День рождения Непокорённого

Oct 12, 2022 00:09


11 октября 1956 года на экраны кинотеатров в Индии вышел фильм Сатьяджита Рая "Непокорённый (Ôporajito  অপরাজিত) The Unvanquished)" - вторая часть так называемой трилогии об Апу, в которую входят "Песнь дороги" (часть 1-я) и "Мир Апу" (часть 3-я). Эта кинотрилогия основана на автобиографическом романе бенгальского писателя Бибхутибхушана Бандьопадхяйя. Писатель родился в 1894 году. В 1925 году начал работу над романом "Песнь дороги", который был закончен в 1928 году и опубликован в 1929 году. Успех этого романа у читателей и у критиков побудил молодого писателя продолжить роман, благодаря чему в 1931 году появилась вторая часть - "Непокорённый".





В 1952 году молодой, 31-летний начинающий кинорежиссёр Сатьяджит Рай выбрал "Песнь дороги" в качестве основы для своего первого полнометражного художественного фильма. 26 августа 1955 года фильм "Песнь дороги" вышел на экраны индийских кинотеатров, произведя настоящий фурор. А в мае 1956 года был представлен на Каннском международном кинофестивале. Золотую Пальмовую Ветвь дебютный фильм Сатьяджита Рая не получил, но получил премию как Лучший человеческий документ года.



Международное признание дебютного фильма молодого кинорежиссёра привлекло к нему внимание руководства страны. Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и первый президент Индии Раджендра Прасад запросили специальный показ, на котором также присутствовала Индира Ганди. После фильма Неру спросил: «А что теперь происходит с Апу?» Тогда Сатьяджит Рай понял, что надо снимать фильм и по второй части трилогии об Апу.



Примерно через год после премьеры в Индии, 4 сентября 1957 года, фильм Сатьяджита Рая "Непокорённый" был представлен гостям и участникам международного кинофестиваля в Венеции, где произвёл настоящий фурор. Фильм был удостоен главного приза кинофестиваля - Золотого Льва. И это при том, что среди претендентов на эту премию были такие картины, как "Белые ночи" Лукино Висконти, "Трон в крови" Акиры Куросавы. Но кроме главного приза жюри кинофестиваля под председательством знаменитого французского кинорежиссёра Рене Клера присудило фильму Рая премию "Новый Кинематограф". Кстати, в составе того жюри Советский Союз представлял выдающийся советский режиссёр Иван Пырьев. Ну, и вдобавок ко всему, "Непокорённый" получил на этом фестивале премию ФИПРЕССИ. Короче, "Непокорённый" стал первым индийским фильмом, получившим столь престижную премию, как "Золотой Лев" Венецианского кинофестиваля.



Благодаря этому успеху Сатьяджит Рай, который изначально не собирался экранизировать всю трилогию Бибхутибхушана Бандьопадхяйя, понял, что придётся снимать и третью часть трилогии. В итоге появилась кинотрилогия, которая, по мнению кинокритиков, представляет собой вершину творчества индийского кинематографа.



Однако, успехом в Венеции фестивальные достижения "Непокорённого" не закончились. В 1959 году фильм Сатьяджита Рая получил номинацию от Британской киноакадемии в категории "Лучший фильм любого происхождения". Но британские киноакадемики, как обычно, присудили свою премию БАФТА в этой категории британскому же фильму Джека Клейтона "Путь наверх", хотя эта картина уже получила премию и как лучший британский фильм. Впрочем, картина Сатьяджита Рая "Непокорённый" оказалась в более, чем достойной компании: " Ночи Кабирии" Федерико Феллини, " Кошка на раскалённой крыше" Ричарда Брукса, "Летят журавли" Михаила Калатозова, " Земляничная поляна" Ингмара Бергмана, "Скованные одной цепью" Стэнли Крамера и другие. Наконец, уже в 1967 году датские кинокритики присудили фильму "Непокорённый" Сатьяджита Рая свою премию Бодиль как Лучшему не-европейскому фильму.



Оценку фильма Сатьяджита Рая "Непокорённый" профессиональными кинокритиками иначе, чем всеобщий восторг, охарактеризовать нельзя. Так, Роджер Эберт, оценивший всю трилогию четырьмя звездами из 4-х возможных и включивший все 3 фильма в свой список "Великих фильмов", писал: "Три фильма, которые были сделаны в Индии Сатьяджитом Раем в период с 1950 по 1959 год, завоевали главные призы в Каннах, Венеции и Лондоне, и создали новый кинематограф для Индии, плодотворная киноиндустрия которой традиционно оставалась в узких рамках разудалых и слезливых музыкальных мелодрам.... Я смотрел "трилогию Апу" недавно в течение трех ночей и обнаружил, что мои мысли возвращаются к ней в течение нескольких дней. Речь идет о времени, месте и культуре, далеких от наших собственных, и все же они напрямую и глубоко связаны с нашими человеческими чувствами. Это как молитва, подтверждающая, что именно таким может быть кино, как бы далеко в своем цинизме мы ни забрели."



Если Эберт свой отзыв посвящал кинотрилогии в целом, то другой известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли в своём отзыве, посвящённом непосредственно второй части трилогии, писал: "Непокорённый" - удивительный кинофильм. Его богатая поэтическая композиция прекрасно сочетается с возвышенным эмоциональным резонансом повествования. Тем, кто посмотрел  "Песнь дороги", "Непокорённый" предоставляет почти безупречное продолжение путешествия, начатого там. Но и для тех, кто пропустил более предыдущий фильм Рая, этот фильм не теряет своего значения. Сам по себе или как часть трилогии Апу, фильм "Непокорённый" ни в коем случае не должен быть пропущен."



И даже обычно придирчивый кинообозреватель The New York Times Бозли Кроузер как положительную черту "Непокорённого" отметил: "формат и содержание этого фильма далеки и очень сильно отличаются от того, что мы обычно получаем из Голливуда".



И тем более странно, что этому фильму, как и всей трилогии, частью которой он является, не нашлось места в советском кинопрокате. И ведь нельзя сказать, что в Советском Союзе было какое-то настороженное отношение к индийскому кино. Напротив, скорее, можно было говорить про засилье индийских фильмов на экранах советских кинотеатров. Подтверждением тому может служить список индийских картин, попавших в советский кинопрокат:  более 250 наименований за 40 лет. То есть, в среднем, по 6-7 фильмов в год. Большинство из которых можно отнести к тем самым "разудалым и слезливым музыкальным мелодрамам", о которых писал Роджер Эберт. Но картинам, признанным вершиной индийского кинематографа, места в этом списке не нашлось.



Несмотря на то, что с момента выхода фильм "Непокорённый" на экраны зрительский рейтинг этого творения Сатъяджита Рая остаётся чрезвычайно высоким: 75% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки 8 и выше. Благодаря этому показателю и сказанному выше рейтинг фильма Сатьяджита Рая "Непокорённый" по версии FilmGourmand'а составил 9,332, что позволило ему занять 100-е место в Золотой Тысяче.



автобиография, экранизация, индийское кино, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up