Я насмерть поражен своим сознаньем

Nov 10, 2021 09:00



Отношения между разумом и сознанием запутанные: кое-кто, как Роджер Пенроуз, считает, что это одно и то же; другие полагают, что это разные свойства человеческой психики. Даже если Пенроуз неправ, сознание, будучи отдельным свойством, может оказаться необходимым для работы человеческого интеллекта. А значит, тем, кто трудится над созданием ИИ, волей-неволей потребуется и машинное сознание. Кое-кто даже надеется перенести свое личное сознание в кремний и тем самым обеспечить себе бессмертие.



Уважаемый vsopvs подкинул мне обзор попыток создания искусственного сознания, на редкость толковый для такой скользкой темы. Автор, Джеймс Реджа, построил его по принципу воронки: сначала он - очень кратко - обрисовывает ландшафт философских представлений о сознании. Подавляющее большинство работающих над его компьютерным воплощением исходят из признания возможности физического объяснения сознания, а точнее - из предположения, что сознание есть следствие определенного функционального состояния физической системы.

Затем он - уже подробно - описывает конкретные модели сознания, используемые в таких работах: (1) глобальное рабочее пространство (global workspace); (2) интеграция информации (information integration); (3) внутренняя модель «я» (internal self-model); (4) высокоуровневые репрезентации (higher-level representations); (5) механизмы внимания (attention mechanisms). Автор считает их все комплементарными, но, например, модель (4) постулирует, что сознательная репрезентация информации обеспечивается локальной активностью нейросети, а бессознательная - глобальной, что вроде бы не стыкуется с моделями (1) и (2). Модели (2) и (5) мы уже немного обсуждали в этом журнале.

Согласно самому распространенному представлению, сознание - это наличие субъективных ощущений, и автор его разделяет. Он, конечно, отдает себе отчет, что моделирование сознания в этом смысле - занятие неблагодарное: мы ведь никак не можем установить, есть ли у машины субъективные ощущения. А значит, судить об успехе мы можем только по внешним, косвенным признакам сознательности. Все рассмотренные автором модели воспроизводят хотя бы некоторые из таких признаков. Проблема, однако, в том, что мы толком не знаем, насколько эти признаки действительно необходимы и достаточны для наличия субъективных ощущений. А выяснить это можно, только изучая объекты, у которых мы допускаем наличие таких ощущений просто по аналогии с нами самими - то есть, изучая других людей, а не машины.

Так есть ли хоть какая-то польза от попыток создания искусственного сознания, учитывая, что пока этот проект - из серии «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Оптимист автор считает, что безусловно есть, потому что подобные разработки могут помочь созданию если и не сознательных, то по крайней мере более «умных» машин. Как в том анекдоте: если и не догоним, так хоть согреемся :)

image Click to view


Единственная видеозапись публичного выступления Джеймса Реджа, которую мне удалось найти на ютьюбе

сознание

Previous post Next post
Up