Станция "Тернополь"

Feb 08, 2011 11:33

Давным-давно, в далекой-далекой галактике Империя верховного канцлера Палпатина вынашивала злодейские планы порабощения юных падаванов.

Во второй половине XIX века власти Австро-Венгерской империи в целях дальнейшей безжалостной эксплуатации своих галицийских земель (в основном в виде вывоза производимой там сельскохозяйственной продукции) развернули на их территории активнейшее железнодорожное строительство. В 1868 году акционерное общество "Галичская железная дорога имени Карла Людовика" начало строительство ветки, которая должна была соединить Львов с Российской империей, пройдя через Золочев и Волочиск и далее соединится с направлением на Проскуров, Жмеринку и Киев. Крупнейшим узлом на этом участке стала станция "Тернополь" или точнее "Тарнополь", как тогда назывался этот город. В декабре 1870 года движение из Золочева в Тернополь открылось, а спустя год оно было продлено до Волочиска. В дальнейшем были построены ветки на Шепетовку (северо-восток), Копачинцы (юг и далее на Черновцы) и Стрый (юго-запад).

В 1903-06 году вместо старого более-менее скромного здания по проекту технического бюро венского министерства железных дорог был построен новый вокзал, конечно не такой роскошный, как в Лемберге (Львове), Черновице (Черновцах) или Станислау (Ивано-Франковске), но все же достаточно заметный. Он серьезно пострадал уже спустя десятилетие в результате Первой мировой войны, но был восстановлен новыми польскими властями, чтобы вновь быть разрушенным в ходе уже Второй мировой. После ее окончания здание вновь реконструировали, но уже в новых формах новой страны.


Тернополь стал последним западноукраинским областным центром, который я посетил с рабочим визитом. О железнодорожном вокзале города, как обычно, в первой серии.



Старая открытка с видом вокзала со стороны перронов. Вполне себе дворец.


А так Банхоф Тарнополя выглядел с привокзальной площади. Центральным элементом парадного фасада стало конечно гигантское модерновое круглое окно.


Впрочем, утрачено оно было не в ходе послевоенной реконструкции, а чуть ранее, когда вокзал попытались было восстановить немецко-фашисты в таком шпееровском духе.


Железнодорожный вокзал Тернополя в современной его версии 1952 года. Послевоенные надстройки очень хорошо заметны на его фасаде.


Центральная, наиболее пышная часть здания.


Диагональная проекция ее же.


По бокам от парадного входа во время самой свежей реконструкции (конца 1990-х годов) для пущей красоты были устроены картушы с гербами. Слева - герб Тернопольской области (три башни, под которыми скрещенные меч и ключ). В правом верхнем углу видна дата начала восстановления вокзала - 1950.


А справа - герб Львовской области (опирающийся на скалу коронованный лев). Этот герб сюда попал вероятно из-за того, что административно станция "Тернополь" относится ко Львовской железной дороге.


Герб же самого Тернополя (изображение местного замка, под которым "Лелива", шляхетский герб Тарновских, основателей города) украшает центральный фронтон.


Главный внутренний зал, парадная лестница.


Фронтальный вид.


Боковые галереи второго этажа.


Традиционная магна-люстра.


Перша колія, перша платформа.


Общий вид станции.


И вокзал Тернополя со стороны путей. К зданию пристроены современные стеклянные галереи.


Ждут.


На радость грибникам прибывает коротенький дизелек.




А так выглядит тернопольская Привокзальная площадь. В центер снимка створ улицы Чорновола, ведущей в центр. Если сразу от вокзала свернуть налево, в пяти минутах ходьбы расположена гостиница "Вокзальная", занимающая пару этажей административного здания.


Одноместный номер стоит всего 90 грн ($11), это была самая экономичная ночевка в этом трипе. Ближайший ее тернопольский конкурент отель "Галичина" стоит раза в полтора дороже, находится в ебенях, а комнаты более-менее сравнимых потребительских качеств.


Польская пятиэтажка на привокзальной площади. Межвоенные здания в Тернополе встречаются регулярно, это стало отрадой на фоне малоперспективного в этом смысле Луцка и совсем бесперспективного Ровно.


Вокзал в Тернополе, опять же в отличие от Луцка и Ровно, находится прямо в центре города. Улица Чорновола, вокзал в ее перспективе.


Через каких-нибудь 500-600 метров Театральная площадь. О ней и об историческом центре Тернополя в следующей серии.


В предыдущих сериях:

1. Станция "Брест-Центральный".
2. Брест: административный центр.
3. Брест: исторический центр.
4. Брест: улица Советская.
5. Брест: проспект Машерова.
6. Брест: электромеханический завод.
7. Брест: улица Московская.

8. Украина: политическая агитация, сезон-2010.
9. Ковель.
10. Владимир-Волынский.

11. Луцк: Театральная площадь.
12. Луцк: Старый город.
13. Луцк: Верхний замок.
14. Луцк: улицами центра города.
15. Луцк: Детская железная дорога.
16. Луцк: на восточной окраине.
17. Луцк: Дворец бракосочетаний.
18. Луцк: Киевская площадь и проспект Свободы.

19. Олыка: резиденция Радзивиллов.
20. Дубно: твердыня Острожских.

21. Ровно: железнодорожный вокзал и проспект Мира.
22. Ровно: центральная часть города.
23. Ровно: Детская железная дорога.
24. Ровно: восточные окраины.
25. Ровно: артефакты.

26. Нетешин: центр атомограда.
27. Нетешин: спальные районы города.
28. Острог: родовое гнездо князей Острожских.
29. Межирич: монастырь-крепость.
30. Кременец: город.
31. Кременец: замок королевы Боны.
32. Почаев: Успенский собор.

жд, поездки, тернополь

Previous post Next post
Up