Военный аэродром рядом со Щучиным появился после воссоединения Беларусей в сентябре 1939 года и просуществовал по известным причинам недолго. Его вновь восстановили уже после войны: в начале 1950-х здесь построили бетонную ВПП длиной 2500 м, разместили несколько авиачастей, а в самом райцентре появился военный городок для семей летчиков. После распада СССР щучинская авиабаза была правительством Беларуси закрыта, и, наконец, в 2005-м сооружения аэродрома и военного городка передали гражданским властям. Впечатление остатки былой роскоши производят достаточно унылое, даже по сравнению
с аэродромом в Быхове.
Бывший военный городок находится на противоположной стороне городского пруда, рядом с дворцом Сципионов, которые во времена расцвета гарнизона выполнял функции Дома офицеров.
Городок преимущественно состоит из таких пятиэтажек. Ничего интересного.
Первое поколение застройки - силикатные сталинки. В принципе тоже скучные, даже несмотря на некоторые излишества в виде почему-то оштукатуренных эркеров.
На берегу установлен "МиГ".
Сам аэродром находится на восточной окраине города. Найти его довольно просто: на центральной площади города надо поехать по улице, проходящей справа от райисполкома, и минуты через три окажешься на месте.
Бетонные плиты с ВПП и рулежных дорожек были демонтированы в процессе смены хозяина, частично территория аэродрома распахана, везде повсеместно пасутся кони. В этом смысле быховская база куда лучше сохранилась.
Слева руины диспетчерской вышки, в правую сторону уходит трасса бывшей ВПП.
Когда-то там был северный торец взлетно-посадочной полосы.
В большом количестве сохранились капониры...
... и ангары.
Большинство ангаров закрыты и сдаются в аренду. Желающих особо не наблюдается.
Некоторые полуоткрыты.
А какие-то открыты полностью и предоставляют возможность увидеть их устройство.
Ангарные стенки расписаны ценными указаниями для пилотов и техников.
Ворота впечатляют.
Вид из ангара на летное поле. В этом кстати часть бетонных плит выкорчевана и внутри здания.
Можно походить еще и по остаткам штабных зданий, и в принципе можно уезжать.
По дороге из Щучина в Мосты обязательно стоит заехать в деревню Рожанка, где на местном кладбище сохранился живописнейший костел свв. Петра и Павла.
По разным данным он построен или в 1674, или в 1827 гг.. Позднейшая датировка (фундация владельца местечка генерала Людвика Михала Паца, кстати в свое время адъютанта Наполеона) выглядит куда более правдоподобной, но в любом случае, что для XVII века, что для первой половины XIX, готика, да еще такая, совсем не характерный стиль. Это (и конечно декор фасада) выделяет Петропавловский костел в Рожанке среди десятков неоготических католических храмов конца XIX- первой половины XX вв. на нашей территории.
Наполеон Орда и его зарисовал. 1861-77 гг.
Фасад представляет собой чередование бутовой кладки и оштукатуренных участков. Не очень при этом понятно, зачем в ходе недавнего ремонта надо было вводить в колористику дополнительный бледно-желтый цвет и почему нельзя было продолжить использование белого. Вверху на щите виден картуш с гербом Пацов "Гоздава" (две перевернутые серебрянные лилии, скрепленные золотым кольцом, в красном поле). В нишах около главного входа установлены статуи апостолов, в честь которых костел посвящен.
Башня.
Внутренности на вид полностью новодельные.
А дальше выезжаем из Щучинского района...
... пересекаем границу Мостовского района...
... и ночуем в деревне Москали. Авторитетные местные селекционеры заявили, что это цветет (вероятно на радость скоту) не то редька, не то брюква.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор трипа.
2.
Долгая дорога в Щучин.
3.
Щучин.