Почему не решается?

Mar 16, 2016 11:45

Планирую провести в двух интернатах такой диагностический эксперимент. Группе детей (классу) предлагается серия задач по алгебре возрастающей трудности - от самой элементарной, посильной для самых слабых, до несколько превышающей программный уровень трудности. Три цели: 1) выяснить, кто на каком уровне усвоения материала реально находится (типичная ( Read more... )

обучение, дети

Leave a comment

te2017 March 16 2016, 09:02:54 UTC
Вы и так назвали достаточно много факторов. Собирать их просто так нет смысла на мой взгляд. Для такой серьезной работы надо делать большую типологию, может быть даже несколько. Например - Личностные психологические причины, материального плана - способности, полученные знания и т.п. Если вы подобную работу собрались делать, то честь и хвала, конечно, но это с наскока не решить.

Могу еще добавить на мой взгляд самую важную и в тоже время самую трудно решаемую - сформированный жизненный сценарий, обычно человек это выражает словами - "зачем это мне" и трудно формулируемыми - я буду сварщиком, дальнобоем или вообще вором. Последнее приходится выспрашивать, у меня иногда получается, иногда нет. Важно при этом не становиться выше собеседника, иначе он не откроется. В душе он все-же может сомневаться, что его выбор достойный. Но если узнать этот сценарий еще можно, то изменить его куда сложнее. Я даже не знаю, может у меня иногда получалось поселить что-то вроде надежды на большее у человека. Для разговоров, это максимум на мой взгляд. Остальное в лучшем случае можно исправить только специальными процедурами психологическими.

Reply

gignomai March 16 2016, 09:35:49 UTC
Спасибо. Но Вы, по-моему, несколько "возгоняете" ситуацию. Надо выяснить для начала "первый эшелон" затруднений при решении конкретных задач. А дальше, в индивидуальной работе с каждым, конечно, придется раскручивать и углублять картину. И тут "жизненный сценарий" (или его отсутствие), в самом деле, самое, наверно, главное.

Reply

te2017 March 16 2016, 10:07:55 UTC
Я же говорю - для решений нужна типология - это просто такая форма, которая мне известна для организации работы с тем, что вы спрашиваете.
Можно и по первому, второму и т.д. эшелону типировать. Только я не пойму, вы спрашиваете первый эшелон затруднений, который у ученика будет возникать? Или первый эшелон с которым вы столкнетесь при попытке помочь разным учащимся?
Если у ученика, то пожалуй первым будет наличие/отсутствие способностей или склонностей. Могут быть и жесткие психологические причины, какой-то серьезный стресс или дискомфорт, который ученик испытывает и ему просто не до задач.
У некоторых естественный склад ума работает в формальной логике, а у некоторых нет. Поэтому кому-то надо будет помочь поставить задачу по-другому. В той логике, к которой он больше приспособлен. Нутром чую, что поллитра, а доказать не могу :)
Потом будет наличие образования, усвоенных готовых методов решения задачи - если они есть и часто используются, то ученику легко решить задачу, если нет, то ему надо сначала понять/усвоить сам новый способ.
Можно еще отметить общий для обоих этапов фактор - мотивацию. Если решение будет важным для ученика, то его энергия будет направленна на то, чтобы решить. Если смысла решать он не увидит вообще. То ни способности, ни образование не помогут.

Мотивация - это больше психологии. Надо выяснять куда уходит энергия ученика, почему он не может или не хочет эту задачу решать.

Способности - это и освоенные умения с одной стороны, но и врожденные склонности. Среднее - что-то вроде умения использовать свои врожденные способности, правильным образом формулировать задачу. Это отдельный класс причин. Не одна причина - для разных задач и разных учеников будут разные причины.

Образование - это способность опознать с чем имеешь дело, соо-но подобрать нужный для решения навык.
Решить без образования человек может, но будет это делать долго, изобретая велосипед. Можно и не дождаться этого на уроке, если задача сложная, а уровень мотивации средний. Он её решит, но через пару дней...
Как такая предварительная схема?
А дальше надо брать конкретную задачу -определять какие способности необходимы для её решения, потом что надо знать, чтобы её решить и смотреть кто уже знает как решать и быстро это сделал, кто пытается решает, но не хватает способностей - концентрации, памяти и т.д., кто не может их нужным образом применить, кто просто не решает, потому что мотивация на нуле.

Reply

gignomai March 16 2016, 10:52:32 UTC
Так именно типология, но частные наблюдения - в помощь ее построению.
Впрочем, в том, что Вы написали есть ценный заход - от анализа самой задачи: какие знания и способности нужны для ее решения. Это для меня и есть "первый эшелон". А причины отсутствия этих способностей - более дальние. С чего-то начинать надо. Предположительно, есть вещи, которые мешают и устранимы до всякой психологии: слов, например, не знает, употребленных в условии. Это нужно снять, прежде чем дальше выяснять.

Reply

te2017 March 16 2016, 11:32:30 UTC
Если частные наблюдения, то больше половины случаев кончаются на том, что человек понимает, что можно не решать. Либо привык к тому, что можно не решать. Например на уроке, если задача дана для всех, то решать будут только те, кому интересно. Остальные знают, что можно не решать.
Если можно списать, то зачем решать.
Если не сложилось так, что от решения испытываешь какое-то удовольствие, то тоже решать не надо. Есть такой момент, что человек должен быть уверен, что задача решаема для него, может быть сложная, но решаемая в принципе. Поверить в это должен это раз, и второе должен быть уверен, что никто кроме него эту его задачу не решит.
Могут быть причины в коллективе - даже если хочется решить задачу, человек может стесняться этого - вот такие сложились ценности в окружении.
Может быть нацеленность на практический характер, то есть человеку сначала нужно понимать, что навык решать подобные задачи вообще может как-то практически использоваться. Как можно более близкой к условиям существования задачу поставить. Чтобы она цепляла за какую-то проблему в самом окружении, или хотя бы в известном обществе. Все-таки вопрос не зря в виде крючка изображен)

Девушки часто решают не задачу, а проблему по решению задачи))) Это значит находят такой подход к задающему, чтобы он за них сам решил. А они делали бы в это время милый глупый вид и кивали головой, мол - да, все понимаю.

Нехватку словарного запаса тоже часто наблюдал. При этом часто человек не может это сам отследить. Он просто не в состоянии перевести текст в свою внутреннюю ситуацию - понять, а почему не знает.
Проблемы отсутствия нужных способностей - нужного уровня концентрации, невозможности удерживать необходимое количество объектов или их связей в памяти и т.п. видел только у себя. У других практически никогда не видел, дети чаще всего в этом не признаются или не понимают. Понимают это в виде - я тупой, но лучше я скажу, что мне это просто неинтересно. Это конечно может здорово осложнить проблему. Можно только игровыми тестами этот момент решить.

Практика показывает, что нужным образом мотивированный человек сам где-то и навыки берет и способности открывает в себе и даже образование получает :D
Нужно только достаточно сильно включить его энергетику на решение задачи.

Первейший враг будет слабая мотивация. И призы тут лучше не использовать в качестве основного решения этой проблемы. Задачи должны цеплять.

Reply

gignomai March 16 2016, 11:45:01 UTC
Спасибо! Все в помощь. Особенно, про девушек :)

Reply


Leave a comment

Up