День рождения Мефисто

Feb 11, 2023 00:01


11 февраля 1981 года на экраны кинотеатров Венгрии вышел фильм Иштвана Сабо "Мефисто".





Литературной основой фильма послужил роман «Мефисто: история одной карьеры», написанный в 1936 году Клаусом Манном, сыном классика немецкой литературы Томаса Манна. Прообразом главного героя романа считается родственник Клауса Манна, немецкий актёр Густаф Грюндгенс. Те, кто смотрел фильм Фрица Ланга " М убийца" (1931), могли видеть этого актёра. В то же время совершенно очевидна идейная связь романа Клауса Манна с бессмертным творением Гёте - "Фауст".



Кадр из фильма Фрица Ланга "М убийца". Слева, в кожаном пальто и шляпе, - Густаф Грюндгенс.

Любопытно, что, если в романе Клауса Манна, а затем и в фильме Иштвана Сабо прототип Густафа Грюндгенса олицетворяет доктора Фауста, то в последнем фильме, в котором играет Густаф Грюндгенс - "Фауст" - он играет Мефистофеля. Видимо, что-то дьявольское было присуще этому актёру, почему он и был втянут в нацистское движение и возвеличен им.



В фильме ни разу не упоминается имя Гитлера и не показывается его изображение. Точно так же персонаж актера Рольфа Хоппе, хотя он явно изображает Германа Геринга, никогда не упоминается по имени, только его титул «маршал». Геринг был рейхсмаршалом. Этот титул был специально создан для него, поскольку он был вторым лицом Третьего рейха после Гитлера. Традиционного нацистского приветствия с поднятой рукой в фильме тоже нет.



Ещё один любопытный момент: венгерской кинокомпании Mafilm оказывали помощь в создании фильма две западногерманские кинокомпании: Manfred Durniok Filmproduktion и Hessischer Rundfunk. И это при том, что вплоть до 2000 года роман Клауса Манна был запрещен в Германии. Российский кинокритик Евгений Нефёдов предполагает, что столь долгий запрет на книгу, обличающую нацизм, объясняется не только уважительным отношением германских властей к просьбе сына Густафа Грюндгенса, но и тем, что

"события произведения оставались непозволительно злободневными в тот момент..., когда власти начали широкую кампанию по, скажем так, пресечению покаянных тенденций в стране, ответственной за развязывание Второй мировой войны и прочие злодеяния нацизма."



Через три месяца после выхода на экраны фильм Иштвана Сабо "Мефисто" принял участие в Каннском международном кинофестивале, где был номинирован на высшую награду - Золотую Пальмовую Ветвь. Жюри кинофестиваля под председательством французского кинорежиссёра Жака Дере отдало предпочтение фильму польского режиссёра Анджея Вайды "Человек из железа".



Однако, в конкурсе за премию Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке в 1982 году эти фильмы поменялись местами: "Мефисто" получил Оскара, а "Человек из железа" довольствовался номинацией. И в том же 1982 году фильм Иштвана Сабо получил ещё один престижный приз - итальянскую премию Давид ди Донателло как Лучший иностранный фильм.



Восприятие фильма Иштвана Сабо, представлявшего социалистическую Венгрию, американскими кинокритиками было, мягко говоря, неоднозначным. Кинообозреватель The New York Times, Жанет Маслин, видимо, обидевшись на фильм "Мефисто" и его автора за обличение нацизма, ещё до представления фильма участникам Нью-Йоркского кинофестиваля, разразилась рецензией, наполненной весьма нелестными характеристиками в адрес фильма, типа:

"фильму не хватает ясности по существу описываемой темы", или "У г-на Сабо, который привел в движение множество персонажей и сюжетов, возникли проблемы с организацией материала, а ряд описываемых событий неоправданно неоднозначен.", или "«Мефисто» выглядит оторванным от реальности, от времени описываемых событий" By Janet Maslin Sept. 29, 1981



Но гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму Иштвана Сабо "Мефисто" целых две рецензии. В обеих он оценил фильм четырьмя звёздами из 4-х возможных и включил в свой список "Великих фильмов". В первой своей рецензии, от 1982 года, он писал:

«Мефисто» делает сверхъестественную работу, с абсолютной достоверностью показывая нам Гамбург и Берлин с 1920-х по 1940-е годы. Я никогда не видел фильм, который бы лучше демонстрировал нацистскую практику совращения, предоставляя членам нацистской партии кому театральный костюм, кому титул, кому право на театрализованное представление. В этом фильме не быть нацистом - это все равно, что быть на великосветском балу в коричневом вельветовом костюме."



Зрители оценили фильм "Мефисто" достаточно высоко. 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого и выше приведенных показателей успеха рейтинг фильма Иштвана Сабо "Мефисто" по версии FilmGourmand'а составил 9,135, благодаря чему он занял 135-е место в Золотой Тысяче. В Золотую Тысячу кроме фильма "Мефисто" вошли ещё 6 фильмов. Рейтинг "Мефисто" оказался самым высоким из этих фильмов. На этом основании можно сделать вывод, что "Мефисто" является лучшим фильмом венгерского кинематографа.



реальные прототипы, становление фашизма, шедевры мирового кино, венгерское кино

Previous post Next post
Up