Почему не решается?

Mar 16, 2016 11:45

Планирую провести в двух интернатах такой диагностический эксперимент. Группе детей (классу) предлагается серия задач по алгебре возрастающей трудности - от самой элементарной, посильной для самых слабых, до несколько превышающей программный уровень трудности. Три цели: 1) выяснить, кто на каком уровне усвоения материала реально находится (типичная ( Read more... )

обучение, дети

Leave a comment

Comments 25

te2017 March 16 2016, 09:02:54 UTC
Вы и так назвали достаточно много факторов. Собирать их просто так нет смысла на мой взгляд. Для такой серьезной работы надо делать большую типологию, может быть даже несколько. Например - Личностные психологические причины, материального плана - способности, полученные знания и т.п. Если вы подобную работу собрались делать, то честь и хвала, конечно, но это с наскока не решить ( ... )

Reply

gignomai March 16 2016, 09:35:49 UTC
Спасибо. Но Вы, по-моему, несколько "возгоняете" ситуацию. Надо выяснить для начала "первый эшелон" затруднений при решении конкретных задач. А дальше, в индивидуальной работе с каждым, конечно, придется раскручивать и углублять картину. И тут "жизненный сценарий" (или его отсутствие), в самом деле, самое, наверно, главное.

Reply

te2017 March 16 2016, 10:07:55 UTC
Я же говорю - для решений нужна типология - это просто такая форма, которая мне известна для организации работы с тем, что вы спрашиваете ( ... )

Reply

gignomai March 16 2016, 10:52:32 UTC
Так именно типология, но частные наблюдения - в помощь ее построению.
Впрочем, в том, что Вы написали есть ценный заход - от анализа самой задачи: какие знания и способности нужны для ее решения. Это для меня и есть "первый эшелон". А причины отсутствия этих способностей - более дальние. С чего-то начинать надо. Предположительно, есть вещи, которые мешают и устранимы до всякой психологии: слов, например, не знает, употребленных в условии. Это нужно снять, прежде чем дальше выяснять.

Reply


kaktus77 March 16 2016, 11:08:25 UTC
== в чем именно причины затруднений

Имхо, очевидно, что не решают, потому что не умеют :) Не научили. Всё остальное уже отсюда - отсутствие мотивации, неуверенность, отвращение, неусидчивость и т.п. Это всё превращенные формы, т.е. ерунда.

Это как ГП показывал на примере исследований Савиной, что не бывает интеллектуально пассивных учеников, а есть только "интеллектуально пассивные" ситуации обучения (т.е. ситуации отсутствия их, как таковых)

Reply

gignomai March 16 2016, 11:16:19 UTC
Да, не научили чему? Не только же знаний не дали, но и рассуждать, строить решение, и концентрироваться, и преодолевать трудности. Тут все равно без многомерной и многовекторной диагностики не обойдешься.

Reply

kaktus77 March 16 2016, 11:26:13 UTC
== но и рассуждать, строить решение, и концентрироваться, и преодолевать трудности

Я этого не понимаю. Имхо, это вредные психологизмы. Не бывает способов рассуждения и построения решения вообще, а есть арсенал способов решения конкретных типовых задач, который транслируется в культуре и системе образования (ну, должен транслироваться).

То есть рассуждение, построение решения (решАние) и т.п. - оно как бы внутри задачи (способа решения задачи). Для одних задач -это одно, для других - совсем другое. Вот эти способы и должны быть в школе переданы и освоены. Больше там ничего не нужно, ничего другого и нет.

Да, еще важный момент. Поскольку способы эти как правило нормальным образом не транслируются, то ученики получают только какие-то осколки и кусочки, из которых и вынуждены потом строить доморощенные "рассуждения" и "решания". Вот эти безобразия и называются, видимо, (универсальными) "творческими" способностями :)

Reply

gignomai March 16 2016, 11:41:04 UTC
Пока что не понял. Вы полагаете, что не существует способностей целеполагания, организации действия, моделирования и т.п., а все это только для того или иного типа целей, действий, моделей и т.д.?

Reply


vmour March 16 2016, 12:02:52 UTC
А для 5-го класса у Вас есть такой набор задач?
Мне для частного (дочке) употребления.

Научиться решать задачи можно только путем их решения. Много, от простейших, повышая сложность. Но программы так загружены, что детям это не выполнить. Вот и задают 2-4 задачки, но уже не совсем простые. Ученик должен самостоятельно умственным усилием перескочить этап, который должен быть усвоен до автоматизма. Ну и т.д.
В общем, решать задачи не учат, а способности достаточные, чтобы это преодолеть не у всех.

Reply

gignomai March 16 2016, 12:30:15 UTC
Все правильно, мы и хотим выйти на перестройку процесса обучения. А для этого нужны доказательные данные.
Пока у меня набора задач нет, я хочу его выстроить.

Reply


kaktus77 March 16 2016, 12:15:48 UTC
Я полагаю, что здесь есть очень простое решение. Первый и основной принцип - ни в коем случае и никогда не исследовать детей. Выяснять кто на каком уровне усвоения материала реально находится, в чем именно причины затруднений и все такое - ничего этого делать нельзя ни в коем случае :)

А предметом исследования должны быть способы решения типовых задач, транслируемых (как бы) через школу. Учеников, всех, назначаем сотрудниками методической лаборатории, и чем хуже дела у чела в учебе, тем он более ценный сотрудник, ибо через такого как раз проще всего выйти на способы деятельности.
Если чел хорошо решает, то там же ничего не поймешь - раз и ответ (оформленное решение задачи, которое к процессу решания отношения почти и не имеет).
А вот если тыкается и мучается, то чего-то всегда и проявляется.

Вот когда методический труд будет написан, неожиданно окажется, что все всему уже научились :)

зы. Это я про целеполагание :)

Reply

gignomai March 16 2016, 12:39:00 UTC
Первый и основной принцип - ни в коем случае и никогда не исследовать детей. Выяснять кто на каком уровне усвоения материала реально находится, в чем именно причины затруднений и все такое - ничего этого делать нельзя ни в коем случае :)
---
Ну, Вы прямо в поддых :)
Да как же не нужно исследовать?! Отставим в сторону "психологизмы", возьмем типовые способы решения типовых задач. В каждом таком способе есть составляющие, которые по программе надо было усвоить раньше. Вася 13-ти лет попал в детдом и помещен в 7 класс, а он как в третьем классе выпал, так ничего и не понимал. Ему дают примеры на системы уравнений, а он с дробями простейших действий не умеет производить... Так надо же вернуться туда, где он выпал и оттуда начинать. А для этого нужно эту точку найти.

Reply

kaktus77 March 16 2016, 12:55:14 UTC
== А для этого нужно эту точку найти ( ... )

Reply

gignomai March 16 2016, 14:26:10 UTC
Все равно не понимаю. У тех простых задач, о которых идет речь, есть способы решения. И они в целом неплохо изложены в учебнике. Прочитал, понял, примени и все получается. Но Вася в какой-то момент пропустил, не освоил, потом еще пропустил, еще, и когда сейчас ему пытаются объяснить более сложные способы, ссылаясь на более простые, он не понимает объяснения. Это очень типичный случай и нужно, выяснив, где он выпал, восстановить пропущенное. Это могут быть и знания, и приемы, но все равно возвращение необходимо. И надо выяснить куда.

Reply


sadovnica March 16 2016, 22:31:47 UTC
Знаете, мне кажется, что надо определиться с жанром. Набирать вагоны трудностей, которые можно помыслить - дело довольно безнадежное. Вот Кактус дело предлагает, но кто это будет реализовывать в интернате? В идеале "заразить" бы таким интересом к способам пару-тройку учителей, завести бы семинарчик, чтобы отслеживать реальное продвижение в работе взрослых...

Reply

gignomai March 17 2016, 04:52:01 UTC
Что предлагает Кактус, я пока не понимаю, очень абстрактно звучит. Задуманный эксперимент как раз и нужен, чтобы аргументированно пробить сопротивление учителей изменениям. А вот когда они признают, что весь учебный процесс надо перестраивать, можно и семинарчик...

Reply


Leave a comment

Up