Ну что ж.... Программа развития метро 2012-2020 закончена, вот
тут мы подводили ее итоги. Новой такой масштабной программы на следующее десятилетие, насколько я помню представлено не было, но это не помешало продолжить строить метро не сильно снижая темпы. Создал эту тему, чтобы вписывать сюда все новые станции, что будут построены до 2030 года. Почему 2030-й? Это тоже знаковый год, как и 2020 в свое время. К "тридцатому" году нам много чего обещают построить, так что вполне логично в качестве конца нового временного отрезка взять именно этот урожайный на обещания год. Начало "двадцатых" выдалось довольно бурным во всех смыслах и к теме анализа построенного за прошлые года я вернулся только сейчас. Зато, оглядываясь назад, можно много чего вспомнить. Самое главное событие, произошедшее за это время - это завершение постройки Большой кольцевой линии в 2023 году. Настоящий мегапроект, наверное один из самых масштабных в нашем метро. Также на этот период пришлось открытие первого участка новой, Троицкой линии.
К большому сожалению, некоторые станции из предыдущего десятилетнего плана, так и не были реализованы и, что удивительно, не понятно, будут ли они реализованы в принципе. Это, я напомню, станция "Суворовская" на Кольцевой линии, ей повезло работы по её строительству уже ведутся, так что надежда, что мы ее увидим в будущем, все-таи есть. Строить её будут долго, так что когда она откроется не очень понятно. Также был проект станции "Челобитьево" на Калужско-Рижской линии - это продление "оранжевой" ветки в Мытищи. По этой станции не очень понятно, будут ее строить или нет и если будут, то когда? Еще один проблемный участок - это центральный участок Калининско - Солнцевской линии. Глубокие станции в центре города - это долго, дорого и сложно. Периодически информация по этому участку всплывает, но опять же не очень понятно, решится ли город вкладывать огромные средства в соединение Калининской и Солнцевской линий пусть даже и в будущем. Также в планах прошлого десятилетия фигурировала постройка двух новых вестибюлей двух старых станций. Речь идет про "Бауманскую" и "Комсомльскую". Городские власти за прошлые десять лет так и не смогли взяться за эти довольно сложные проекты, предпочтя строить линию в Новую Москву. Троицкая линия, самая молодая из всех в 2024 году обзавелась первым коротким участком, который дошел до МКАД и обозначил направление линии аж до Троицка.
Для большей наглядности сделал вот такой простенький график, здесь видно, сколько станций было открыто за предыдущее десятилетие, а также будет понятно, сколько еще откроют до 2030 года. Просто интересно, будут ли темпы строительства снижаться или нет. Будут ли еще такие мощные пики, как в 2018, 2021 и 2023 годах? Давайте отдельно пройдемся по годам, начиная с 2021 года и посмотрим еще раз, какие станции были открыты.
2021:
Один из самых урожайных годов за последнее время. Было открыто 12 станций Большой кольцевой линии. 11 новых и одна после реконструкции. Но на самом деле я бы считал станции бывшей Каховской линии, которые вошли в состав БКЛ, как новые станции, так как работа там была проведена довольно серьезная, по сути от старого там остался только каркас. На участке БКЛ, открытым в этом году, так совпало, находятся самые отстойные станции нового кольца. Одна в плане оформления - "Народное ополчение" и вторая со странным оформлением и узкими проходами - "Кунцевская". Кроме того здесь же есть станция "Воронцовская", где был сделан неудачный переход на "Калужскую" на котором в часы пик образовывались пробки из пассажиров. Самой интересной и удачной, как мне кажется, вышла станция "Терехово", и с небольшим отрывом сразу за ней идет "Мнёвники". Очень необычные в плане оформления станции, особенно "Терехово".
1 апреля: ст.м.
Народное ополчение (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Мнёвники (Большая кольцевая линия)
7 декабря: ст.м.
Терехово (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Кунцевская (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Давыдково (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Аминьевская (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Мичуринский проспект (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Проспект Вернадского (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Новаторская (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Воронцовская (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Зюзино (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Каховская (после реконструкции) (восточный вестибюль) (Большая кольцевая линия)
2022:
Самый провальный год. Не открыто ни одной новой станции. Были открыты только западный вестибюль станции "Каховская" и северный вестибюль "Окружной". С точки зрения метро это не много, но тут нужно сказать, что на "Окружной" с открытием нового вестибюля метро, закончил формироваться довольно крупный ТПУ.
6 апреля: ст.м. Каховская (западный вестибюль) (Большая кольцевая линия)
3 ноября: ст.м.
Окружная (северный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
2023:
Еще один год рекордсмен. Сразу 14 новых станций. Главное событие года - это окончание строительства БКЛ, кольцо замкнулось и стало полностью доступно для пассажиров. Из интересных станций этого участка БКЛ, хотелось бы отметить две глубокие станции: "Рижская" и "Марьина роща", обе с интересной архитектурой. Еще одна интересная станция - "Нагатинский затон". Вы хотели рыбов, вот они красавцы на путевых стенах! Казалось бы замыкания БКЛ вполне достаточно, но в этом году открылся еще и участок Солнцевской линии до аэропорта Внуково. Это исторические событие, так как теперь можно на метро доехать о аэропорта. Раньше такое было возможно только за рубежом. Соответственно, с открытием станции "Аэропорт Внуково" в Москве появился единственный ТПУ в состав которого входит аэропорт. Станции "Пыхтино" и "Аэропорт Внуково" наиболее симпатичны мне в плане оформления, так как я учился в МАИ и авиация навсегда в моем сердце. Казалось бы, что за один год вполне достаточно знаковых открытий, но нет. Открылся северный участок ЛДЛ с тремя новыми станциями. "Физтех" - станция легенда, которую придумали студенты МФТИ и через многие годы эта легенда стала реальностью. "Лианозово" стало пересадочной на станцию МЦД и образовала крупный ТПУ на севере Москвы. "Яхромская" (рабочее название "Улица 800-летия Москвы") посвящена празднованию круглой даты в истории Столицы о чем нам рассказывает роскошное панно на путевой стене, работы Александра Руковишникова, который сейчас, без преувеличения, стал главным монументалистом в нашем метро. Его роскошные работы продолжают традиции монументальных художественных произведений московского метро золотого периода.
1 марта: ст.м. Кленовый бульвар (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Нагатинский затон (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Печатники (с одним вестибюлем) (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Текстильщики (без прямой пересадки на ТКЛ) (Большая кольцевая линия)
ст.м. Сокольники (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Рижская (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Марьина роща (Большая кольцевая линия)
ст.м.
Варшавская (после реконструкции) (Большая кольцевая линия)
ст.м. Каширская (после реконструкции) (Большая кольцевая линия)
6 сентября: ст.м. Пыхтино (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м. Аэропорт Внуково (Калининско-Солнцевская линия)
7 сентября: ст.м.
Яхромская (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м.
Лианозово (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м.
Физтех (Люблинско-Дмитровская линия)
30 декабря: ст.м. Каховская (дополнительный переход на "Севастопольскую") (Большая кольцевая линия)
2024:
Год еще не кончился, но скорее всего новых открытий ждать не стоит, скорее всего открытия перенесут на следующий год. В этом году открыта очень интересная и необычная станция "Потапово" на Сокольнической линии, а также небольшой участок совершенно новой Троицкой линии метро, которая стала 16-й линией Мосметро.
5 сентября: ст.м.
Потапово (Сокольническая линия)
7 сентября: ст.м.
Новаторская (Троицкая линия)
ст.м.
Университет дружбы народов (Троицкая линия)
ст.м.
Генерала Тюленева (Троицкая линия)
ст.м.
Тютчевская (Троицкая линия)