Уважаемый
nostradamvs, с которым мы в прошлом году работали над разными главами
одной и той же книги, выложил интересную (и несколько провокационную)
статью о задачах научно-популярной литературы, которая сразу вызвала активные
обсуждения. Если в случае с недавно нашумевшей лекцией Виктора Вахштайна я (при всем уважении к Вахштайну) предмета для обсуждения
(
Read more... )
- Да не согласен я!
- Что, с Энгельсом или с Каутским?
- С обоими!
Мне представляется, что оба изложенных Вами взгляда представляют собой уродливые упрощения, и согласиться нельзя ни с первым, ни со вторым.
Первый взгляд неверен уже потому, что никто и никогда не рассматривает науку как "набор истинных суждений". Наука - это вообще не набор суждений, это социальный механизм, в результате работы которого они формируются и проверяются.
Второй взгляд неверен потому, что он более или менее явно (у Вас - во вполне откровенной форме) ставит механизм переработки информации превыше самих фактов. Это какая-то латуровщина, и даже, извините за выражение, постмодернизм. Насчет последнего я не шучу. Это фактически та же самая позиция "истины нет, есть только множество мнений" (пусть даже и с добавкой "мнений ученых"), - позиция, которая несовместима с познанием мира. Потому что объективная истина существует. Задачей науки является ее поиск, задачей популяризации - ее трансляция (вернее, трансляция ее фрагментов с правильно заданной ( ... )
Reply
Reply
Reply
Нет, конечно. Но представления о том, как определяли форму Земли, должны быть включены в статью, основная цель которой - рассказать о форме Земли(как я писал "для предмета рассказа").
Проблема с такими тривиальными примерами: сегодня уже нет смысла писать научпоп что Земля круглая (разве что для средней школы). А на переднем крае науки пример может быть неочевиден участникам дискуссии.
Это разговор не только(и не столько) о точности, но и о доверии. Вы абсолютно правильно пишете, что научпоп может быть востребован и специалистом. Может быть не востребован, да. Но если он не пригоден для специалиста из-за качества доказательной базы - это что-то не совсем про науку. (Профана-то можно попробовать убедить громким словом и красивой обложкой)
Reply
Я хотел бы взглянуть на ситуацию несколько шире. Сошлюсь для этого на широко известное высказывание Зализняка. Как видим, тут противопоставляются два тезиса:
Истина существует, и целью науки является ее поиск / Истины не существует, существует лишь множество мнений
Так вот, хочу обратить внимание на то, что и Ваше, и z_kir мнение на самом деле поддерживает вторую позицию: "Истины не существует, существует лишь множество мнений". Добавка "...лишь множество мнений ученых" тут ничего принципиально не меняет ( ... )
Reply
Должна не просто существовать истина, а должен существовать способ сопоставить ее с конкретными суждениями. Хотя бы на уровне А откуда ты знаешь? -- Да по телевизору сказали < в Nature написали
<<Добавка "...лишь множество мнений ученых" тут ничего принципиально не меняет. >>
Среди ученых существуют разные мнения даже по самым простым вопросам -- это как раз и есть самый основной факт, как его можно сбросить со счетов, я не понимаю. Возьмем например Теорию Струн: есть мнение ученых, что это самая великая теория в истории науки, а есть мнение ученых , что ничего, что можно было бы назвать теорией там нет, это Теория Струн -- это воображаемая теория ( Ли Смолин ( ... )
Reply
Reply
По-моему, противоречит:
Вы знаете, дети, истина существует, и ученые ее ищут. И даже нашли ее немалое количество. Но в этот раз я расскажу вам не об истине, а о различных мнениях.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Тема-то не простая: Какая связь между взглядами на истину, и некоторыми проблемами популяризации :)
Reply
Reply
Я как бы написал здесь 5 длинных комментов, и еще несколько коротких.
Ну хорошо, вот вам тезис: Истина не может быть сопоставлена ни с каким конкретным суждением. И с левым сдвигом далеко не все гладко. Вам нужно от мнений перейти к Истине, но такого момента, когда мнение превратилось бы в истину, у вас просто нет.
У католиков такой момент кстати есть: когда мнение ("теологумен") превращается в истину ("догмат").
Или еще тезис: "Истина существует, но взвешивать ее каждый должен сам для себя".
Reply
Здесь вот, например, по поводу понятия "теологумен" ссылки только на православных авторов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Теологумен
Reply
Leave a comment