Планирую провести в двух интернатах такой диагностический эксперимент. Группе детей (классу) предлагается серия задач по алгебре возрастающей трудности - от самой элементарной, посильной для самых слабых, до несколько превышающей программный уровень трудности. Три цели: 1) выяснить, кто на каком уровне усвоения материала реально находится (типичная
(
Read more... )
Comments 25
Reply
Reply
Reply
Впрочем, в том, что Вы написали есть ценный заход - от анализа самой задачи: какие знания и способности нужны для ее решения. Это для меня и есть "первый эшелон". А причины отсутствия этих способностей - более дальние. С чего-то начинать надо. Предположительно, есть вещи, которые мешают и устранимы до всякой психологии: слов, например, не знает, употребленных в условии. Это нужно снять, прежде чем дальше выяснять.
Reply
Имхо, очевидно, что не решают, потому что не умеют :) Не научили. Всё остальное уже отсюда - отсутствие мотивации, неуверенность, отвращение, неусидчивость и т.п. Это всё превращенные формы, т.е. ерунда.
Это как ГП показывал на примере исследований Савиной, что не бывает интеллектуально пассивных учеников, а есть только "интеллектуально пассивные" ситуации обучения (т.е. ситуации отсутствия их, как таковых)
Reply
Reply
Я этого не понимаю. Имхо, это вредные психологизмы. Не бывает способов рассуждения и построения решения вообще, а есть арсенал способов решения конкретных типовых задач, который транслируется в культуре и системе образования (ну, должен транслироваться).
То есть рассуждение, построение решения (решАние) и т.п. - оно как бы внутри задачи (способа решения задачи). Для одних задач -это одно, для других - совсем другое. Вот эти способы и должны быть в школе переданы и освоены. Больше там ничего не нужно, ничего другого и нет.
Да, еще важный момент. Поскольку способы эти как правило нормальным образом не транслируются, то ученики получают только какие-то осколки и кусочки, из которых и вынуждены потом строить доморощенные "рассуждения" и "решания". Вот эти безобразия и называются, видимо, (универсальными) "творческими" способностями :)
Reply
Reply
Мне для частного (дочке) употребления.
Научиться решать задачи можно только путем их решения. Много, от простейших, повышая сложность. Но программы так загружены, что детям это не выполнить. Вот и задают 2-4 задачки, но уже не совсем простые. Ученик должен самостоятельно умственным усилием перескочить этап, который должен быть усвоен до автоматизма. Ну и т.д.
В общем, решать задачи не учат, а способности достаточные, чтобы это преодолеть не у всех.
Reply
Пока у меня набора задач нет, я хочу его выстроить.
Reply
А предметом исследования должны быть способы решения типовых задач, транслируемых (как бы) через школу. Учеников, всех, назначаем сотрудниками методической лаборатории, и чем хуже дела у чела в учебе, тем он более ценный сотрудник, ибо через такого как раз проще всего выйти на способы деятельности.
Если чел хорошо решает, то там же ничего не поймешь - раз и ответ (оформленное решение задачи, которое к процессу решания отношения почти и не имеет).
А вот если тыкается и мучается, то чего-то всегда и проявляется.
Вот когда методический труд будет написан, неожиданно окажется, что все всему уже научились :)
зы. Это я про целеполагание :)
Reply
---
Ну, Вы прямо в поддых :)
Да как же не нужно исследовать?! Отставим в сторону "психологизмы", возьмем типовые способы решения типовых задач. В каждом таком способе есть составляющие, которые по программе надо было усвоить раньше. Вася 13-ти лет попал в детдом и помещен в 7 класс, а он как в третьем классе выпал, так ничего и не понимал. Ему дают примеры на системы уравнений, а он с дробями простейших действий не умеет производить... Так надо же вернуться туда, где он выпал и оттуда начинать. А для этого нужно эту точку найти.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment