Кризис в российской авиации стал отличным поводом для того, чтобы опережающими темпами повысить эффективность отечественных перевозчиков. Раньше, в тучные годы, всех всё устраивало и так. Пассажиропоток в течение нескольких лет подряд рос двузначными цифрами в год, прибыль авиаторы получали почти автоматически. Теперь же для того, чтобы не вылететь в трубу, приходится сокращать издержки. Причём, работа над этим идёт с двух сторон - шевелятся как сами авиакомпании, так и чиновники.
Сначала фантазии у тех и других хватало лишь на то, чтобы дать (попросить) денег или госгарантии под кредиты. Затем пошли схемы позаковыристей - например, отменить НДС на внутренние перелёты (его в итоге понизили с 18 до 10%). А не так давно и чиновники, и авиаторы осознали, что денег у государства не так много, чтобы в угоду авиаотрасли лишаться миллиардных поступлений. И тогда на сцену вышли идеи, которые не требуют от государства затрат, но авиаторам при этом помогают.
Один из примеров - договорённость о
снижении цен на топливо. Эту меру можно считать экзотической, поскольку она явно антирыночная и договорённости по ней непрозрачные (к примеру, мы не знаем, по какой причине компания-поставщик топлива согласилась снижать цены на свою продукцию и тем самым терять прибыли. Что-то же ей взамен пообещали!).
Отрасль же заинтересована в мерах поддержки, которые будут иметь постоянный эффект и не будут зависеть от настроения чиновников и их закулисных договорённостей. И вот здесь нам на помощь приходят идеи, уже опробованные в западном мире, но до нас по тем или иным причинам так и не добравшиеся. Самое простое - это овербукинг. Работа его
внедрению уже идёт, и когда он будет узаконен, авиация получит мощный рычаг для резкого повышения эффективности своей работы. Государству это не будет стоить ни копейки.
Ещё один инструмент подобного рода - мокрый лизинг. Это когда авиакомпания сдаёт в аренду свои самолёты вместе с экипажами. Делается это, как правило, в низкий сезон, когда количество пассажиров резко снижается, и у авиакомпании освобождаются мощности. Поясню на примере. Зима в России (за исключением новогодних праздников) - период спада пассажиропотока. А вот в Юго-Восточной Азии в это время - самый разгар сезона, туда едет множество туристов, и спрос на авиаперелёты растёт. Российская авиакомпания сдаёт в аренду тайской свой самолёт вместе с лётчиками и бортпроводниками. Она же при этом берёт на себя техническое обслуживание, лизинговые платежи, страхование лайнера, в общем, несёт за него полную ответственность. Арендатору остаётся только платить и больше ни о чём не беспокоиться.
Сейчас мокрый лизинг в нашей стране вне закона. За его внедрение
выступает один из самых влиятельных лоббистов отрасли - глава "Аэрофлота" Виталий Савельев. Однако пока "Аэрофлот" думает - "Ред Уингс" уже начали действовать. Эта авиакомпания, в штате которой лишь современные отечественные лайнеры, уже
ведёт переговоры о том, чтобы сдавать свою технику в мокрый лизинг коллегам из Камбоджи, Вьетнама и Таиланда. Идея настолько перспективная, что авиакомпания уже подумывает заказать себе ещё самолётов. Единственный вопрос - как на это посмотрит государство? Впрочем, я думаю, инициатива найдёт у чиновников поддержку, ведь бюджету эта мера не будет стоить ни копейки.
Есть у мокрого лизинга и ещё один плюс - так отчественная авиатехника сможет завоевать новые рынки, зайдя в них с чёрного хода. Когда иностранные авиакомпании увидят наши самолёты в деле, решиться на их приобретение (если они зарекомендуют себя хорошо) им будет гораздо легче.