гартман о месте благ в царстве ценностей

Mar 14, 2017 13:10

Как мы помним, сверхзадача Гартмана - составить, хотя бы в приближении, таблицу всех этических ценностей. «Таблица» - это не просто перечень, а организованность, поэтому он и занимался так долго расчерчиванием линий связи и разделения. Потом перешел к базовым, «содержательно обуславливающим» ценностям, сначала внутренним (жизнь, сознание, свобода и т.д.), а вот теперь к т.наз. благам.
Благо - это ценная вещь или ситуация, т.е. возможный или действительный ценный результат наших действий.

«У древних преобладало мнение, что этические ценности вообще сводятся к таблице благ. Отсюда включение в разряд благ «добродетели» - как «высшего блага». Такое воззрение оставляет немного места особому характеру ценностей актов. Тем не менее, в популярной морали оно сохранилось и в некоторых теориях Нового времени (например, в учении о нравах Шлейермахера) получило новое обоснование. Кантовская этика долга представляет противоположную крайность; и кто согласен с Кантом, что только умонастроение и воля могут быть добром или злом, тот с самого начала склонен учение о благах вообще отделять
от этики».

Т.е. по Канту нравственное действие вообще не для чего, никак не связано с его результатом, «ангельская», я бы сказал, позиция. Противоположная позиция - всякую ценность рассматривать как благо, т.е. как приобретение, в первозданном смысле ценности как товара, имеющего цену. Гартман - человек середины.

«Обе крайности расходятся слишком широко. Блага принадлежат к ценностям вещей и ситуаций, которые, будучи предметами стремления, обосновывают ценности акта. Это - не нравственные, но, пожалуй, нравственно релевантные ценности. Стремление к обладанию ими и порождает добро и зло. Так они неизбежно начинают претендовать на свое место в ценностной таблице этики, пусть даже подчиненное.
Они сродни сфере рассмотренных только что ценностей в том отношении, что и те являются обуславливающими для нравственных ценностей, и сверх того обнаруживают определенные признаки ценностей благ. Жизнь, сознание, свобода, предвидение суть внутренние блага. В их ряду свойство быть неким «благом» наиболее ярко проявляется в ценности жизни (ее, в частности, можно «купить» какой-то ценой), потом оно постепенно исчезает, отступая в предопределении почти полностью на второй план перед ценностью акта. В низшем звене этого ряда, ценности жизни, ряд ценностей благ начинается непосредственно, но затем, возвышаясь до более сложных материй, отдаляется все более, пока не оказывается при выходе в обширную область многообразных «благ счастья» в характерной противоположности ценностям другого ряда. Оба совокупных ряда, таким образом, расходятся как материально, так и аксиологически. По высоте ценности первого ряда выигрывают у вторых, и по мере расхождения увеличивается и это превосходство».

Это важнейший из найденных Гартманом принципов, определяющих соотношение разных групп ценностей: базовость, обуславливающая сила противостоит высоте.
Напрашивается схематически изобразить эти два расходящихся ряда:



«В дальнейшем из двух рядов ценностей будут выделены только определенные основные типы. Действительный анализ таблицы благ с ее внутренним отношением высот есть задача, которой здесь места не остается. Если бы высота нравственной ценности в стремлении была пропорциональна высоте ценности ситуации, выступающей предметом стремления, то, конечно, материальная этика ценностей должна была бы начинаться с точного анализа таблицы благ. Но такой пропорциональности, очевидно, не существует. Жертва, связанная с собственностью, может быть нравственно более ценной, чем мудрейший моральный совет, если он не требует жертвы со стороны советчика. Высота нравственной ценности зависит не от высоты ситуации, которая ставится целью, но от степени задействования личности. По этой причине отношение высот ценностей благ для этики не имеет большого значения, как бы ни были эти ценности фундирующими». (359-360)

ценности, Гартман

Previous post Next post
Up