17 ноября 1942 года в Нью-Йорке, в очень религиозной католической семье Чарльза (настоящее имя - Лучано) и Катарины Скорсезе, выходцев из итальянской Сицилии, работников швейного производства, родился второй сын, которого в честь деда назвали Мартином, а точнее Мартином Маркантонио Лучано.
Мартин Скорсезе во время интервью. Февраль 2020.
С ранних лет у Мартина сформировалось пристрастие к кинематографу. Дело в том, что с детства Мартин страдал астмой, что не позволяло ему играть со сверстниками в обычные мальчишеские игры. Оставалось только смотреть кинофильмы.
Таксист. 1976. Рейтинг фильма - 9,088. 145-е место в Золотой Тысяче.
По окончании школы, а старшеклассником (с 1956-го по 1960-й год) Мартин учился в католической школе для мальчиков Кардинала Хайза, перед ним, как и перед всеми выпускниками школ, встал выбор дальнейшего пути. Вариантов было два: продолжить религиозное образование и стать священником или посвятить себя киноискусству.
Мартин Скорсезе в своем фильме "Таксист", 1976 год.
Первым выбором Мартина была церковь. Он поступил на подготовительные курсы в семинарию. Но очень скоро осознал, что настоящее его призвание - кино. Поняв это, через год Мартин поступил в Нью-Йоркский колледж наук и искусства, который закончил в 1964-м году со степенью бакалавра искусств. В 1966 году в Школе кино Нью-Йоркского университета Мартин Скорсезе получил степень магистра искусств.
Бешеный бык. 1980. Рейтинг фильма - 8,135. 557-е место в Золотой Тысяче.
Ещё будучи студентом, Мартин Скорсезе в 1963-м году снял свой первый короткометражный фильм, продолжительностью 9 минут - "Что такая красивая девушка делает в таком месте?" Спустя 4 года, в 1967-м году Мартин Скорсезе снял свой первый полнометражный художественный кинофильм - "Кто стучится в дверь ко мне?" Это, по
словам Роджера Эберта,
"была полуавтобиографическая история о взрослении итало-американского юноши; она хоть и заслужила похвалу и некоторые призы, но не принесла Скорсезе никакого финансового успеха, и ему пришлось продолжать подрабатывать на жизнь редактированием, преподаванием и случайными заработками."
Первый финансовый успех принес Мартину Скорсезе его фильм 1973 года "Злые улицы".
После работы. 1985. Рейтинг фильма - 8,458. 342-е место в Золотой Тысяче.
К своему 80-летию Мартин Скорсезе насчитывает в своей фильмографии 25 полнометражных художественных кинофильмов и 1 новеллу для киноальманаха, не считая большого количества телевизионных и короткометражных фильмов. 10 из этих 25 фильмов вошли в
Золотую Тысячу FilmGourmand'а, в том числе "
Славные парни", "
Таксист", "Отступники", "Авиатор", "
После работы", "Остров проклятых", "Банды Нью-Йорка", "Казино", "
Бешеный бык", "Волк с Уолл-стрит".
Славные парни. 1990. Рейтинг фильма - 10,868. 16-е место в Золотой Тысяче.
На основании количества фильмов, вошедших в Золотую Тысячу, Мартин Скорсезе включен в список
100 величайших режиссёров мирового кино, составленный FilmGourmand'ом. Причём, Скорсезе имеет все шансы со временем возглавить этот список, поскольку режиссёры, имеющие более высокие показатели - Ингмар Бергман,
Акира Куросава,
Стэнли Кубрик - к сожалению, уже не смогут порадовать нас своими новыми произведениями. А нам этот показатель позволяет считать Мартина Скорсезе величайшим из ныне здравствующих кинорежиссёров.
Казино. 1995. Рейтинг фильма - 8,174. 505-е место в Золотой Тысяче.
Творческая деятельность Мартина Скорсезе оценена 170 кинонаградами, среди которых наиболее престижные 3 американских Золотых Глобуса, 2 Золотых Пальмовых Ветви Каннского кинофестиваля, 2 датских кинопремии Бодиль, премия Британской киноакадемии БАФТА, российская кинопремия Золотой Орёл, премия Оскар. При этом, по
оценкам наблюдателей, Мартина Скорсезе, наряду с
Орсоном Уэллсом,
Альфредом Хичкоком и Стэнли Кубриком, можно назвать "нелюбимчиком" Американской киноакадемии: начиная с 1981-го года 6 раз он номинировался на премию Оскар как лучший режиссёр, и только в 2007-м году получил эту премию за фильм "Отступники".
Отступники. 2006. Рейтинг фильма - 8,982. 168-е место в Золотой Тысяче.
Мартина Скорсезе некоторые критики и кинематографисты иногда называют "мастером гангстерских лент". Хотя доля гангстерских драм в фильмографии Скорсезе, по моим расчётам, не превышает 25 процентов.
Банды Нью-Йорка. 2002. Рейтинг фильма - 8,200. 471-е место в Золотой Тысяче.
Параллельно со своей, воистину, легендарной работой в качестве режиссера, Мартин Скорсезе уже почти три десятилетия ведёт серьёзную работу по сохранению фильмов. В частности, в целях привлечения внимания общественности к работе киноархивов он, вместе с другими кинематографистами, основал некоммерческую организацию The Film Foundation. Эта организация регулярно сотрудничает с американскими киноархивами в восстановлении «утерянных» или находящихся под угрозой исчезновения фильмов. В частности, благодаря Мартину Скорсезе и
Фрэнсису Форду Копполе был, можно сказать, спасён фильм Михаила Калатозова "
Я - Куба".
Авиатор. 2004. Рейтинг фильма - 8,542. 306-е место в Золотой Тысяче.
Особого уважения, на мой взгляд, Мартин Скорсезе заслуживает за то, что, не замыкаясь сугубо на собственном творчестве, имеет смелость высказывать свое мнение по поводу процессов, происходящих в кинематографе, свидетельствующих о деградации кино - см.
здесь или
здесь.
Остров проклятых. 2010. Рейтинг фильма - 8,350. 395-е место в Золотой Тысяче.
В связи с 80-летием великого Мастера хочу напомнить поклонникам его творчества кадры из его лучших фильмов, включённых в Золотую Тысячу.
Волк с Уолл-стрит. 2013. Рейтинг фильма - 8,038. 672-е место в Золотой Тысяче.