День рождения Бешеного быка

Nov 13, 2021 06:00


13 (по некоторым источникам - 14) ноября 1980 года в Нью-Йорке состоялась премьера байопика Мартина Скорсезе "Бешеный бык". Фильм воспроизводит некоторые страницы из жизни знаменитого боксёра Джакоббе (Джейка) Ламотта, с начала 40-х до середины 50-х годов с большим успехом выступавшего на профессиональном ринге и в 1949 году завоевавшего титул чемпиона мира в среднем весе.





Напомню известную многим, но, наверное, не всем, предысторию создания картины. В 1974 году, во время съемок в фильме Фрэнсиса Форда Копполы " Крёстный отец. Часть II", Роберт Де Ниро познакомился и подружился с Джейком Ламоттой. Ламотта подарил актёру экземпляр книги своих мемуаров «Бешеный Бык: Моя история» с дарственной надписью «Для единственного в мире актера, который мог бы изобразить мою сумасшедшую жизнь». Де Ниро загорелся идеей воспроизвести на экране образ боксёра, знаменитого не только и не столько своими спортивными достижениями, сколько своим неконтролируемым поведением и жестоким обращением со своими близкими. С этой идеей Де Ниро стал обращаться к разным продюсерам, но все, зная отталкивающую сторону характера Ламотты, отказывали. Только продюсеры United Artists приняли предложение Де Ниро, но поставили условие, что снимать фильм должен Мартин Скорсезе.



Тогда Роберт Де Ниро обратился к Мартину Скорсезе. Но у того предложение Де Ниро энтузиазма не вызвало. Во-первых, в тот момент он был погружён в работу над фильмом "Алиса здесь больше не живёт". А во-вторых, Скорсезе - человек абсолютно не спортивный, и тема спорта в целом и бокса в частности была ему совершенно не близка. Короче, разговор закончился тем, что Скорсезе и Де Ниро действительно вскоре сняли фильм, но это был " Таксист".



После "Таксиста" Скорсезе вместе с Де Ниро сняли мюзикл "Нью-Йорк, Нью-Йорк", но этот их совместный проект фактически закончился провалом. Провалом во многих отношениях: ни престижных кинопремий, ни финансовых успехов. Кассовый сбор едва-едва покрыл расходы на производство фильма. У Скорсезе началась депрессия, в связи с чем он стал снимать только документальные фильмы, избегая предложений о полнометражных игровых кинофильмах. А Де Ниро, напротив, свой актёрский успех в "Таксисте" укрепил ролью в фильме Майкла Чимино "Охотник на оленей".



Депрессия Скорсезе едва не закончилась совсем плачевно: он, увлекшись наркотиками, чуть не погиб от передозировки. И тогда Де Ниро снова предложил ему делать фильм по мемуарам Ламотты, пообещав за это помочь, в том числе и финансово, избавиться от наркозависимости. В этот раз Скорсезе дал себя уговорить, обнаружив много общего между спортом и кинопроизводством. Он решил делать фильм как аллегорию жизни в целом. Это решение, в частности, нашло отражение в том, что в фильме о боксёре сцены боксёрских поединков занимают в общей сложности не более 10 минут. Но зато снимались они целых 6 недель, причём с привлечением педагогов по хореографии.



Не будучи знатоком бокса, Скорсезе для получения необходимого опыта посетил несколько боксёрских поединков, в ходе которых был неприятно поражён каплями крови на ограждающих ринг канатах и пропитанными кровью губками, которыми тренеры протирали тела спортсменов во время перерывов между раундами. Именно эти впечатления, не самые приятные для человека, не являющегося фанатом силовых единоборств и спорта в целом, привели режиссёра к идее снимать фильм в чёрно-белом формате. Другой причиной снимать чёрно-белую картину стало желание не уподобляться фильмам про Рокки, живописующим избиение одного человека другим в лучезарно-оптимистическом стиле.



А Роберт Де Ниро, в очередной раз подтверждая свой профессиональный подход к актёрскому ремеслу, прошел обширную физическую подготовку, а затем принял участие в трех настоящих бруклинских боксерских поединках и выиграл два из них. Более того, Де Ниро в процессе подготовки к роли провёл около тысячи раундов с реальным Джейком Ламоттой, которому, правда, к тому времени было уже под 60. Ламотта очень высоко оценил боксёрские данные Де Ниро, сказав, что тот вполне мог бы успешно выступать на профессиональном ринге.



Правда, эта боксёрская подготовка имела и негативные последствия: Де Ниро в время съемок, увлекшись, сломал ребро Джо Пеши (" Славные парни", " Один дома"), игравшему его брата и спарринг-партнёра. Тем не менее, после фильма Де Ниро и Пеши стали очень близкими друзьями и впоследствии снялись вместе ещё в 6 фильмах.



Съемки картины осуществлялись в два этапа. На первом этапе, с 16 апреля 1979 года по середину июня 1979 года снимались сцены с "молодым" Ламоттой. Затем был сделан перерыв на 4 месяца, в течение которого Роберт Де Ниро набирал вес, чтобы визуально соответствовать Ламотте в возрасте. Наедаясь на ночь макаронами с ванильным молочным коктейлем, актёр поправился на 27 килограммов. Опасаясь за здоровье актёра, которому с лишним весом было очень трудно играть, Скорсезе постарался второй этап сократить до 2-х месяцев, и в середине декабря съемки были закончены.



Но зато потом Скорсезе чуть ли не год потратил на пост-продакшн, чем вызвал серьёзное неудовольствие продюсеров кинокомпании United Artists. Эта медлительность была вызвана тем, что Скорсезе, после неудачи фильма "Нью-Йорк, Нью-Йорк", был уверен, что "Бешеный бык" станет его последней картиной, и хотел поэтому довести свою предполагаемую "лебединую песню" до совершенства.



В начале 1981 года фильм Мартина Скорсезе "Бешеный бык" получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус. Но победил только в одной из них - Лучшая мужская роль (Роберт Де Ниро). В важнейших номинациях - Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр драматического фильма - "Бешеный бык" и его режиссёр уступили, соответственно, фильму "Обыкновенные люди" и его режиссёру Роберту Редфорду.



Чуть позже, в том же 1981-м году, фильм Мартина Скорсезе "Бешеный бык" получил 8 номинаций на премию Оскар. Однако, получил только две премии: опять же за Лучшую мужскую роль (Роберт Де Ниро) и за Лучший монтаж. Известен такой курьёзный случай. Мартин Скорсезе во время церемонии награждения отлучился из зрительного зала в туалет. Там его зажали в углу три агента ФБР с требованием немедленно явиться на допрос. Дело в том, что накануне церемонии некий Джон Хинкли-младший пытался застрелить президента Рональда Рейгана. На допросе Хинкли сообщил, что фильм Мартина Скорсезе "Таксист" он посмотрел 15 раз (поскольку был одержим актрисой Джоди Фостер). В связи с этим у ФБР возникли вопросы к Скорсезе. Режиссёр попросил дать ему возможность дождаться оглашения результатов в номинациях Лучший фильм и Лучший режиссёр. (В обеих участвовал "Бешеный бык). Но агенты сказали, что в том нет необходимости, поскольку в обеих номинациях победа присуждена фильму Роберта Редфорда "Обыкновенные люди". Это к вопросу об обеспечении конфиденциальности при определении победителей Оскара.



В том же году Итальянская киноакадемия номинировала Мартина Скорсезе на свою премию Давид ди Донателло в категории Лучший иностранный режиссёр. Но победа в этой номинации была присуждена Акире Куросаве за его фильм " Кагемуся".



Подавляющее большинство профессиональных кинокритиков посвятили фильму "Бешеный бык" хвалебные отзывы. Например, гуру американской кинокритики Роджер Эберт, никогда не скрывавший своего преклонения перед творчеством Мартина Скорсезе, посвятил фильму две рецензии. В обеих он оценил фильм 4-мя звёздами из 4-х возможных и включил фильм в свой список "Великих фильмов". Первую рецензию, от декабря 1980 года, он начал следующим абзацем: "«Бешеный бык» Мартина Скорсезе - фильм о грубой силе, гневе и горе. Но не только. Это также, как и некоторые другие картины Скорсезе, фильм о неспособности мужчины понять женщину, мужчины, который неспособен назначить женщине какую-либо иную роль, за исключением двух ролей, которые он знает: девственницы или шлюхи. В сознании боксера в этом фильме нет места мысли, что женщина может быть другом, любовником или партнером. Сначала она для него всего лишь недоступная сексуальная фантазия. А после того, как он овладел ею, она уже запятнана сексом. Неуверенный в своей мужественности, мужчина становится одержимым ревностью и высвобождает свою ревность в насилии."



А вторую рецензию, написанную уже в мае 1998 года, спустя 18 лет, Эберт заключил словами: "«Бешеный бык» - самый болезненный и душераздирающий портрет ревности в кино, это «Отелло» для нашего времени. Это лучший фильм, который я видел о низкой самооценке, сексуальной неадекватности и страхе, которые заставляют некоторых мужчин жестоко обращаться с женщинами."



Интересно, что сравнение фильма "Бешеный бык" с творениями Шекспира делает не только Роджер Эберт, но и российский кинокритик Евгений Нефёдов: "Можно смело говорить о шекспировской глубине и масштабе характеров, закаляющихся в эмоциональных бурях, хотя Скорсезе и убрал (точнее, заменил по совету другого кинематографиста, Майкла Пауэлла, - на реминисценции из драмы « В порту» /1954/) явные аллюзии на «Ричарда III»".



Фильм Мартина Скорсезе "Бешеный бык" имел умеренный успех в прокате. В первый год его демонстрации в США его посмотрели 8,7 миллионов кинозрителей, или около 4% населения. В значительной степени этот умеренный успех обусловлен серьёзными прокатными ограничениями картины. Соответственно, сборы в США превысили, но не намного, 23 миллиона долларов. Впрочем, эти сборы позволили покрыть бюджет картины в 18 миллионов долларов.



Об успехе фильма Мартина Скорсезе "Бешеный бык" у современных кинозрителей говорят следующие цифры: 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Мартина Скорсезе "Бешеный бык" по версии FilmGourmand'a составил 8,139, что позволило ему занять 537-е место в Золотой Тысяче.



Помимо всех перечисленных достижений к числу заслуг фильма "Бешеный бык" можно отнести то, что он, фактически вернул в кинематограф великого мастера - Мартина Скорсезе, а также замечательного актёра Джо Пеши, который, сыграв свою первую роль в неудачном фильме "Коллекционер смертей" (1976), разочаровался в кино и занялся ресторанным бизнесом.



классика американского кино, американское кино, биография, профессиональный бокс, кино

Previous post Next post
Up