1 марта 1963 года на экраны японских кинотеатров вышел фильм
Акиры Куросавы "Рай и ад".
Литературной основой сценария фильма "Рай и ад" послужила повесть "Выкуп Кинга", вошедшая в цикл криминальных повестей "87-й полицейский участок". Любопытно, что автором повести "Выкуп Кинга" чаще всего называют Эвана Хантера, а автором цикла "87-й полицейский участок" - Эда Макбейна. На самом деле, никакого противоречия здесь нет, поскольку и "Эван Хантер" и "Эд Макбейн" являются псевдонимами американского писателя итальянского происхождения Сальваторе Ломбино.
Романы и повести, впоследствии образовавшие цикл "87-й полицейский участок", начали публиковаться в 1956 году. Повесть "Выкуп Кинга" была опубликована в 1959 году. А 25 сентября 1961 года на телеканале NBC вышел первый эпизод телесериала "87-й полицейский участок". Эпизод, представлявший собой экранизацию повести "Выкуп Кинга", вышел в телеэфир 19 февраля 1962 года. Роль жены главного героя в этом эпизоде играла будущая Первая Леди США Нэнси Рейган.
Телесериал NBC попал на глаза Акире Куросаве и пришёлся как нельзя кстати. Дело в том, что, во-первых, в 1961-1962 годах Куросава снял два фильма о самураях средневековой Японии - "
Телохранитель" и "Телохранитель 2: Отважный Сандзюро" - и самурайская тема ему порядком приелась. Куросава захотел снять фильм на современном материале. Во-вторых, в конце 50-х - начале 60-х годов Японию буквально захлестнула волна похищений детей, и Куросаву эта проблема чрезвычайно волновала. По его мнению, одной из главных причин высокой частоты таких преступлений было слабое наказание, предусмотренное за их совершение уголовным законодательством. Чаще всего похитители приговаривались к годичному заключению, и лишь в исключительных случаях срок наказания составлял 10 лет. Куросава хотел привлечь внимание японских законодателей к этой проблеме.
Акира Куросава за 5 тысяч долларов (эквивалент нынешних 50 тысяч долларов) выкупил у автора повести "Выкуп Кинга" права на её экранизацию и вместе со своей командой сценаристов создал на её основе сценарий будущего фильма. Основной сюжет, заложенный повестью, Куросава дополнил и углубил моральными и социальными аспектами, в частности, темами наркомании, корпоративной коррупции, растущей классовой пропасти в японском обществе.
По выходу фильма "Рай и ад" на экраны японских кинотеатров он пользовался огромной популярностью у зрителей. Однако, немедленного воздействия на японские власти, в частности, законодательные органы, он не оказал. Более того, менее, чем через месяц после премьеры фильма, 31 марта 1963 года в одном из районов Токио было осуществлено похищение 4-летнего мальчика, Йоши Муракоши, который впоследствии был найден убитым (Так называемый "Инцидент Ёсинобу-тян"). В адрес Куросавы посыпались обвинения в том, что он, якобы, спровоцировал это преступление своим фильмом. Были даже угрозы похищения дочери режиссёра - Кадзуко Куросавы.
Однако, через год, в 1964 году в Уголовный кодекс Японии всё-таки были внесены поправки, предусматривающие ужесточение наказания за похищение людей, вплоть до пожизненного заключения и даже смертной казни. А два года спустя Тамоцу Кохару, похититель и убийца Йоши Муракоши, был приговорен к смертной казни. После этого число похищений людей в Японии пошло на убыль. И определённую роль в этом сыграл фильм Акиры Куросавы.
27 августа 1963 года фильм был представлен гостям и участникам международного кинофестиваля в Венеции. Фильм был номинирован на главную премию фестиваля - Золотого Льва. Однако жюри кинофестиваля под председательством итальянского писателя Артуро Ланочита отдало предпочтение итальянской политической драме "Руки над городом" режиссёра Франческо Рози. Чуть позже, в начале 1964 года, фильм Акиры Куросавы был номинирован на американскую премию Золотой Глобус. Но и Голливудская ассоциация иностранной прессы сделала свой выбор в пользу другой картины - "Мелодия из подвала" Анри Вернёя с Жаном Габеном и Аленом Делоном в главных ролях. Из-за отсутствия побед на международных кинофорумах авторы блога Beyond the Canon включили фильм Акиры Куросавы в свой
список недооценённых фильмов.
Однако, у критиков фильм получил очень высокие оценки. Так, обозреватель влиятельной американской газеты The Wasington Post Пол Аттанасио в своей
рецензии отметил, что
"«Высокое и низкое» (так переведено название фильма на английский язык - FG) освещает свой мир целостностью и сложностью, которые редко можно увидеть в кино."
А другой известный кинокритик на страницах не менее влиятельного издания The New York Times, Энтони Скотт,
назвал фильм
"одним из лучших детективных триллеров, когда-либо снятых".
Подобные характеристики фильма тем более ценны, что у их авторов была возможность сравнить картину Куросавы с отечественным оригиналом, пусть даже в форме эпизода телесериала. Не случайно великий мастер кино
Мартин Скорсезе включил фильм Акиры Куросавы "Рай и ад" в свой список 39 неамериканских картин, на которых должны учиться молодые американские кинематографисты.
Не менее высокую оценку фильму дали и российские кинокритики (в Советском Союзе фильм не демонстрировался). Так, известный кинокритик Евгений Нефёдов, оценивший картину 8 баллами по 10-балльной системе, в своей
рецензии отметил, что фильм Рай и ад"
"можно смело причислять к вершинам мирового экранного детектива и триллера. Дело даже не в исключительном формальном мастерстве, продуманности и изощрённости интриги, искусстве вызывать напряжение (suspense) благодаря незначительным деталям, которому позавидовал бы и Альфред Хичкок: от художника такого масштаба, как Акира иного и ожидать не приходится."
Современный кинозритель, избалованный самыми разными триллерами и детективами, в том числе, посвященными похищению детей, даже по прошествии нескольких десятилетий со дня выхода фильма на экраны, оценил его весьма высоко. 76% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 21% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Акиры Куросавы "Рай и ад" по
версии FilmGourmand'а составил 8,543, благодаря чему он занял 308-е место в
Золотой Тысяче.