Волковысский район

Sep 09, 2009 11:05

Второй день поездки по Гродненской области чуть менее, чем полностью состоял из трипа к очень популярным в последнее время карьерам у г.п. Красносельский, изучению их окрестностей и инспекции районного центра Мосты, в котором самым интересным объектом оказался действительно мост.





Базировался я в Мостовском районе, а Красносельский находится в соседнем Волковысском. Пришлось с трудом проснуться после вчерашнего, сесть за руль, и ехать по холмам километров пятьдесят.




Только я заезжаю на очередной холм, как откуда не возьмись!


За безликим названием РУП "Красносельскстройматериалы" скрывается один из трех наших цементных заводов. Сам поселок (и искомые карьерные озера) находятся за циклопическими заводскими конструкциями, и дорогу с первого раза найти туда непросто. Мы нашли только с третьего, и оказалось, что заезжать в Красносельский надо прямо сквозь завод. Чуть разъехался на узком жд переезде с "БелАЗом". :(


Огромная горизонтальная труба на переднем плане зловеще вращается - это печь, в которой обжигается известняк. Впечатление производит адское.


Большую часть карьеров найти довольно просто: они вплотную примыкают к южной окраине поселка. Найдя на гуглокартах Красносельский, мы с удовольствием в этом убедимся. Сюда можно приезжать на несколько дней и исследовать их один за другим в поисках самого живописного и удобного для купания. У меня лишнего времени, как обычно, не было, поэтому пришлось ограничиться двумя ближайшими к поселку.


Большинство карьеров длинные и узкие, с высокими крутыми берегами, создают полное впечатление горных озер, но есть один по форме больше напоминающий прямоугольник (такая вот здесь уродилась глыба мела). Сам по себе он может и не очень красив, особенно в сравнении с собратьями, зато на его берегу (противоположном на снимке) находится настоящий археологический памятник.


Это Красносельские кремневые шахты второй половины 3-го - 2-го тысячелетия до н.э., очень большая система выработок в меловой линзе с мастерскими и "землянками" шахтеров. Месторождение это было обнаружено, как видите, хрен знает когда, и тогда же район нынешнего поселка стал крупным центром производства кремневых орудий труда.


Объектов в этой системе нашли уже более сотни, но тот десяток, что расположен рядом с карьером запечатан бетонными крышками от греха подальше.


Вид на карьер от поляны с шахтами.


А так выглядит карьер традиционной "каньонной" разновидности.




Несмотря на всю живописность окрестностей, озеро основательно засрано местными жителями. Внимательный читатель в левой части снимка, в центре разглядит контуры задней части утонувшего автомобиля. Вот и купайся тут.


Ущелье.


Сам Красносельский, несмотря на то, что впервые упоминается еще в 1569 году, по сути представляет собой рабочий поселок, выросший при цементном заводе после войны. Довоенных зданий здесь нет, что впрочем не мешает этому населенному пункту иметь пафосный герб с изображением грифона Хадкевичей (первых владельцев местечка), стоящего на куче цемента с мечом наперевес.


К расстановке дорожных знаков здесь относятся очень педантично.


Сам поселок отчетливо делится на старую и новую части. В старой преобладает эстетика 1950-х.




Центральная площадь Красносельского распахана оголодавшими местными жителями под огороды.




Часть площади, пока не занятая огородами, по случаю Дня строителя была отдана под массовые народные гуляния. На горизонте видно, как празднично дымится заводская труба.


Завод вообще оживляет скучные виды поселка. Церковь св. Георгия.




Вплотную к Красносельскому находится городской поселок Россь. Здесь уже довольно высокая концентрация интересного на единицу площади.


Отлично сохранившийся, но никак сейчас не используемый "дом садовника".




Многоэтажная мельница довольно типового вида на берегу речки. На мой вопрос "А где это у вас тут огромная водяная мельница?", местная жительница показала рукой направление и обиженно заметила, что вовсе никакая она уже не водяная. Удивительно, но здание до сих пор используется по своему прямому назначению.


Костел Пресвятой Троицы 1807 года.


Колокольня имеет оригинальный вогнутый фасад.


Рядом со старой Россью находится новый военный городок, построенный в 1990-е годы для летчиков на германские деньги и отхвативший даже Государственную премию РБ за свою архитектуру. Меня он не впечатлил. Авиабаза, кстати, действующая.


Наконец, костел Иоанна Крестителя в деревне Волпа, очень любопытный экземпляр деревянного зодчества. Здание было построено в 1773 году, но, судя по его состоянию, то, что мы видим сейчас, это результат реконструкции 1889 года.


Внутри сохранился алтарь 1634 года. Апсиды в костеле нет, и впечатление плоская стена с алтарем производит оригинальное.


На здании висят сразу две охранные таблички. Одна - обычная беларуская.


Вторая польская.


Деревня же сама с виду обычная, но с богатым прошлым, включающим даже магдебургское право (с конца XVI века) и собственный герб 1792 года - бобра в синем поле.


В следующей части заедем на пару часов в Мосты.

В предыдущих сериях:

1. Обзор трипа.
2. Долгая дорога в Щучин.
3. Щучин.
4. Щучинский аэродром.

мои фото (2009), волковыск, отчеты, спадчына, индастриал

Previous post Next post
Up