12 октября 1957 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм Михаила Калатозова "Летят журавли". Сценарий фильма по своей же пьесе "Вечно живые" написал Виктор Розов.
Виктор Розов, 1913 года рождения, на момент начала Великой Отечественной войны работал в московском Театре Революции, ныне - Театр имени Маяковского. В июле 1941 года ушёл в составе ополчения на фронт. В октябре того же года в первом же бою под Вязьмой получил тяжелейшие ранения. Несколько месяцев провёл в госпиталях, пока в июле 1942 года не выписался, уже будучи инвалидом. В 1943 году написал пьесу "Семья Серебрийских", которую по старой дружбе поставили в Костромском театре (в конце 20-х - начале 30-х годов Виктор Розов играл в этом театре, как тогда говорили, на общественных началах, то есть бесплатно, из одной любви к искусству). Однако, скоро спектакль был снят со сцены, поскольку пьеса не была утверждена цензурой.
Виктор Розов отложил свою пьесу в дальний ящик своего стола, до лучших времён. Лучшие времена настали лишь после смерти Сталина. Тогда Розов переработал эту свою первую пьесу, и с неё, называвшейся уже "Вечно живые", в 1956 году, когда, казалось, страна начала избавляться от сталинизма, началась биография легендарного театра "Современник". Тогда же, известный кинорежиссёр, лауреат Сталинской премии, но ещё более известный как один из руководителей советского кинематографа при Сталине, Михаил Калатозов (Калатозишвили) решил поставить по этой пьесе фильм.
Следует отметить, что Калатозов был не просто одним из руководителей советского кино при Сталине, но возглавлял одно из важнейших его направлений: пропаганду советского кино за рубежом. Также в орбиту его профессиональных обязанностей входили контакты с зарубежными кинематографистами, закупки иностранных фильмов для советского кинопроката. Возможно, что если бы о создании фильма по пьесе Виктора Розова задумался кто-то другой, менее близкий к руководящим кругам советского кинематографа, эта идея осталась бы нереализованной.
Фильм, как было сказано, вышел в октябре 1957 года и за первый год собрал в кинотеатрах 28,3 миллиона зрителей, или более 14% населения страны. Многие кинозрители, приученные к пропаганде, при просмотре фильма испытали нечто вроде болевого шока. Ибо, едва ли не впервые была показана гибель главного героя. И уж точно впервые были подняты такие темы, как уклонение от призыва в армию, как спекуляция на медикаментах и "чёрный рынок" в военное время.
Благодаря связям Михаила Калатозова фильм "Летят журавли" в ноябре 1957 года был показан в Риме и в Милане в рамках Недель советского кино, а чуть позже и во Франции. В мае 1958 года картина была представлена на Каннском международном кинофестивале, где произвела настоящий фурор. Фильм был награжден Золотой Пальмовой Ветвью, а
Татьяна Самойлова была отмечена Особым Упоминанием.
Как отреагировали советские власти на этот первый и, как позднее выяснилось, последний триумф советского кино в Каннах,
описал журналист "Известий" Станислав Сергеев:
"Небольшая безымянная заметка в "Известиях" - "Первый приз - советскому фильму". Это сообщение прокомментировано парой коротких фраз: "Фильм "Летят журавли" был показан еще на второй день фестиваля. Он произвел глубокое впечатление на публику и журналистов. Мировая печать посвятила ему сотни статей, в которых отмечала достоинства картины. Особенный успех имела Татьяна Самойлова". Мировая печать - да. В "Известиях" - ни рецензии, ни фотографии. В этой заметке не названы ни режиссер фильма Михаил Калатозов, ни сценарист Виктор Розов, ни главный оператор Сергей Урусевский, чьи имена тогда стали всемирно известны. У себя на родине фильм изначально был принят настороженно: официальная пуританская мораль отказывала главной героине фильма Веронике (Татьяна Самойлова) в праве даже не на любовь, а на память о любви к погибшему на фронте жениху."
А фильм тем временем продолжал триумфальное шествие по экранам всех стран и континентов. В 1959 году фильм Михаила Калатозова "Летят журавли" получил номинацию от Британской киноакадемии в категории "Лучший фильм любого происхождения". Но британские киноакадемики, как обычно, присудили свою премию БАФТА в этой категории британскому же фильму Джека Клейтона "Путь наверх", хотя эта картина уже получила премию и как лучший британский фильм. Впрочем, картина Михаила Калатозова "Летят журавли" оказалась в более, чем достойной компании: "
Ночи Кабирии"
Федерико Феллини, "
Кошка на раскалённой крыше" Ричарда Брукса, "
Земляничная поляна" Ингмара Бергмана, "
Непокорённый"
Сатьяджита Рая, "Скованные одной цепью"
Стэнли Крамера и другие.
Везде, где демонстрировался фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", он пользовался огромным успехом как у рядовых кинозрителей, так и у профессиональных кинокритиков. Даже придирчивый и желчный кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер посвятил фильму весьма хвалебную
рецензию (не преминув, правда, отметить алогичность, на его взгляд, брака между Вероникой и Марком), в которой назвал две, по его мнению, главных черты картины.
"Это совершенно навязчивое и всепоглощающее отвращение к войне и, напротив, прекрасно нежное, почти лирическое чувство романтической любви. Эти два удивительных выражения, столь необычных в советских фильмах, которые чаще всего используются для восхваления патриотического пыла и привлекательных качеств гидроэлектростанций, являются особыми тематическими отличиями этого необычного фильма, получившего приз, предлагаемого здесь (в США - FG) в рамках соглашения о культурном обмене, продвигаемого Советским Союзом и нашим Государственным департаментом....Но самым искренним и трогательным является акцент на непоколебимой любви и преданности героини своему возлюбленному - и его к ней, как видно из быстрых сцен на переднем плане. Благодаря режиссуре г-на Калатозова и великолепной игре Татьяны Самойловой в роли Вероники, этот фильм вызывает огромное чувство симпатии - чувства, которое не знает географических или политических границ."
В отличие от советских кинокритиков - современников картины, обошедших фильм молчанием, даже несмотря на его триумф за пределами СССР (а может, именно вследствие этого триумфа), российские кинокритики воздали должное творению Калатозова-Розова-Урусевского. Один из самых авторитетных российских кинокритиков - Сергей Кудрявцев - поставил фильму 10 баллов из 10 возможных и в своей
рецензии написал, что это
"удивительное произведение, которое действительно в корне меняет представления о возможностях и выразительных средствах кино, а вместе с тем оказывает незабываемое воздействие на наши человеческие эмоции, позволяя пережить и эстетический, и душевный катарсис."
Другой известный российский кинокритик - Евгений Нефёдов, также оценивший фильм максимальными 10 баллами, помимо перечисления неоспоримых достоинств картины в своей
рецензии отметил:
"Хочется верить, что «Летят журавли» помогли людям на Западе лучше понять, какую цену заплатили их союзники по антигитлеровской коалиции, без решающего вклада которых, возможно, и не было бы великой Победы."
Несмотря на то, что с момента выхода фильма "Летят журавли" прошло уже много десятилетий, современные кинозрители во всём мире оценивают картину очень высоко. 77% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 33% пользователей - каждый третий (!) - оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом сказанного, рейтинг фильма Михаила Калатозова "Летят журавли" по
версии FilmGourmand'а составил 9,093, благодаря чему он занял 142-е место в
Золотой Тысяче.