Планирую провести в двух интернатах такой диагностический эксперимент. Группе детей (классу) предлагается серия задач по алгебре возрастающей трудности - от самой элементарной, посильной для самых слабых, до несколько превышающей программный уровень трудности. Три цели: 1) выяснить, кто на каком уровне усвоения материала реально находится (типичная
(
Read more... )
Могу еще добавить на мой взгляд самую важную и в тоже время самую трудно решаемую - сформированный жизненный сценарий, обычно человек это выражает словами - "зачем это мне" и трудно формулируемыми - я буду сварщиком, дальнобоем или вообще вором. Последнее приходится выспрашивать, у меня иногда получается, иногда нет. Важно при этом не становиться выше собеседника, иначе он не откроется. В душе он все-же может сомневаться, что его выбор достойный. Но если узнать этот сценарий еще можно, то изменить его куда сложнее. Я даже не знаю, может у меня иногда получалось поселить что-то вроде надежды на большее у человека. Для разговоров, это максимум на мой взгляд. Остальное в лучшем случае можно исправить только специальными процедурами психологическими.
Reply
Reply
Можно и по первому, второму и т.д. эшелону типировать. Только я не пойму, вы спрашиваете первый эшелон затруднений, который у ученика будет возникать? Или первый эшелон с которым вы столкнетесь при попытке помочь разным учащимся?
Если у ученика, то пожалуй первым будет наличие/отсутствие способностей или склонностей. Могут быть и жесткие психологические причины, какой-то серьезный стресс или дискомфорт, который ученик испытывает и ему просто не до задач.
У некоторых естественный склад ума работает в формальной логике, а у некоторых нет. Поэтому кому-то надо будет помочь поставить задачу по-другому. В той логике, к которой он больше приспособлен. Нутром чую, что поллитра, а доказать не могу :)
Потом будет наличие образования, усвоенных готовых методов решения задачи - если они есть и часто используются, то ученику легко решить задачу, если нет, то ему надо сначала понять/усвоить сам новый способ.
Можно еще отметить общий для обоих этапов фактор - мотивацию. Если решение будет важным для ученика, то его энергия будет направленна на то, чтобы решить. Если смысла решать он не увидит вообще. То ни способности, ни образование не помогут.
Мотивация - это больше психологии. Надо выяснять куда уходит энергия ученика, почему он не может или не хочет эту задачу решать.
Способности - это и освоенные умения с одной стороны, но и врожденные склонности. Среднее - что-то вроде умения использовать свои врожденные способности, правильным образом формулировать задачу. Это отдельный класс причин. Не одна причина - для разных задач и разных учеников будут разные причины.
Образование - это способность опознать с чем имеешь дело, соо-но подобрать нужный для решения навык.
Решить без образования человек может, но будет это делать долго, изобретая велосипед. Можно и не дождаться этого на уроке, если задача сложная, а уровень мотивации средний. Он её решит, но через пару дней...
Как такая предварительная схема?
А дальше надо брать конкретную задачу -определять какие способности необходимы для её решения, потом что надо знать, чтобы её решить и смотреть кто уже знает как решать и быстро это сделал, кто пытается решает, но не хватает способностей - концентрации, памяти и т.д., кто не может их нужным образом применить, кто просто не решает, потому что мотивация на нуле.
Reply
Впрочем, в том, что Вы написали есть ценный заход - от анализа самой задачи: какие знания и способности нужны для ее решения. Это для меня и есть "первый эшелон". А причины отсутствия этих способностей - более дальние. С чего-то начинать надо. Предположительно, есть вещи, которые мешают и устранимы до всякой психологии: слов, например, не знает, употребленных в условии. Это нужно снять, прежде чем дальше выяснять.
Reply
Если можно списать, то зачем решать.
Если не сложилось так, что от решения испытываешь какое-то удовольствие, то тоже решать не надо. Есть такой момент, что человек должен быть уверен, что задача решаема для него, может быть сложная, но решаемая в принципе. Поверить в это должен это раз, и второе должен быть уверен, что никто кроме него эту его задачу не решит.
Могут быть причины в коллективе - даже если хочется решить задачу, человек может стесняться этого - вот такие сложились ценности в окружении.
Может быть нацеленность на практический характер, то есть человеку сначала нужно понимать, что навык решать подобные задачи вообще может как-то практически использоваться. Как можно более близкой к условиям существования задачу поставить. Чтобы она цепляла за какую-то проблему в самом окружении, или хотя бы в известном обществе. Все-таки вопрос не зря в виде крючка изображен)
Девушки часто решают не задачу, а проблему по решению задачи))) Это значит находят такой подход к задающему, чтобы он за них сам решил. А они делали бы в это время милый глупый вид и кивали головой, мол - да, все понимаю.
Нехватку словарного запаса тоже часто наблюдал. При этом часто человек не может это сам отследить. Он просто не в состоянии перевести текст в свою внутреннюю ситуацию - понять, а почему не знает.
Проблемы отсутствия нужных способностей - нужного уровня концентрации, невозможности удерживать необходимое количество объектов или их связей в памяти и т.п. видел только у себя. У других практически никогда не видел, дети чаще всего в этом не признаются или не понимают. Понимают это в виде - я тупой, но лучше я скажу, что мне это просто неинтересно. Это конечно может здорово осложнить проблему. Можно только игровыми тестами этот момент решить.
Практика показывает, что нужным образом мотивированный человек сам где-то и навыки берет и способности открывает в себе и даже образование получает :D
Нужно только достаточно сильно включить его энергетику на решение задачи.
Первейший враг будет слабая мотивация. И призы тут лучше не использовать в качестве основного решения этой проблемы. Задачи должны цеплять.
Reply
Reply
Leave a comment