День рождения Кабаре

Feb 13, 2023 20:40


13 февраля 1972-го года на экраны американских кинотеатров вышел фильм Боба Фосси "Кабаре".





В значительной степени фильм основан на театральном мюзикле "Кабаре" (композитор Джон Кандер, стихи Фреда Эбба, либретто Джо Мастероффа), поставленном на Бродвее в 1966 году. Этот мюзикл выдержал 1165 представлений и в 1967 году был удостоен американской театральной премии "Тони". Мюзикл "Кабаре", в свою очередь, был основан на пьесе Джона Ван Друтена "Я - камера", написанной в 1951-м году. А пьеса Ван Друтена, в свою очередь, основана на полу-автобиографическом романе британского, а затем и американского, писателя Кристофера Ишервуда "Прощай, Берлин", написанном в 1939 году. В своём романе Кристофер Ишервуд описал отношения молодого британского писателя по имени Брайан Робертс, прототипом которого был сам Ишервуд, с начинающей певицей кабаре по имени Салли Боулз, когда они делили съемное жилье в Берлине в период с 1930-го по 1933-й годы. То есть, в самый период становления фашизма в Германии.



Образ Салли Боулз имеет реальный прототип. Им была Джин Росс, молодая британская актриса и писательница, работавшая певицей кабаре в Веймарском Берлине. После выхода фильма "Кабаре" Джин Росс была очень обижена тем, что Кристофер Ишервуд изобразил ее аполитичной антисемиткой. На самом деле она была членом Коммунистической партии Великобритании, а затем военным корреспондентом во время гражданской войны в Испании. Люди, знавшие Джин Росс лично, описывали ее как «нежную, образованную и очень красивую женщину, совсем не похожую на вульгарного вампира, изображенного Лайзой Миннелли».



Можно предположить, что такое "искривлённое" восприятие женского образа явилось следствием сексуальной ориентации Кристофера Ишервуда, который практически не скрывал своего гомосексуализма, сменил за свою жизнь немало партнеров, а в возрасте 48 лет влюбился в 18-летнего художника, с которым прожил 33 года, до самой своей смерти от рака предстательной железы. А может, это было связано с некоторыми обстоятельствами отношений Кристофера Ишервуда и Джин Росс. Эта девушка забеременела от музыканта дворянского происхождения Гётца фон Эйка (после переезда в Америку сменившего имя на Питер ван Эйк и прославившегося как актёр под этим именем), а когда он уехал из Берлина, решила сделать аборт. Но по тогдашним законам Германии это невозможно было сделать без согласия отца ребёнка. И вот Ишервуду, открытому гею, пришлось выдать себя за отца ребёнка.



Как бы то ни было, Ишервуду в экранизации его романа понравилось почти всё, за исключением исполнения роли Салли Боулз. Он считал, что Лайза Минелли слишком талантлива для роли Салли Боулз, которая в его романе была абсолютно бездарной и только мнила себя звездой. Короче, по словам Ишервуда, "была полной противоположностью дочери Джуди Гарлэнд". Зато сколько удовольствия доставила зрителям Лайза Минелли в этой роли, которая, как принято говорить, "наутро после премьеры проснулась знаменитой"!



Впрочем, фильм "Кабаре" сделал знаменитой не только Лайзу Минелли, но и саму Джин Росс. Правда, буквально через год после премьеры фильма она скончалась. Незадолго до смерти она с горечью делилась впечатлениями от встреч с журналистами, которые, по её словам, "просили о многочисленных интервью, говоря, что их интересует Берлин 30-х годов, но на самом деле не проявляли ни малейшего интереса ни к безработице, ни к нацистским маршам, ни к гонениям на евреев. Их интересовало только с каким количеством мужчин я переспала". Да, журналисты во все времена и во всех странах одинаковы. За очень редкими исключениями.



Лайзе Минелли роль в этом фильме принесла не только известность, но и целый ворох, а именно - 6, наград. В том числе наиболее престижные американские премии Оскар и Золотой Глобус, британскую БАФТА, итальянскую Давид ди Донателло. Сам фильм получил 39 наград и 17 номинаций. В числе полученных наград 8 премий Оскар, включая премию за Лучшую режиссуру, 3 Золотых Глобуса, включая премию как Лучшему комедийному или музыкальному фильму, 7 британских премий БАФТА, включая премии как Лучшему фильму и за Лучшую режиссуру, датскую премию Бодиль как Лучшему не-европейскому фильму, две итальянских премии Давид ди Донателло, включая премию за Лучшую режиссуру.



Из важнейших номинаций - Лучший фильм и Лучшая режиссура - "Кабаре" проиграл только две: Оскара на Лучший фильм и Золотой Глобус за Лучшую режиссуру. Но кому?! Фильму " Крестный отец" и, соответственно, его режиссёру Фрэнсису Форду Копполе. Впрочем, неправильно говорить, что "Кабаре" что-то проиграло "Крестному отцу". Эти киношедевры разделили важнейшие награды как бы "крест-накрест".



И вот такой фестивальный успех случился при том, что Боб Фосси оказался режиссёром этого фильма как бы "на безрыбье". Изначально продюсеры предлагали осуществлять режиссуру этого фильма таким признанным мастерам, как Билли Уайлдер, Джозеф Лео Манкевич и Джин Келли. Но все отказались. А Боб Фосси очень хотел снимать этот фильм. Но! Всего за три года до этого он снял свой первый полнометражный фильм - "Милая Чарити", римейк фильма Федерико Феллини " Ночи Кабирии". И этот фильм провалился в прокате. А у продюсеров риск был серьёзный: ведь только за право на экранизацию мюзикла они заплатили Кандеру, Эббу и Мастероффу полтора миллиона долларов. Единственным козырем Боба Фосса была его слава великолепного хореографа. И это сработало! При бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал более 42 миллионов долларов.



На фоне такого фестивального и финансового успеха картины её приём у кинокритиков кажется довольно сдержанным. Наиболее характерной является оценка фильма Роджером Эбертом, который поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных. В своей рецензии он дал своего рода объяснение этой "скупости". При этом он проводит параллель между фильмом "Кабаре" и фильмом Лукино Висконти "Гибель богов", поскольку обе картины описывают один и тот же исторический период в Германии.

"Оба фильма разделяют общую идею о том, что подъем нацистской партии в Германии сопровождался ростом бисексуальности, гомосексуализма, садомазохизма и других видов "деятельности". Если рассматривать это как обобщение нацистского движения, это, безусловно, чрезмерное упрощение. Но взятый как один из подходов к темным закоулкам нацизма, он может оказаться довольно близким к цели. Нацистские уловки, такие как сапоги, кожа, мускулы, расовое превосходство, митинги на открытом воздухе и арийское товарищество, представляют собой лишь некоторые из множества атрибутов мачизма, которые имели (и имеют) особую привлекательность для некоторых видов импотентов."



Несмотря на ярко выраженный антифашистский характер фильма, в кинотеатрах страны, больше всего пострадавшей от фашизма, в Советском Союзе, фильм начал демонстрироваться только через 17 лет после премьеры во всем мире, и то только благодаря перестройке. Впрочем, к тому времени фильм уже можно было посмотреть на VHS.



Одним из первых отреагировал на появление фильм Боба Фосси "Кабаре" на российском экране известный кинокритик Александр Федоров. В своей рецензии он отметил:

"Бобу Фосси удалось в «Кабаре» то, что, пожалуй, не смог сделать ни один режиссер - органично совместить на экране блестящие музыкальные сцены с эпизодами глубокого психологического плана, где, как и в жизни, переплеталось смешное и грустное, комическое и трагическое…Дело в самой атмосфере фильма, герои которого, стремясь остаться вне политики, занимаются выяснением сложных любовных отношений и, тем не менее, все равно сталкиваются с фашизмом в его разных обличьях."



Что касается зрительской оценки фильма, то 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Боба Фосси "Кабаре" по версии FilmGourmand'а составил 10,146, что поставило этот фильм на 35-е место в Золотой Тысяче.



реальные прототипы, американское кино, становление фашизма, шедевры мирового кино, мюзикл

Previous post Next post
Up