В гости к Аранским Аборигенам. Часть 1

Feb 18, 2023 14:25


Посвящается памяти великих исследователей и путешественников, посещавших Аранские острова: Альфред Корт Хэддон (24.05. 1855 - 20.04.1940), Сэмюэл Гэмбл Бейн (11.11.1844 - 20.04.1924), Эдмунд Джон Миллингтон Синг (16.04.1871-24.03.1909), Роберт Джозеф Флаэрти (16.02.1884 - 23.07.1951).



Женщины в национальных костюмах. Остров Инишмаан, Ирландия



У настоящего путешественника в душе всегда есть неодолимая тоска по неизведанным далям. Но далекие поездки чрезвычайно утомительны и подчас таят много опасностей. Приключение, в которое я Вас приглашаю, абсолютно безопасное и увлекательное, к тому же в отличной компании. Устраивайтесь поудобнее, плесните себе в стакан чего-нибудь ирландского  и мы отправляемся на западное побережье Ирландии.

Здесь, на самом краю Европы мы обнаружим Аранский архипелаг, состоящий из трех небольших островов: Инишмор (ирл. Inis Mór), Инишмаан (ирл. Inis Meáin) и Инишир (ирл. Inis Oírr). Со всех сторон осаждаемые штормами, на протяжении веков Аранские острова стойко противостоят бурным водам Северной Атлантики. Мы увидим Араны, какими их запомнили путешественники в начале XX века, стремившиеся приобщиться к простой жизни рыбаков, живших по традициям своих предков.



Карта Аранских островов. Западная Ирландия, графство Голуэй провинция Коннахт



Остров Инишмор с высоты полета чайки...

В добрый путь…

The Aran Islands are in many respects the most remarkable islands I have as yet come across anywhere. Альфред Корт Хэддон, 24 июля 1890.

Начнем путешествие из небольшой рыбацкой деревушки Кладдах. Эта деревня расположена на берегу залива Голуэй. На дворе начало 1900-х.

Перед нами причал с пришвартованными кораблями, покачивающимися на волнах, крики чаек и гомон разношерстной толпы.

По берегу разбросаны низкие каменные дома с соломенными крышами, построенные с полным пренебрежением к системе и пронумерованных без разбора (к слову сказать, ирландцы до сих пор известны своей “своеобразной” системой нумерации домов).



Деревня Кладдах (Claddagh), пригород Голуэя, Ирландия, ок. 1903 г.

Отсюда два раза в неделю отправлялся пароход “The Duras”, доставлявший грузы и пассажиров на Аранские острова. Наши билеты уже в кармане моей твидовой жилетки и ничто не мешает нам подняться на борт парохода. Через пару часов сквозь сплошную пелену морского тумана на горизонте появляется самый крупный из островов, Инишмор.

Здесь нужно отметить, что в некоторых мемуарах английских путешественников начала XX века остров Инишмор именуется как “Arranmore”, что вносит путаницу, поскольку в Ирландии, на основной ее части, уже есть Аранмор, в графстве Донегол (Arranmore, County Donegal). Считается, что путаница возникла, так так как на местном наречии остров назывался “Árainn” или “Árainn Mhór”, а англичане стали называть его “Aran” или “Aran More”.

В те года на острове не было пирса, поэтому нашему пароходу пришлось бросить якорь на значительном расстоянии от берега. К нам подплыла команда “грузчиков” на веслах, и моряки начинали выгрузку ящиков и тюков с нижней палубы в их легкие и длинные самодельные каноэ, называемые «куррахи».



Причал на острове Инишмор, 1902 г. Из книги "On An Irish Jaunting-Car through Donegal and Connemara" Сэмюэла Бейна

На борту было стадо свиней и корова, которых нужно было доставить на остров.  Свиней, связанных веревками за задние и передние ноги, грузили в куррахи до тех пор, пока лодки могли держаться на плаву под их весом.  Животных доставили ближе к береговой линии, освободили от веревок и позволили свинкам самим доплыть до суши. Поездка свинок на берег сопровождалась страшным визгом и хрюканьем, которые напоминали репетицию оркестра с безумными дирижером.

Отчаянно упирающуюся корову с большим усилием столкнули за борт, так что она с головой погрузилась в волны. Прошло некоторое время, прежде чем она вынырнула на поверхность и, фыркая, поплыла к берегу. С палубы мы наблюдали, как она выбралась из воды, отряхнулась и стала мирно щипать траву, забыв про купание в ледяной воде.



Аранские острова. Инишмор. 1960-70е. Процесс погрузки коровы с острова на пароход. Фаза 1. Отрицание.



Аранские острова. Инишмор. 1939 г. Процесс погрузки коровы с острова на пароход. Фаза 2. Депрессия.



Аранские острова. Инишир. 1939 г. Процесс погрузки коровы с острова на пароход для отправки в Дублин. Фаза 3. Принятие.

После очередь доходит до пассажиров. Но в море уже никого не бросали, а рассадили по куррахам и доставили до берега. Так мы прибыли в живописную рыбацкую деревушку Киронан. Мы остановимся на ночлег у мистера Питера О'Коннора, любезно согласившегося принять в дом гостей с Большой Земли (the Main Land), как называют Голуэй и его окрестности местные жители. Его дом расположен в центре острова, на южном побережье, в деревне Kilmurvey. В качестве транспортного средства нас ждет “irish juantic car” или “ирландский кабриолет” - открытый двухколесный экипаж под одну лошадь. Поездка по местным окрестностям будет приятной.



Ирландский кабриолет, начало XX века

Красота и никаких гвоздей

Пока лошадка бодро скачет, глухо стуча копытами по каменистой дороге, можно наслаждаться пейзажами.



Проселочная дорога на Инишморе, Аранские острова

В хорошую погоду весь остров просматривается на несколько километров. Отвесные скалы на западе плавно переходят в погружающийся в море противоположный берег, волнообразный и причудливый, с островками белоснежных песчаных пляжей, где во время отлива любят проводить время колонии тюленей, стаи диких лебедей и уток.



Остров Инишмор, Аранские острова

Вся земля острова расчерчена каменными изгородями, являющиеся границами наделов, поэтому складывается ощущение, что едешь по причудливому одеялу в стиле пэчворк.



Картина The Way Home, автор - Barrie Maguire

А вокруг, где хватает взгляда - голубые дали океана и протяжные крики чаек. Приятно просто ехать, смотреть, как впереди причудливо извивается дорога и наслаждаться солнцем, которое ласково светит с бесконечного голубого небосвода, вплетая свои золотистые нити в кружева подрагивающих на ветру душистых трав.

Но особенность климата Аранских островов такова, что в любую минуту ясное небо могут затянуть серые тучи и посреди летнего дня начаться нудный осенний дождь.

По дороге мы проезжаем руины доисторического форта Дун-Энгус , построенного в форме подковы на самом краю отвесных скал.



Руины форта (ирл. Dún Aonghasa)



Предположительная схема расположения форта пару тысяч лет назад

Поверхность земли, окружающая форт, представляет ровный слой известняка, простирающийся на много миль во всех направлениях. При охлаждении поверхность трескается, образуя прямоугольные формы, и в этих трещинах растут мхи и папоротники.



Поверхность скал вокруг доисторического форта.

Здесь, стоя на самом краю света, можно в полной мере насладиться отдаленностью ото всего, отпустить все мысли и наблюдать, как океан пытается выиграть тысячелетний бой со скалами, в котором он, однажды, выйдет победителем…



Аранские острова, Инишмор. Вид с моря на скалы.

Продолжение статьи можно прочитать здесь: Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5 

Бейн, kilmurvey, irish jaunting-car, #джонсинг, стиль, аранский свитер, ирландия, Inis Mór, британские рыбаки, Dún Aonghasa, #aranislands, aran, claddagh, Флаэрти, Голуэй, Хэддон, аранские острова, ирландцы, Инишмор, Аран, гэнси, Дун-Энгус, аранскийсвитер, ireland

Previous post Next post
Up