Мне более-менее понятна логика Гаутамы, который жил припеваючи, а потом увидел страдание и смерть и понял, что ЕГО жизнь - иллюзия, от которой надо освободиться. Здесь понятно, что именно держит в плену иллюзии - недальновидность, принимающая временное и мнимое благо за подлинное. Но как объяснил бы буддизм, что мешает освободиться от иллюзии здешнего существования тем, кто живет в невыносимых страданиях? Сохраняющаяся и в ТАКОЙ жизни капля сладости? Или укоренившаяся привычка?
Мне кажется, сходная (логически) проблема встает и в связи с попытками объяснить нравственное зло исключительно неведением (см, например, вот этот спор
http://gignomai.livejournal.com/30240.html?thread=269088#t269088). Безусловно, есть зло очевидное для злодетеля и, кому бы не приписывать злую волю - самому злодею или злой нечеловеческой силе, которая его поработила - простым познанием здесь явно не обойдёшься.
Кто против? Поделитесь аргументацией, пожалуйста.