Годовщина лучшего кубинского фильма

Oct 27, 2022 00:13


26 октября 1964 года на Кубе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова "Я - Куба".





Идейным вдохновителем создания фильма можно считать великого советского и российского поэта Евгения Евтушенко. Правда, в начале 60-х годов он был простым корреспондентом газеты "Правда" и в этом качестве неоднократно посещал Кубу, отношения которой с Советским Союзом бурно развивались после победы Кубинской революции в начале 1959 года. Из каждой поездки Евтушенко привозил новые стихи, вдохновлённые увиденным на Кубе. В 1961 году Евтушенко пришла в голову идея сделать фильм о Кубинской революции. Этой идеей он поделился с Михаилом Калатозовым и Сергеем Урусевским, незадолго до того испытавшим триумф на Каннском международном кинофестивале с фильмом " Летят журавли". Идея была воспринята с большим энтузиазмом, и вскоре все трое встретились с тогдашней министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Министр идею поддержала, и уже в апреле 1961 года Михаил Калатозов направился на Кубу для проведения переговоров. За неделю до приезда Калатозова кубинские войска разгромили американский десант, высадившийся в заливе Кочинос.



Предложение советских кинематографистов о создании фильма о кубинской революции совпало с намерениями кубинских революционных властей о создании пропагандистского фильма. С 1962 года Михаил Калатозов начал подготовку к съемкам фильма, а Евгений Евтушенко активизировал свою работу над поэмой в прозе "Я - Куба", которую завершил  в 1963 году. Эта поэма в прозе легла в основу сценария будущего фильма. Кубинский сценарист Энрике Пинеда Барнет принял активное участие в создании сценария фильма на основе поэмы Евтушенко. Работа над фильмом в общей сложности заняла 20 месяцев с 1963 по 1964 годы.



Фильмы, находящиеся на стыке искусства и пропаганды, часто имеют трудную судьбу. Не миновали эти сложности и фильм "Я - Куба". В США и других западных странах (кроме Японии) фильм был запрещён цензурой как коммунистическая пропаганда. По выходу на экраны в октябре 1964 года на Кубе и в ноябре того же года в СССР фильм подвергся жёсткой критике как на Кубе, так и в Советском Союзе. Кубинские кинокритики упрекали фильм за то, что в нём, якобы, кубинцы изображены слишком шаблонно, стереотипно. А советские кинокритики ругали картину за то, что в ней, якобы, слишком привлекательным изображён буржуазный образ жизни, существовавший на Кубе до революции. Калатозову были предъявлены обвинения в формализме, в "искусстве ради искусства", оторванном от реальных проблем простых людей. В итоге, фильм практически не показывали в советских кинотеатрах. Если точнее, его показали лишь в 8 кинотеатрах на всю страну.



Впрочем, от чиновников от идеологии (а именно такими были большинство советских кинокритиков) трудно было ожидать чего-то другого. Но фильм был подвергнут критике и со стороны такого признанного Мастера, как Андрей Тарковский. Естественно, Тарковский предъявлял претензии к фильму не по каким-то идеологическим соображениям. Его, как ни странно, не устроила операторская работа. Конкретные его претензии были предъявлены длительным непрерывным планам, которыми изобилует фильм. В своих "Лекциях по кинорежиссуре" Тарковский, в частности, писал: "Ведь были попытки снять все с одной точки зрения, например, «Веревка» Хичкока или «Я - Куба» и др. Ну, и к чему это привело? Ни к чему, потому что в этом ничего нет."



И эти претензии были тем более удивительными, поскольку оператором на фильме был, как было сказано выше, Сергей Урусевский, во многом обеспечивший триумф фильму "Летят журавли" на Каннском кинофестивале 1958 года. Более того, талант Урусевского на этом фильме был усилен наиболее передовой на тот момент оптической техникой: для съемок этого фильма Урусевскому были предоставлены оптические приборы, находившиеся на вооружении Советской Армии.



И быть бы фильму Михаила Калатозова преданным забвению, если бы не два великих американских кинорежиссёра! Усилиями небольшой нью-йоркской кинопрокатной компании Milestone Films в 1994 году фильм был представлен Мартину Скорсезе и Фрэнсису Форду Копполе. Которые буквально влюбились в этот фильм, не обращая внимания на его анти-американскую направленность. Они добились выпуска фильма на экраны американских кинотеатров, и с 1995 года фильм с успехом демонстрировался практически во всех западных странах и на многих международных кинофестивалях. В рамках внеконкурсных показов, естественно.



Роджер Эберт, гуру американской кинокритики, дал высокую оценку фильму. Конечно, вследствие пропагандистского характера фильма Эберт не мог дать ему наивысшую оценку, он поставил фильму всего три звезды из 4-х возможных. При этом в своей рецензии он отметил:

"Поскольку предсказанные в фильме новый смелый мир и райская жизнь при Фиделе Кастро на деле обернулись страданиями кубинцев от одной из самых мрачных бюрократий, фильм сегодня кажется наивным и устаревшим - но тем не менее, захватывающим.... И, как пример лирического черно-белого кинопроизводства, он по-прежнему потрясающий."

И, кстати, именно непрерывные крупные планы, вызвавшие недовольство Тарковского, больше всего понравились Эберту.



Точно так же, операторская работа в этом фильме вызвала восхищение кинообозревателя The New York Times Стивена Холдена. В своей рецензии от 8 марта 1995 года он писал:

"То, что делает фильм «Я - Куба» намного больше, чем просто реликвия коммунистического китча, - это фантастическая операторская работа Сергея Урусевского. Высококонтрастная черно-белая фотография фильма, в которой пальмы и поля сахарного тростника кажутся обжигающе белыми на фоне чернильного неба, иллюстрирует взрывную полярность революции и горящие страсти."



По причинам, перечисленным выше, фильм лишён был возможности претендовать на какие-либо кинопремии. Но от кинозрителей он получил весьма высокую оценку: 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки 8 и выше. Причём, средняя оценка, полученная фильмом от кинозрителей США - 8,1. С учетом сказанного, рейтинг фильма Михаила Калатозова "Я - Куба" по версии FilmGourmand'а составляет 8,159, что позволяет этому фильму занимать 524-е место в Золотой Тысяче.



У многих читателей настоящей статьи возникнет вполне законное и обоснованное недоумение по поводу того, что, как следует из заголовка статьи, фильм "Я - Куба" назван кубинским. Объясняю: принимая во внимание, что в создании фильма наряду с Мосфильмом выступал Кубинский институт искусств и кинематографии, что соавтор сценария - кубинец, исполнители главных ролей - кубинцы, и, наконец, техническими консультантами на съемках выступили Фидель и Рауль Кастро и Че Гевара, я решил включить этот фильм в число кубинских. Собственно говоря, не только я, но и Википедия .  И поскольку этот фильм оказался единственным кубинским фильмом, попавшим в Золотую Тысячу, мы имеем все основания считать его лучшим кубинским фильмом.



кубинское кино, шедевры мирового кино, кубинская революция, советское кино, кино

Previous post Next post
Up