Улицы мира 70 лет назад. 1952 год

Dec 17, 2022 14:09

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1952 год.
Посмотрим, какими были улицы мира 70 лет назад.
Тогда мир находился на пике трамвайной эры, однако начало её заката уже обозначилось.

На этом историческом снимке мы видим двухпалубный лондонский трамвай с надписью "Последняя неделя трамвая. 5 июля мы скажем Лондону до свидания", 1952:




Наверное, под словом "гудбай" они имели в виду не "до свидания", а "прощай", но история сделала крутой вираж и в мае 2000 г. в Лондоне снова открылась трамвайная система!
А вот когда вернётся ликвидированный в том же 1952 году гаванский трамвай, этого сейчас никто предсказать не сможет.



Лондонские троллейбусы в 1952 году:




Эта экзотика продержалась ещё целых 10 лет, до закрытия системы в 1962 г.

1952 год запомнился Лондону самым сильным смогом 20 столетия:




Перенесёмся в Париж, где была своя экзотика.

Потрясающее красивое фото - переполненные автобусы Парижа в 1952 г., фотограф Justin Locke:




Эта открытая задняя площадка имела какое-то особое очарование! До какого года ходили там такие автобусы? Мне кажется, они дотянули до середины 1960-х.

Другой "фишкой" Парижа были знаменитые уличные кафе. Спасибо барону Осману, что ширина тротуаров позволяла захватывать уличное пространство, так что ещё пешеходам оставалось место! Но огораживать столики забором они всё же не додумались. 1952 год:




Столица Шотландии Эдинбург, главная улица Принцесс-стрит, 1952.  Трамваи будут ходить по ней до 1956 г., пока их не вытеснят автомобили. Но в 2000е трамвайная "реконкиста" вернёт их на своё место. А теперь попробуйте представить, чтобы в каком-нибудь городе России по главной улице снова пустили трамвай? Невозможно!




Типичная сцена в послевоенном Гамбурге 1952 г., у главного вокзала. В СССР к тому времени такое было абсолютно немыслимо: чтобы у вокзала улица была незаасфальтирована?!




В Хельсинки на главной улице тоже брусчатка, как и везде в Европе.
Mannerheimintie, 1952:




Обратите внимание, что у трамвая выделенка!

Австрийский Инсбрук, фотограф Paul Almasy, 1952:




Что здесь вообще могло поменяться за 70 лет, кроме марок автомобиля и дизайна трамвая?

Тихий столичный Берн 1952-го:




Невероятно, но в Швейцарии даже развитие общественного транспорта определяется народом на референдуме!
2 и 3 декабря 1939 года избиратели города Берн приняли решение ввести троллейбусы в качестве третьего вида городского общественного транспорта. Система откралась в 1940 г. и с тех пор только процветает.

Транспорт Милана в 1952 г.:




В Будапеште какой год не возьми, всегда в кадре будут жёлтые трамвай!
Зима 1952-го:




Перенесёмся в Западное полушарие.
США в 1952 г. производили автомобилей больше, чем весь остальной мир вместя взятый и имели соответствующий автопарк. После застоя 1940-х автобильный дизайон начинал стремительно меняться.
Чикаго, 1952:




Несмотря на засилье автомобильного транспорта, скоростной трамвай Лос-Анджелеса ещё держался (метро появится только в 1990 г.).
Cahuenga Pass, 1952:




Лос-Анджелес, Hollywood Boulevard и Highland, 1952:




Пассажирскую системы закрыли в 1961 г. С середины 1990-х в Лос-Анджелесе ведется упорная борьба за возвращение трамваев на центральные улицы города. Возможно, это случится в ближайшие годы.

Гораздо сложнее представить возвращение трамвая на Манхэттен.
Нью-Йорская площадь Таймсквер в 1952 году:




Крутые улицы Сан-Франциско, 1952:




Соседняя с США Мексика уже задыхалась от избытка автотранспорта. Вот какой кошмар творился на центральной площади столицы Сокало в 1952 году:




Мехико было почти невозможно отлитчить от мегаполисов США. Центральный проспект мексиканской столицы в 1952 году:







Теперь отправимся на Восток.

Георграфически расположенный главной частью в Европе, Стамбул был всегда воротами Азии.
Фото исторической площади Каракой (Karakoy Meydanı) передаёт напряженный ритм уличной жизни старого города, 1952:




Это площадь снимали непрерывно 100 лет и печатали на открытках. Потом вдруг перестали. Вероятно, какое-то одно новое здание убило весь колорит места...
А трамвай в Стамбуле ходил до 1957 г. В 1990е его восстановили уже как историческую достопримечательность (в старом центре).

Бейрут представлял такую же причудливую смесь европейской урбанистической культуры и местной восточной экзотики, 1952:




Трамвайная система в Бейруте открылась в апреле 1908 года и просуществовала до сентября 1965 года.

А это уже "колониальный" каирский трамвай в 1952 году:




Два лица Дамаска.
"Европейская" часть города с архитектурой модернизма и широченными улицами, 1952:




Старый город Дамаска, 1952:




Трамвай в Дамаске ходил с 1907 по 1967 г.

Столица Кувейта в 1952 г. задолго до начала нефтяного бума впечатляет обилием дорогих авто новейших марок:




Манилу мы всегда узнаем по неподражаемым маршрутками "джипни", 1952:




Военный Сеул 1952 г., памятник японского колониального градостроительства:




Обратите внимание на аккуратные газоны вдоль трамвайных путей. Независимые корейцы смогут дорасти до таких изысков благоустройства только где-то к 2010-м годам!

На главной улице Сеула только американские военные внедорожники и одинокий трамвай, фронт совсем рядом, 1952:




Ханой ещё под французами, поэтому студентки одеты весьма ярко и стильно, фотограф Baylor Roberts, 1952:




Столица "непотопляемого авианосца" Тайбэй в 1952 г. выглядит как японский колониальный город, основное средство передвижения - велосипед:




Ну, или рикша:




Обратите внимание, с каким усердием подходили японцы уличному благоустройству ещё в начале 20 века  даже на своих колониальных окраинах: широкий троуары выложены плиткой, грамотное озеленение, ливнёвка.

Токио, деловой квартал Гинза уже вполне ожил после американских ковровых бомбардировок напалмом, 1952:




Напалм не смог уничтожить почти все крупные каменные постройки довоенного времени. А вот строительный бум 1960-х сотрёт довоенный Токио с лица земли.
Токийский траффик 1952 года:




Как и довойны, на 90% Токио начала 1950-х состоит из деревянных хибарок:




Закончим, как всегда, Советским Союзом.

Минск, привокзальная площадь, фотограф А.С.Дятлов, 1952:




Минск фактически строили заново. Обратите внимание, что даже в крупных городах СССР легковых машин на улицах было меньше, чем в любой самой бедной стране "Третьего мира".

Советская улица в Минске как эталон сталинского градостроительства, 1952:




Москва. Площадь Дзержинского (Лубянка). Петков И., 1952:




Социалистическая реконструкция Москвы шла непрерывно и теперь это место практически неузнаваемо.
Москва. Сквер на Неглинной улице. Петков И., 1952:




Здесь хорошо видно, что пешеходы по-прежнему считают всё уличное пространство "своим" и переходят там, где им удобно.

Ленинград. Исаакиевская площадь из номера гостиницы Астория, фотограф Manhoff, 1952:




Здесь в кадре сразу 4 легковушки, 3 из которых - "Победа".

Грибоедов канал и церковь Спаса-на-Крови, фотограф Manhoff, 1952:




После войны в СССР ещё лет 20-25 все грузовики будут красить в цвет хаки.

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/ 1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

1950-е, города, автомобилизм, транспорт, авто-история

Previous post Next post
Up