Последнему императору 35 лет

Oct 04, 2022 22:35


4 октября 1987 года в рамках внеконкурсного показа на международном кинофестивале в Токио состоялась премьера эпического байопика Бернардо Бертолуччи "Последний император".





«Последний император»  стал первым западным художественным фильмом о Китайской Народной Республике, снятым в Китае после прихода к власти коммунистов в 1949 году. Чтобы понять, как и почему он появился, нужно внимательнее посмотреть на творческую биографию Бернардо Бертолуччи. С начала 70-х годов эта биография развивалась, что называется, "от победы к победе". 1970 год - " Конформист", 1972 год - "Последнее танго в Париже", 1976 год - " Двадцатый век". А затем начался спад. В 1979 году как зрителями, так и кинокритиками был плохо воспринят фильм Бертолуччи "Луна", а затем ещё хуже фильм 1981 года "Трагедия смешного человека". Возложив часть ответственности за эти провалы на европейскую публику и европейских кинокритиков, Бернардо Бертолуччи решил продолжить свою творческую карьеру в Америке.



К этому моменту у него были некоторые наработки для работы в Голливуде. Ещё в начале 1970-х годов он задумал осуществить экранизацию первого романа Дэшила Хэммета "Кровавая жатва" (1929). С этой целью им был написан первый набросок сценария, в который он включил ряд характерных для его творчества политических тем. Он даже начал вести переговоры об участии в его проекте с такими звездами американского кино, как Роберт Редфорд, Джек Николсон, Клинт Иствуд, Уоррен Битти. В 1982 году Бертолуччи переехал в Лос-Анджелес, чтобы начать производство, но... Но голливудские продюсеры, что называется, "замотали" проект. Возможно, включение в чисто криминальную историю Дэшила Хэммета политических тем, волновавших режиссёра с коммунистическими убеждениями, не вдохновило голливудских продюсеров на сотрудничество. И тогда Бертолуччи обратил свой взор на восток, на Китай.



Интерес к судьбе последнего китайского императора появился у Бернардо Бертолуччи после того, как кто-то из друзей дал ему почитать двухтомную биографию Пу И. Эта биография была написана младшим братом последнего императора Пу Цзе. Первое издание этой биографии охватывало период жизни Пу И до 1957 года и было опубликовано в 1960 году. Существуют два варианта перевода китайского названия этой книги: "От императора к гражданину" и "Первая половина моей жизни". В 1964 году вышло второе издание биографии Пу И, дополненное информацией о годах после 1957 года, на зато существенно сокращённое цензурой из-за проходившей в КНР в 60-х годах т.н. "культурной революции".



Бернардо Бертолуччи отправился в Китай, где предложил властям два варианта будущего фильма о революционных событиях: 1) роман «Судьба человека (La Condition Humaine)» Андре Мальро о неудавшемся коммунистическом восстании 1927 года в Шанхае, 2) биографическая книга "От императора к гражданину". Китайские власти сделали выбор в пользу историю Пу И. И это понятно: роман Мальро ведь не был отцензурирован.



Власти Китая поставили условие, что сценарий будущего фильма будет утвержден ими. На этих условиях Бернардо Бертолуччи будет предоставлена вся необходимая поддержка. И эти условия были выполнены: к услугам Бертолуччи были предоставлены все студийные помещения, 19 тысяч статистов, значительную часть которых составляли военнослужащие Народной Армии Китая. Более того, когда понадобились две тысячи человек с выбритой передней частью головы, которые могли бы изображать знаменосцев династии Цин, китайские офицеры уговорили своих солдат сделать это. Правда, всем этим солдатам заплатили за эту операцию по 3,5 доллара.



О том, какое значение придавали китайские власти фильму Бертолуччи, говорит такой факт. Время съёмок фильма в Китае совпало с государственным визитом королевы Великобритании Елизаветы II. Она хотела посетить Запретный город, но китайские власти отдали приоритет съёмочной группе, и королева не смогла попасть в Запретный город.



Мнения кинокритиков по выходу фильма "Последний император" разделились. Если гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму высшую в его системе оценку - 4 звезды, то обозреватели из официальных и влиятельных изданий фактически подвергли картину обструкции. Например, Рита Кемпли из The Washington Post в своей рецензии писала: "Личная трагедия Пу И превратилась в трехчасовую трехчасовую трагедию Бертолуччи....Это документальная драма, которая ослепляет, но в основном скучна... Бертолуччи, чувственный марксист, рисует сцену жуткой похоти и испорченной невинности... Но нам нужно нечто большее, чем элегантные параллели и роскошные производственные ценности. Нам нужно напряжение, характеристика, драма. Тщательно составленный «Последний император» не является драмой. Это трактат о том, как ... как золото может иссушить душу."



Колумнист другого влиятельного издания, The New York Times, Винсент Канби также наполнил свой отзыв о фильме высокомерно-снисходительными эпитетами и охарактеризовал фильм как "элегантную туристическую брошюру. которая способна возбудить любопытство и позвать в поход. Который в конце концов, обернется разочарованием."



Однако, кинематографическое сообщество, выразившее свою оценку фильма Бертолуччи в настоящем дожде фестивальных наград, фактически опровергло мнения обозревателей влиятельнейших американских изданий. В начале 1988 года "Последний император" получил 5 номинаций на премию Золотой Глобус, из которых победил в 4-х, включая важнейшие: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. Чуть позже Американская киноакадемия номинировала фильм Бертолуччи в 9 категориях и во всех присудила свою премию Оскар, в том числе, в важнейших: Лучший фильм и Лучший режиссёр.



В том же 1988 году Французская киноакадемия присудила фильму Бертолуччи свою премию Сезар как Лучшему иностранному фильму, хотя среди претендентов на эту премию были " Неприкасаемые" Брайана де Пальмы, "Небо над Берлином" Вима Вендерса, "Интервью" Федерико Феллини, "Очи чёрные" Никиты Михалкова. Итальянская киноакадемия ожидаемо номинировала фильм Бертолуччи по 10 категориям и в 9 из них, включая важнейшие, присудила свою премию Давид ди Донателло. Европейская киноакадемия наградила "Последнего императора" Специальным призом жюри (главная премия тогда досталась " Короткому фильму об убийстве" Кшиштофа Кесьлёвского).



В 1989 году фильм Бернардо Бертолуччи "Последний император" получил премию БАФТА Британской киноакадемии как Лучший фильм и премию Японской киноакадемии как Лучший иностранный фильм. На премию Японской киноакадемии, кстати, претендовал также фильм Стэнли Кубрика " Цельнометаллическая оболочка".



Современные кинозрители оценили фильм Бернардо Бертолуччи "Последний император" весьма высоко. 64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильм Бернардо Бертолуччи "Последний император" по версии FilmGourmand'а составил 10,752, благодаря чему он занял 21-е место в Золотой Тысяче.



британское кино, история китая, основано на реальных событиях, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up