28 февраля 1975 года в итальянском Турине состоялась премьера фильма
Микеланджело Антониони "Профессия: репортёр".
В середине 60-х годов Микеланджело Антониони заключил контракт с известным итальянским кинопродюсером Карло Понти на создание трёх фильмов. В соответствии с этим контрактом в 1966 году был создан фильм "Фотоувеличение", в 1970 году - картина "Забриски Пойнт". Третьим должен был стать фильм по рассказу Итало Кальвино "Приключения фотографа" о том, как некий журналист пытается затеряться в лесах Амазонии. Однако, в ходе работы над этим фильмом выяснилось, что съемки в лесах Амазонии оказались не по карману продюсеру, и он принял решение резко изменить содержание проекта. Финансовые проблемы у Карло Понти в значительной степени были вызваны провалом в прокате фильма "Забриски Пойнт".
Тогда сценарист Марк Пеплоу предложил в качестве основы сценария свой рассказ "Фатальный выход", содержание которого в чём-то перекликалось с рассказом Итало Кальвино, но действие которого происходило в Африке и в Европе, а потому позволяло сократить затраты на съемки. Марк Пеплоу - брат Клэр Пеплоу, жены
Бернардо Бертолуччи. Марк Пеплоу известен также как соавтор сценария фильма Бертолуччи "
Последний император".
Изначально предполагалось, что фильм будет называться "Пассажир". Объяснялось такое название тем, что сценарием фильма предусматривалось, что в скитаниях Локка (Джек Николсон) и Девушки (Мария Шнайдер) именно Девушка будет водителем машины, а Локк - её пассажиром. Но потом выяснилось, что Мария Шнайдер не умеет водить машину. Пришлось менять сценарий. Кроме того, авторы решили, что фильм с названием "Пассажир" уже был, и весьма неплохой (имелся в виду польский фильм 1963 года "Pasazerka (Пассажирка)". В английском языке женского рода для слова "passenger" нет), а потому на европейский кинорынок фильм вышел под названием "Профессия: репортёр". В англоязычных же странах он демонстрировался под первоначальным названием "The Passenger".
Вскоре после премьеры, в мае 1975 года, фильм номинировался на Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Но жюри кинофестиваля под председательством Жанны Моро присудило главный приз алжирскому фильму "Хроника огненных лет". В какой-то степени "утешением" для Микеланджело Антониони и его фильма можно считать, что компанию "лузеров" для него составили
Мартин Скорсезе с фильмом "Алиса здесь больше не живёт",
Сергей Бондарчук с фильмом "
Они сражались за Родину" и некоторые другие. В 1976 году, фильм "Профессия: репортёр" был удостоен датской премии Бодиль как лучший европейский фильм.
Кстати, Советский Союз в том составе жюри Каннского кинофестиваля представляла Юлия Ипполитовна Солнцева, жена и сподвижница выдающегося украинского режиссёра Александра Довженко, первая женщина-режиссёр в истории Каннского кинофестиваля, удостоенная Первого приза за режиссуру. Смею предположить, что при голосовании Юлия Солнцева отдала свой голос за алжирскую картину: уж очень её название напоминало название фильма Солнцевой, за который он получила свою награду - "Повесть пламенных лет".
Но вернёмся к фильму Антониони. Летом 1975 года, фильм "Профессия: репортёр" участвовал в Московском международном кинофестивале (ММКФ), но только в рамках внеконкурсного показа. Благодаря участию в ММКФ фильм Антониони попал на экраны советских кинотеатров. И этот факт удивителен по двум причинам. Во-первых, фильм "Профессия: репортёр" оказался единственным из фильмов так называемой англоязычной трилогии Антониони, который стал доступен советскому массовому кинозрителю. (Знакомства с двумя другими фильмами трилогии - "Фотоувеличение" и "Забриски Пойнт" пришлось ждать лет 15-20.) А во-вторых, удивительным образом проявилась прозорливость советских кинопрокатчиков, поскольку через несколько лет после выхода фильма на экраны в силу различных юридических причин собственность на фильм перешла к Джеку Николсону, и он чуть ли не на тридцать лет наложил запрет на его показ в кинотеатрах Европы и Америки. Ну, какое значение имели всякие там "авторские права" в СССР, всем хорошо известно.
Этот многолетний перерыв в показе фильма на экранах, как ни странно, сыграл положительную роль с точки зрения его оценки кинокритиками. Если сразу по выходу фильма на экраны реакция кинокритиков была не то, что бы негативной, но достаточно равнодушной, то по прошествии 30 лет, когда состоялся его повторный выход, уже на DVD, отзывы критиков по преимуществу носили буквально восторженный характер. Очень чётко это сформулировал Роджер Эберт, написавший в 2005 году в
поправке к рецензии 1975 года:
"Я не восхищался фильмом в 1975 году. В негативном обзоре я заметил, что Антониони сменил название с «Репортер» на «Пассажир», очевидно, решив, что речь идет о Девушке, а не о Локке. .... Спустя 30 лет я восхищаюсь этим фильмом. Я всё больше и больше симпатизирую этому фильму."
Что касается зрительской оценки, то почти 60% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом изложенного выше рейтинг фильма "Профессия: репортёр" по
версии FilmGourmand'а составляет 7,886, и это позволяет ему занимать 867-е место в
Золотой Тысяче.