Точнее - о крайних выводах, делаемых некоторыми из данного исторического факта. Говоря об этом (под разными углами), вл. Василий и о. Серафим, мне кажется, хорошо друг друга дополняют.
Архиеп. Василий (Кривошеин): "В совсем ином положении находилось Православие в XVI-XVII вв. [Но] как ни низко падал в нем по историческим обстоятельствам уровень
(
Read more... )
--------
это лишь слова, если они не подтверждаются анализом текстов с тем, чтобы показать, что это так.
Reply
Reply
А отец Серафим вроде не анализировал.
*к тому же признать обратное - значит впасть в "протестантизм восточного обряда".
-------
не впадение в "протестантизм восточного обряда" имеет значение только если оно основано на исследовании соотв. текстов. Само же по себе декларирование: "не будем впадать в протестантизм восточного обряда!" - бессмысленно.
Reply
Reply
Да разные есть варианты. Это может быть не обязательно "объеретичивание", а просто размывание. Не всякое утверждение, не имеющее отношения к православию, есть именно ересь. "бывают и просто сны" (с).
*причём "брешь" не обязательно подразумевает полное пресечение традиции, она может выглядеть и как сведение оной к тоненькому ручейку, состоящему из особо любимых исследовтелем исторических личностей
--------
а в чем тут проблема? ведь много раз бывали в Церкви "темные века" с ручейками. Взять хотя бы 4 в. или эпоху иконоборчества.
Тот же вл. Василий, кстати, судя по его тексту, вполне возможно, считал, что в эпоху латинского пленения, о которой он пишет, православная традиция не была полноводной рекой (а значит была тонким ручейком). Ср. у него: "..верность основам Православия при этом все же в общем сохранялась чудом Божиим".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Они просто не интересуются преданием -- там другая методология: в Библии все открыто, а Библия проста и понятна для ума.
Поэтому когда речь идет о предании -- метод уже православный.
А кто говорит про сведение предания к ручейку?
Может быть иной смысл имеется в виду. Бывали времена, когда мало было людей, живущих по Преданию.
Вот, в одной книге читал недавно, что в предпетровские времена -- в россии масса монастырей. и ни одного преподобного. И в книге про св. Нила Сорского читал, что на руси в его время традиция умного делания никому и не известна была. Прп. Нил искал учителя, и дошел до Афона в поисках, только там нашел.
Это, конечно, можно назвать ручейком.
Но потом времена другие приходят, и ручеек снова рекой разливается.
по-моему так считать -- ничем не умалять предание.
Reply
и рисуют они эти цепочки вовсе не из интереса к Преданию, а ради собственной апологии: чтобы объяснить, где была Церковь с апостольских времён и до времени появления их деноминации. они ведь тоже верят, что врата ада Церковь не одолеют.
что касается духовного делания, я с Вами соглашусь. но это нельзя переносить на вероучение. т.е. неправомерно в отношении синодального периода говорить о том, что и здравая догматика свелась к ручейку. (тем более, что в 18-нач.20 вв. и духовное делание из ручейка снова превратилось в мощную реку).
Reply
Leave a comment