В 1498 году великий князь Литовский Александр передал "Двор Здзицела" "на вечное пользование" гетману великому литовскому Константину Острожскому с правом основать местечко и построить там замок, что через пару лет Острожский с успехом и осуществил. В источниках этот городок также назывался Здзенцел, Здзечаль, Здзенцель, Здэтэль, Зэтэль, Зэтэля, Зецял, Дзенцёл, Дзенцёлкі, Дзенцел, Зецел, Здзечало, но сейчас известен под русифицированной формой Дятлово. Острожских сменили Сапеги, а тех Радзивиллы, но все эти владельцы продолжали укреплять деревянную крепость, вокруг которой когда-то и выросло местечко. Сожгли замочек в ходе Северной войны после постоя здесь в 1708 году Петра I, и с тех пор на смену укреплениям пришли обыкновенные усадебные постройки. Память же о происхождении Дятлова сохранилась сейчас на местном гербе.
В голубом поле варяжского щита на трех зеленых холмах золотые въездные ворота с испанским щитом, в голубом поле которого герб князей Острожских «Острога». Оконечность - серебряная.
По дороге в Дятлово с интересом изучал неведомые мне дорожные знаки.
Въездной знак в райцентр с датой его передачи Александром Ягеллончиком Константину Острожскому.
Центральная площадь города (не Ленина как в
Мостах и не Свободы как в
Щучине, а имени 17-го сентября) огромна и бесформенна. Имеются универсам,...
... широкий бульвар, уходящий к кварталам индивидуальной застройки на горизонте,...
... павильон "Лето", тошниловка редкой степени брутальности интерьера и контингента, судя по отзывам товарищей, рискнувших все-таки посетить данное заведение,...
... огромный для города с населением в 8 тысяч человек универмаг,...
... а посреди площади стоит костел Успения Пресвятой Девы Марии. Построен в 1624-1646 гг. по фундации Льва Сапеги и Казимира Льва Сапеги, в 1743-51 гг. после пожара перестроен в формах виленского барокко по фундации Миколая Фаустина Радзивилла, владельца местечка, родившегося и умершего здесь, построившего на месте уничтоженного замка новый дворец.
Над входом в костел сохранилась старая доска с именем подканцлера литовского Казимира Льва Сапеги, при котором строительство здания было закончено. Слева и справа от доски заметны небольшие барельефные изображения стрелы, перекрещенной двумя горизонтальными перекладинами - это "Лис", фамильный герб Сапег.
Вдоль одной из сторон площади, когда-то называвшейся Рыночной, сохранилась линейка домов торговцев и ремесленников, напомнившая мне аналогичную застройку главной площади Щучина.
Дома с предыдущего снимка справа за краем кадра, слева - Успенский костел.
И та же самая застройка с противоположной стороны.
Некоторые ближайшие к площади улицы также сохранили довоенные каменные дома.
На площади 17-го сентября не хватало райисполкома. Он обнаружился на улице по-моему Ленина и оказался совсем маленьким. А вот памятника самому Ленину я так и не нашел, удивительно как-то.
От приюта районной вертикали власти открывается хороший вид на Успенский костел. Не самый изысканный образец виленского барокко.
А где же православный храм, резонно возопит кто-нибудь? Старой церкви в Дятлове почему-то нет, несколько на отшибе сейчас достраивается довольно крупная силикатная новая.
Есть здесь и свое миниатюрное спальное гетто в четыре этажа.
Реновированный ДК на улице Мицкевича.
Мозаика производит впечатление современной.
Наконец, если есть свободное время, то можно еще подъехать к комплексу районной больницы. Здесь на месте сожженного Здзителского замка в 1751 года по желанию Миколая Фаустина Радзивилла был построен дворец.
На особняке висит мемориальная табличка, повествующая о славных людях, которые на этом месте бывали. За неимением Ленина, Дзержинского и Пушкина пришлось из всего набора исторических персоналий, бывавших в замке, выбрать человека, который провел тут одну неделю 1708 года, после чего крепость был успешно взята шведами и на всякий случай дотла ими сожжена. Ну действительно, поминание, например, Острожского шло бы в разрез с принципами интернационализма и дружбы братских народов.
Спустя 43 года, повторюсь, Радзивиллы построили здесь себе очередную резиденцию, но и она дошла до нас с позднейшими перестройками. Если верить акварели Орды, еще в 1870-х годах ко дворцу были пристроены две трехярусные башни.
Ассиметрия бокового фасада.
Над окнами сохранились любопытные барельефы.
Обратная дорога в Минск проходила через всю Новогрудскую возвышенность.
Огромная глыба песчаника у деревни Старина.
И еще два объекта Дятловского района по дороге назад. Костел св. Антония Падуанского в деревне Дворец (1904-1909), "неовиленское барокко" в те годы было конечно не настолько популярно, как неоготика, но тем не менее встречается довольно регулярно.
И опять же необарочный железнодорожный вокзал в Новоельне. В первой половине XX века в Западной Беларуси построили массу красивейших станционных зданий.
Новоельнинское к тому же украшено еще и бюстом Ленина.
Трудолюбивый Дятловский район прощается с нами, впереди Новогрудский, но там я уже не останавливался.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор трипа.
2.
Долгая дорога в Щучин.
3.
Щучин.
4.
Щучинский аэродром.
5.
Карьеры, Красносельский, Россь.
6.
Мосты.