Годовщина Сладкой жизни

Feb 03, 2023 09:38


3 февраля 1960 года в Риме состоялась премьера фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь".





Предыстория создания этого фильма такова. В 1953 году на экраны вышел четвёртый по счёту фильм Феллини, но первый, принесший ему всеобщий успех. Фильм назывался "Маменькины сынки". Одного из главных героев этой картины звали Моральдо Рубини. Вдохновлённый успехом "Маменькиных сынков", Феллини задумал снимать сиквел этого фильма и даже начал писать сценарий под названием "Моральдо в городе". Однако, затем он переключился на создание фильмов со своей любимой женой - Джульеттой Мазиной - в главных ролях: " Дорога", "Мошенничество", " Ночи Кабирии", и замысел сиквела отошёл на второй план. Два события, имевшие место в 1958 году, вернули Феллини к идее вернуться к замыслу о сиквеле. Это, во-первых, скандальный импровизированный стриптиз, устроенный турецкой танцовщицей Хаиш Нана в одном из ночных клубов Рима. Во-вторых, фотографии Аниты Экберг, сделанные знакомым фотографом Пьерлуиджи Пратурлоном после вечера, проведенного с актрисой в ночном клубе Рима. Феллини завершил сценарий, добавив в него сцены, навеянные указанными событиями, и начал искать продюсера будущего фильма.



Особых проблем с поиском продюсера у Феллини не было: знаменитый итальянский кинопродюсер Дино Де Лаурентис с готовностью вызвался продюсировать фильм и даже выделил аванс в 70 миллионов итальянских лир (примерно 1,15 миллиона долларов в нынешних ценах). Де Лаурентис уже имел успешный опыт работы с Феллини: он продюсировал несколько его предыдущих картин, в том числе "Дорога" и Ночи Кабирии". Однако, в этот раз успешного сотрудничества не получилось. Феллини изначально принял решение снимать в главной роли Марчелло Мастроянни. Он даже изменил имя главного героя в сценарии с Моральдо на Марчелло (фамилию, правда, оставил - Рубини). Но против этого выбора категорически возражал Дино Де Лаурентис. Во-первых, по чисто маркетинговым соображениям продюсер считал, что главную роль должен играть иностранец. Например, Пол Ньюман или Жерар Филип. А во-вторых, почему-то Мастроянни не производил на Лаурентиса впечатления мачо, способного, как он говорил, "швырять женщин в постель". Или, как мы бы сказали, менять женщин как перчатки. Короче, компромисса достичь не удалось, и Де Лаурентис покинул проект. А Феллини пришлось искать продюсеров, готовых не только профинансировать проект, но и вернуть аванс Лаурентису.



Такой продюсер нашёлся в лице медиамагната Анжело Риццоли, который выкупил у Де Лаурентиса права на экранизацию, вернул аванс и вложил в создание фильма, по некоторым данным, 540 миллионов лир (примерно 8,9 миллионов долларов на нынешний день). В первоначальный вариант сценария были внесены некоторые изменения, для чего были привлечены сценаристы Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди, а также Пьер Паоло Пазолини. В результате появился сценарий, практически не связанный с "Маменькиными сынками" и получивший название "Сладкая жизнь". В марте 1959 года начались съемки картины.



Съемки фильма начались со сцен с Анитой Экберг, в частности, знаменитой сцены в фонтане Треви. По воспоминаниям Федерико Феллини, эту сцену снимали в течение недели в марте, когда ночи были еще холодными. Анита Экберг без проблем стояла в холодной воде в платье часами. А Марчелло Мастроянни, напротив, должен был носить гидрокостюм под одеждой, и даже это его не спасало от холода. Поэтому он выпил целую бутылку водки, так что во время съемок сцены он был совершенно пьян.



Выйдя на экраны, фильм Феллини "Сладкая жизнь" произвёл, как принято говорить, эффект разорвавшейся бомбы. Буквально через день после премьеры фильма в римской газете «Il Tempo» появилась рецензия известного итальянского кинематографиста Джан Луиджи Ронди (который позже стал президентом Итальянской киноакадемии), в которой фильму даётся следующая характеристика:

«Фильм - один из самых страшных, величайших и в своем роде самых трагических фильмов, которые мы когда-либо видели на экране, - есть торжество всех обманов, мистификаций, извращений нашего века и траурный портрет явно еще молодого и здорового общества, которое, как на средневековых картинах, танцует со Смертью и не видит ее.»



Чуть позже, в августе 1960 года, другой известный итальянский кинокритик Уго Казираги в своей рецензии написал:

"Никогда еще, по крайней мере в Италии, ни один фильм не вызывал столько ожесточенных споров. Надо было находиться в Италии в феврале этого года, чтобы воочию убедиться, как сильно может потрясти страну кинематографическое произведение. О нем спорили повсюду - дома и на улице, в партийных комитетах, в клубах, о нем говорили с парламентской трибуны и с церковного амвона. Редакторы утренних газет опровергали собственных кинокритиков (так было впоследствии и во Франции). Вечерние газеты на видном месте публиковали «обзоры боев», разгоравшихся из-за фильма, и посвящали целые полосы опросу читателей...наиболее деликатные и благовоспитанные синьоры говорили и писали, что это зрелище отвратительно и тошнотворно. Однако очень важно заметить, что никто из них даже и не попытался подвергнуть сомнению правдивость этой картины, никто не осмелился заявить, что Феллини заблуждается и что изображаемые им чудовища существуют только в его больной и извращенной фантазии. Нет, говорили иное. Говорили, что в Италии, и в частности в Риме, великое множество людей, которые трудятся, страдают, борются, много людей честных и чистых. Но итальянские кинематографисты прекрасно знали об этом и раньше, только им было запрещено показывать таких людей на экране..."



Христианско-демократическая партия Италии и Ватикан были категорически против этого фильма за изображение города Рима и его порочной аристократии (исторически очень близкой к церкви). Пришедшее к власти через месяц после премьеры фильма правительство Фернандо Тамброни запретило показ фильма. Впрочем, это правительство только тем и запомнилось, что разгоняло коммунистические демонстрации, запретило "Сладкую жизнь" и продержалось у власти целых 4 месяца (!). После ухода Тамброни в отставку в июле 1960 года фильм Феллини вновь вернулся на экраны итальянских кинотеатров.



Однако, за пределами Италии фильм Феллини был встречен всеобщим восторгом. В мае 1960 года фильм был удостоен Золотой Пальмовой ветви Каннского международного кинофестиваля. И это при том, что среди его конкурентов были советская " Баллада о солдате" Михаила Калатозова, итальянское " Приключение" Микеланджело Антониони, французская " Дыра" Жака Беккера, шведский " Девичий источник" Ингмара Бергмана. Итальянская киноакадемия, несмотря на все жаркие споры в обществе, присудила Федерико Феллини свою премию Давид ди Донателло за режиссуру.



В 1961 году "Сладкая жизнь" была номинирована на британскую премию БАФТА как Лучший фильм любого происхождения. Но премия эта, решением Британской киноакадемии, досталась фильму " Квартира" Билли Уайлдера. Компанию проигравших фильму Феллини составили " Пожнёшь бурю" Стэнли Крамера,"Приключение" Микеланджело Антониони, " Спартак" Стэнли Кубрика, "400 ударов" Франсуа Трюффо. В 1962 году Федерико Феллини за режиссуру "Сладкой жизни" был номинирован на премию Оскар. Но Американская киноакадемия отдала предпочтение создателям фильма "Вестсайдская история" Роберту Уайзу и Джерому Роббинсу (понятное дело: американцы!).



Впрочем, справедливости ради следует отметить, что далеко не во всех странах фильму Феллини был оказан радушный прием. Про-фашистские режимы Франко в Испании и Салазара в Португалии запретили демонстрацию фильма в своих странах. И этот запрет продержался до самой смерти диктаторов. В Советском Союзе "Сладкая жизнь" тоже не демонстрировалась в кинотеатрах. Примечательное единодушие!



Хвалебные отзывы кинокритиков фильм снискал не только по выходу на экраны, но и спустя десятилетия - в XXI-м веке. Роджер Эберт поставил фильму максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов". По мнению одного из самых авторитетных российских кинокритиков Сергея Кудрявцева,

"данную ленту ... следует рассматривать как современную философскую фреску об итальянском обществе, которое переживало в самом конце 50-х «экономическое чудо» после нескольких лет нищеты, явно стабилизировалось, приобретая все черты типичного «общества потребления». Феллини хотел, прежде всего, показать, как беспечна, пуста и бессмысленна жизнь, в которой царят одиночество, отчуждение и разобщение людей....При внешней своей простоте и ясности «Сладкая жизнь» впервые поразила барочностью режиссёрского видения, сложностью композиции, символичностью пролога и поэтического финала - одной из утончённых и необъяснимо волнующих лирических сцен в истории мирового кино."



Впрочем, как выясняется, про-фашистские политические взгляды или повышенная религиозность далеко не всегда являются единственными причинами негативного отношения к этому шедевру Феллини. На сайте Кинопоиск я обнаружил с десяток отзывов, весьма резко критикующих этот фильм. Главным образом, за бессюжетность и вытекающую из неё непонятность. Причем, что характерно, возраст всех авторов такого рода рецензий - от 20 до 30 лет. В связи с этим уместно, на мой взгляд, привести выдержку из рецензии вышеупомянутого гуру американской кинокритики Роджера Эберта:

"Кино не меняется, но меняются его зрители. Когда я увидел «Сладкую жизнь» в 1960 году, я был подростком (Эберту было 18 лет - FG), для которого «сладкая жизнь» представляла все, о чем я мечтал: грех, экзотический европейский гламур, утомительную романтику циничного газетчика. Когда я снова увидел его примерно в 1970 году (Эберту уже 28 лет - FG), я жил в версии мира Марчелло; Северная авеню Чикаго не была Виа Венето, но в 3 часа ночи обитатели были такими же красочными, а я был примерно в возрасте Марчелло. Когда я смотрел фильм примерно в 1980 году (Эберту уже 38 лет - FG), Марчелло был того же возраста, но я был на 10 лет старше, бросил пить и видел в нем не образец для подражания, а жертву, обреченную на бесконечные поиски счастья, которое никогда не было найдено. К 1991 году (Эберту 49 лет - FG), когда я анализировал фильм кадр за кадром в Университете Колорадо, Марчелло казался еще моложе, и если раньше я восхищался им, а затем критиковал, то теперь я его жалел и любил. И когда я посмотрел фильм сразу после смерти Мастроянни (Эберту 54 года - FG), я подумал, что Феллини и Марчелло совершили открытие и сделали его бессмертным: Сладкой жизни может и не быть. Но каждый должен сделать это открытие для себя самостоятельно."



И всё же "хулители" шедевра Феллини оказались в "подавляющем меньшинстве", как в начале 60-х годов прошлого века, так и в начале 21-го века. Об оценке фильма рядовыми кинозрителями в начале 60-х годов говорят его финансовые показатели. За первый год демонстрации картины в Италии она собрала 2,271 миллиарда лир, 36,6 миллионов долларов нынешних. В США этот показатель оказался ещё выше: совокупная выручка от демонстрации фильма составила 27,571 миллионов долларов, или почти 275 миллионов долларов нынешних. Что касается оценки фильма современными кинозрителями, то почти 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки 8 и выше.



С учетом перечисленных выше показателей успеха фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь" его рейтинг по версии FilmGourmand'а составляет 8,587 и занимает он 290-е место в Золотой Тысяче.



сатира, федерико феллини, итальянское кино, шедевры мирового кино, социальная драма

Previous post Next post
Up