День рождения Таксиста

Feb 08, 2023 00:01


8 февраля 1976 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Мартина Скорсезе "Таксист".





Фильм поставлен по полуавтобиографическому сценарию Пола Шредера, который перенес нервный срыв, когда жил в Лос-Анджелесе. Его уволили с работы, оставили друзья, отвергла подруга. В течение нескольких месяцев, Шредеру буквально не с кем было поговорить, оставались только порнографические кинотеатры. Шредер кое-как устроился курьером по доставке еды из ресторанов. Проводя долгие дни в одиночестве в своей машине, он чувствовал, что с таким же успехом мог бы стать таксистом. Первоначально Пол Шредер задумал сценарий  об одиночестве, но по мере работы над сценарием, он понял, что пишет о патологии одиночества. Главным посылом его сценария стала мысль о том, что по какой-то причине некоторые молодые люди (например, сам Шредер) подсознательно отталкивают других, чтобы сохранить свою изоляцию, даже несмотря на то, что основным источником их мучений является именно эта изоляция.



Сценарий Шредера понравился Мартину Скорсезе и Роберту Де Ниро, когда они его прочитали. Причём, Роберту Де Ниро сценарий понравился настолько, что он согласился сниматься в фильме за сравнительно невысокий гонорар в 35 тысяч долларов (эквивалент нынешних 175 тысяч долларов). Уже после подписания контракта он получил премию Оскар за роль в « Крестном отце: Часть II» (1974), и имел все основания резкого увеличения размера гонорара, чего очень опасались продюсеры Columbia Pictures и были даже готовы даже закрыть проект, если бы  Де Ниро потребовал этого, но Де Ниро сказал, что выполнит свою первоначальную сделку без изменения условий.



Пример профессионального подхода к работе: в течение месяца до начала съемок Роберт Де Ниро работал водителем такси ради того, чтобы вжиться в роль. Видимо, Де Ниро настолько глубоко вжился в роль простого таксиста, что, будучи уже обладателем Оскара, был узнан всего лишь один раз за месяц одним из своих клиентов. Кроме того, он углублённо  изучил психические заболевания, а в свободное от съемок время посещал военную базу США в Северной Италии (Роберт Де Ниро параллельно снимался в фильме Бернардо Бертолуччи " Двадцатый век"), где записывал на пленку разговоры с солдатами Среднего Запада, чтобы воспроизвести специфический армейский акцент. Кроме того, Джоди Фостер вспоминала, что Роберт Де Ниро в перерывах между съемками приглашал её на кофе, но во время кофепития фактически возобновлял репетиции.



На роль Бетси продюсеры хотели "кого-нибудь типа Сибилл Шепард". После многочисленных проб пригласили саму Сибилл Шепард, чей гонорар составил такую же сумму, как и у Роберта Де Ниро - 35 тысяч долларов. Продюсер Джулия Филлипс утверждала, что Мартин Скорсезе снял Сибилл Шеперд в роли Бетси из-за размера ее ягодиц, что добавляло ей сексуальной привлекательности. Филлипс также рассказывала, что Скорсезе и Шепард были в сложных отношениях на съемочной площадке, и Скорсезе приходилось буквально натаскивать Шепард и постоянно подсказывать ей реплики, которые она никак не могла запомнить.



В оригинальном сценарии Пола Шредера сутенёр, мафиози и служащий отеля были черными. Мартин Скорсезе решил, что в сочетании с другими событиями в фильме это может привести к обвинениям в расизме, и предложил изменить этих персонажей на белых людей. Шредер уступил. Вот интересно, если бы фильм снимался сегодня, с учётом нынешних правил Американской киноакадемии об обязательном соблюдении определённых пропорций между количеством белых актёров и афроамериканцев, такое решение Скорсезе было бы воспринято как расизм или как ущемление прав чернокожих актёров?



В мае 1976 года фильм был удостоен Золотой Пальмовой Ветви Каннского международного кинофестиваля. Причём, председатель жюри этого фестиваля, американский драматург Теннесси Уильямс, был против такого решения и обвинил создателей фильма в апологии насилия. Бывает и такое. Годом позже "Таксист" был номинирован на премию "Оскар", но предпочтение было отдано фильму Джона Эвилдсена " Рокки". В том же 1977 году "Таксист" был номинирован на британскую премию БАФТА в категориях Лучший фильм и Лучшая режиссура, но в обоих случаях уступил фильму " Пролетая над гнездом кукушки" и его создателю Милошу Форману.



В СССР этот фильм не демонстрировался.



Роджер Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии на фильм он писал:

"В центре «Таксиста», одного из лучших и самых сильных из всех фильмов, находится абсолютное одиночество, и, возможно, именно поэтому так много людей видят свою общность с главным героем, хотя Трэвис Бикл может показаться самым отчуждающим из героев фильма. Мы все иногда чувствуем себя такими же одинокими, как Трэвис. Просто большинству из нас удается лучше справляться с этим."



Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев оценил фильм 9,5 баллами по 10-балльной системе, отметив в своей рецензии:

"Перед нами - своеобразный «спиричуэл» страдающей от несправедливости мира и непонимания ближних одинокой души «полуночного таксиста», словно нью-йоркского Орфея в аду. И, конечно, великолепная игра Роберта Де Ниро, постоянного актёра и «альтер-эго» Мартина Скорсезе, позволяет увидеть истинную человеческую драму героя, который выброшен на обочину жизни и от отчаяния сам бросил беспощадный вызов обществу и системе."



73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Мартина Скорсезе "Таксист" оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 9,088, что позволило ему занять 145-е место в Золотой Тысяче.



одиночество, американское кино, мартин скорсезе, триллер, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up