О "западном пленении" православного богословия

Dec 10, 2010 00:30

Точнее - о крайних выводах, делаемых некоторыми из данного исторического факта. Говоря об этом (под разными углами), вл. Василий и о. Серафим, мне кажется, хорошо друг друга дополняют.

Архиеп. Василий (Кривошеин): "В совсем ином положении находилось Православие в XVI-XVII вв. [Но] как ни низко падал в нем по историческим обстоятельствам уровень богословской образованности, и как ни проникали в ее среду инославные влияния, Православная Кафолическая Церковь в основе своей хранила веру Вселенских Соборов и святых отцов, вернее, была Церковью Вселенских Соборов и святых отцов. ... Не станем сейчас подробно говорить об общеизвестном факте, что в борьбе с латинством и протестантством православное богословие было вынуждено вооружиться западным схоластическим богословским оружием и что это, в свою очередь, повело к новому и опасному влиянию на православное богословие не только не свойственных ему богословских терминов, но и богословских и духовных идей. Произошло то, что некоторые богословы, как, например, прот. Георгий Флоровский, называют “псевдоморфозой Православия”, т. е. облачение его в не свойственные ему богословские формы мышления и выражения, хотя верность основам Православия при этом все же в общем сохранялась чудом Божиим и даром Святого Духа, пребывающим в Церкви. ...

Большую известность приобрело ... так называемое “Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”. ... В основном и по существу оно, конечно, является православным символическим памятником своей эпохи и во всех спорных вопросах, разделяющих православных с римо-католиками, как, например, Filioque, папский примат, или с протестантами, как почитание свв. икон и мощей, призывание святых, таинства и т. д., оно всегда придерживается православного учения. Это вполне понятно, иначе оно было бы отвергнуто Православной Церковью, а не подписано столькими патриархами и епископами. Это не мешает ему быть ярко латинским документом по форме, а иногда и по содержанию и по духу. Следуя в своем изложении известному римо-католическому катехизису Петра Канизия, ... и почти буквально заимствуя у него целые страницы, особенно в нравственной своей части, Православное Исповедание всецело усваивает латинскую схоластическую терминологию... Впрочем, и здесь в латинские формы Православное Исповедание старается вложить православное содержание. ...

В общем и целом Исповедание Досифея, как и Исповедание Восточной Церкви (Петра Могилы), излагает, конечно, православное учение, иначе и оно не могло было быть утвержденным четырьмя восточными патриархами, но выражает его в заимствованных у латинян формах..." ("Символические тексты в Православной Церкви").

Иером. Серафим (Роуз): "Отец Михаил Помазанский и другие добросовестные богословы охотно подтвердят, что "западное влияние" коснулось богословских книг последнего периода русской и греческой истории, но "влияние" это было лишь внешним, не затронувшим сути православного учения. Иначе пришлось бы признать, что Православие утеряно (!) в последние века и лишь сейчас "новые богословы" паки отыскивают Православие святых отцов. И если согласиться с тем, что такие великие богословы, как митрополит Филарет Московский, епископ Феофан Затворник, архиепископ Аверкий, протоиерей Михаил Помазанский, равно и учение, которое они преподают в наших семинариях последнее столетие, не имеют отношения к Православию, тогда наше положение почти безнадёжно, и где тогда искать авторитет, на который опереться, дабы избежать ошибок и заблуждений нашего времени. Богословы [из новой партии] учат: мы покажем вам, что истинно, мы растолкуем вам святых отцов, мы привьём вам правильные взгляды. У нас лучшие переводчики, толкователи, православнее самих православных, и святителя Феофана Затворника, и митрополита Филарета Московского, и архиепископа Аверкия, и всех прочих. Опасную игру затеяли "новые богословы": подрубают сук, нак котором сидят, подрывая основы православной веры. ...

Такой подход приведёт к протестантству. Вы обнаруживаете брешь в православном богословии и полагаете, что лишь вы и ваши приверженцы способны её залатать, перескочив через период "латинского пленения" и вернувшись к подлинным истокам... Не угодите в эту ловушку! Немало выдающихся богословов последних веков пользовались терминами, которые сегодня кому-то не по душе. Но из этого вовсе не следует, что святые отцы пребывали в "латинском пленении" и их надобно дискредитировать. В те же термины они вкладывали иной смысл, нежели латиняне, поэтому спорить, собственно, не о чем. ...

Нормальному, без "перекосов", Православию не страшны влияния извне. Всё нужное и ценное оно преобразует и впитает, а зашоренные "партии" сами себя отсекают от главного русла Православия. ... [Зилотское] православие по-бостонски - не что иное, как правое крыло "парижского православия" - реформированного, "правильного", порождённого человеческой логикой, вне святоотеческой традиции. Это страшное искушение нашего времени. ...

Они всё пытаются создать сами, не опираясь на авторитеты прошлого и на устоявшееся Предание в качестве ориентира. ... Постоянно хвастают, что только они "великие богословы", отыскавшие утерянные традиции. Однако богословие их примитивно и поверхностно, особенно в сравнении с работами великого богослова истинного святоотеческого Православия - нашего отца Михаила Помазанского из Джорданвилля, мыслителя тонкого и глубокого. [Но] "молодые таланты богословия" его просто не замечают" (Цит. по: Дамаскин (Христенсен), Отец Серафим (Роуз).  Жизнь и труды. Изд. Сретенского монастыря, 2009. с. 496-498).   
Previous post Next post
Up