Ад теряет обаянье, жизнь становится тиха

Oct 30, 2024 09:00



Ранние христиане активно обсуждали третью главу Книги Бытия, повествующую об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание. Пелагий настаивал, что грех этих двоих полностью искуплен жертвой Христа, так что их потомки могут достичь божественного совершенства - а значит, и полновесного счастья - если будут следовать христианским заветам: «Итак, будьте ( Read more... )

религия, ecce homo

Leave a comment

verum_corpus October 30 2024, 14:56:43 UTC
Эти вещи за прошедшие века хорошо разобраны, например, в "Бревилоквиуме" Св.Бонавентуры ( ... )

Reply

jackclubs2 October 30 2024, 17:22:07 UTC

Если я правильно помню - это не противоречит Пелагию, поскольку можно во всякий момент, по своей воле, обратиться за благодатью, поскольку "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9). То есть, пусть не своими силами, но по своей воле можно.

Reply

verum_corpus October 30 2024, 18:24:18 UTC
Тут всё упирается в то, что воля у согрешившего человека становится больной, рассеяной и слабой, так что протестанты, вслед за Лютером, считали её вообще ни на что хорошее не пригодной без Божьей благодати; католики, однако, в целом отстаивали определённую силу свободного суждения, которая остаётся у человека и в падшем состоянии; об этом была острая полемика Лютера ("О рабстве воли") с Эразмом Роттердамским, а спор на эти темы между самими католиками - иезуитами и янсенистами (последние были близки в этом вопросе к протестантам) - получил отражение в прекрасных, с литературной точки зрения (по крайней мере IMHO) "Письмам к провинциалу" Блеза Паскаля (Паскаль, близкий к янсенистам, считал иезуитов полупелагианами). Также см. материалы Тридентского Собора (есть полный русский перевод).

Reply

jackclubs2 October 30 2024, 18:32:45 UTC

Но современное католическое учение, если я правильно понимаю, как раз иезуитское.

Reply

verum_corpus October 30 2024, 18:57:49 UTC
Классический компендиум католического Учения - это "Сумма" Св.Фомы Аквинского, и в этом смысле оно скорее доминиканское :). (Тогда как, напр., Св.Бонавентура, на книгу которого я выше сослался, современник Св.Фомы, был [седьмым] генералом францисканского ордена). Иезуиты же появились тремя веками позже).
Но нынешний понтифик в самом деле из Общества Иисуса (впервые в истории).

Reply

verum_corpus October 30 2024, 19:00:18 UTC
Но тезисы Янсения, да, были осуждены, и таким образом иезуиты в том споре, можно сказать, победили.

Reply

verum_corpus October 30 2024, 18:27:43 UTC
О том, как надо обращаться, чтобы надеяться просимое получить, пишет Иаков в своём Послании.

Reply

egovoru October 30 2024, 20:23:19 UTC
Книжка Макмэхона - не богословский трактат, а попытка проследить изменение представлений о счастье в европейской истории. Насколько я поняла его мысль, Пелагий вроде бы утверждал, что полноценное счастье (как до грехопадения) для человека возможно (еще при жизни?), потому что первородный грех искуплен жертвой Христа. Вот что он дословно пишет:

"In one influential view - articulated by Augustine's theological contemporary and rival, the Roman Briton Pelagius - the Fall was not irrevocable but had been undone by Christ. Men and women did not carry sin in their bones, were not irreparably, congenitally marred. On the contrary, they were fully capable of perfection, and it was their duty to realize this end, heeding Christ's call to "be perfect, even as your father in Heaven is perfect" (Matthew 5:48). In the Pelagian view, this was an obligation that could be fulfilled."

Reply

verum_corpus October 30 2024, 20:51:02 UTC
Я не занимался специально Пелагием, но то, что Вы процитировали, больше напоминает лживую пропаганду просвещенцев, ведь непосредственный опыт говорит, что зло (например, разврат) притягательно, в том числе и для крещёных, конечно, мы вправе ожидать, по крайней мере, от человека, получившего правильное воспитание, что он раз за разом будет одерживать верх над искушением, но насколько согласуется с обычным пониманием счастья жизнь, представляющая собой непрерывную борьбу с соблазнами? Автор ссылается на слова из Нагорной проповеди, но в ней, между прочим, содержатся советы отсечь соблазяющие тебя руку и глаз, а в другом месте Иисус говорит ученикам: "Дух бодр, плоть же немощна ( ... )

Reply

egovoru October 30 2024, 23:53:40 UTC
"зачем работать над собой, если Господь тебя уже исправил?"

Так ведь автор и не пишет, что Пелагий обещал всем счастье за просто так: "it was their duty to realize this end, heeding Christ's call to "be perfect, even as your father in Heaven is perfect" (Matthew 5:48). In the Pelagian view, this was an obligation that could be fulfilled". То есть, для того, чтобы обрести счастье, надо вести праведную жизнь.

Reply

verum_corpus October 31 2024, 07:19:25 UTC
Я уже оговорился, что не специалист по Пелагию ( ... )

Reply

egovoru October 31 2024, 10:12:22 UTC
Мне кажется, тут нет противоречия с тем, что пишет автор. Он же не пишет, что Пелагий настаивал на возможности праведности без Бога. Он рассуждает не о праведности, а о счастье. Христианский канон утверждает, что счастье (для праведников) наступит только после второго пришествия, а Пелагий вроде бы был не согласен с этим представлением и обещал счастье еще при жизни (при условии, что она праведна).

Но Бог с ним, с Пелагием. Для меня тут важно психологическое объяснение идеи первородного греха, которая всегда казалась мне непонятной. В самом деле, в своих человеческих делах мы обычно исходим из принципа, что сын за отца не отвечает, а тут вдруг здрасте, пожалуйста. Но первородный грех позволяет объяснить несчастья, случающиеся с праведниками, которые иначе объяснить невозможно.

Reply

verum_corpus October 31 2024, 11:05:29 UTC
Концепция первородного греха, по-видимому, очень важна, поскольку можно заметить, что все альтернативы христианству непременно её отвергают ( ... )

Reply

egovoru October 31 2024, 22:03:09 UTC
"трудно представить взрослого человека, который станет настаивать, что у него не бывает искушений"

А почему же причиной искушений должен быть именно первородный грех?

Reply

verum_corpus November 1 2024, 07:14:29 UTC
Так это не причина, это феноменальный факт.
Тот факт, что человек по природе не добр (часто не добр, не во всём добр, не всегда добр) - это и называется первородным грехом. Тот факт, что зло имеет определённую притягательность, а нередко и власть.

Reply

egovoru November 1 2024, 11:21:26 UTC
А что такое доброта?

Reply


Leave a comment

Up