Станция МЦД Каланчёвская (D2). Реконструкция. Часть 1

May 09, 2021 09:14




Уже очень долгое время идет реконструкция инфраструктуры уже запущенных диаметров МЦД. Полтора года прошло с торжественного пуска, а все еще не до конца сделано. Это, конечно, удручает. Особенно грустно от того, что работа идет не на всех участках сразу. К примеру есть станции, на которых даже не началась модернизация и когда она дойдет туда, совершенно не известно. Очевидно, что одновременная работа на всех участках сократила бы общее время проведения работ на D1 и D2. Тем более у нас перед глазами уже был подобный пример - это МЦК. И работы там было тоже не мало. Это и электрификация всего кольца, и постройка дополнительных мостов и путепроводов и строительство новых станций, то есть нельзя сказать на это привычное "это другое". Отчего РЖД так тормозит реализацию проекта МЦД не очень понятно. Сегодня мы посмотрим как идет модернизация станции "Каланчёвская", а также немного поглядим, как идет работа по прокладке дополнительных путей на участке между станциями "Каланчёвская" и Курским вокзалом. Это очень показательные стройки, тут очень хорошо видно отношение города и РЖД к этому проекту.
Для начала стоит сказать, что станция "Каланчёвская" находится рядом тремя вокзалами, расположенными на Комсомольской площади. Это очень большой пересадочный узел, где есть кроме всего прочего еще пара станций метро. Хорошо было б объединить это все под "одной крышей", чтобы можно было пересаживаться на разные виды транспорта не бегая туда и сюда по улице. Понятное дело, что такая мысль пришла в голову не только мне, она возникает у любого здравомыслящего человека, и такой проект был, но в итоге реализовывают не его. В итоге это будет обычная станция с подземным вестибюлем и двумя островными платформами. Да, тут появятся лифты и, я надеюсь, эскалаторы. Но для центровой станции хотелось бы чего-то большего. Но давайте посмотрим, что тут уже построили.

Начнем с ремонта Каланчевского путепровода. С ним вообще какая-то непонятная история. Власти упорно говорят о том, что Каланчёвский путепровод, идущий по краю площади будет отреконструирован чуть ли не по одному из вариантов чертежей архитектора Щусева. Вот тот рисунок, на который ссылались власти и даже, прости господи, главный архитектор Москвы, когда говорили, что мы сделаем так, как завещал великий Ленин Щусев. На картинке мы видим насколько действительно симпатичный у Щусева получился арочный мост. Тогда очень модны были подобные конструкции из стали - это был самый расцвет подобных решений, как и вообще расцвет железнодорожного транспорта и инфраструктуры. Достаточно вспомнить вокзалы начала прошлого века, те же путепроводы и мосты, Эйфеля и Шухова


Вместо щусевского варианта симпатичного моста нам показали вот такие рендеры. Удивительно. На кого вообще рассчитаны подобные новости, которые публикуют наши уважаемые градоначальники и градостроители. Неужели они всех людей держат за идиотов, неужели они не понимают, что не заметить разницу между этими двумя вариантами может только слепой. Естественно ни о какой переработки идеи великого архитектора речь не идет.


Дело в том, что на самом деле никто специально и не думал ничего разрабатывать для Каланчевского путепровода. Просто взяли типовой вариант моста и вкорячили его сюда, сколько подобных арок мы уже видели. Тут надо сказать про то, почему это так плохо. На Комсомольской площади находятся три прекрасных вокзала, богато оформленные и являющиеся произведениями архитектурного искусства, здесь же стоит роскошный наземный вестибюль станции метро "Комсомольская". Недалеко расположена гостиница "Ленинградская". В общем место где сосредоточены прекрасные образцы архитектуры разных эпох. Щусев, проектируя путепровод понимал, что в таком месте нужно строить что-то соответствующее. Прошло время, путепровод пережил две войны, Сталина, Советский союз, пережил 90-е и Лужкова... Собянин же в рамках работ по МЦД решил устроить тут реконструкцию. Для товарищей из РЖД эта площадь по идее является главной железнодорожной площадью страны и наверное к работам здесь следовало подойти очень аккуратно. Разработать индивидуальный проект, а не лепить сюда вот это. Ну ладно РЖД, они предложили дешевый простой вариант. Но куда смотрели чиновники, которые это утверждали. Ведь в Москве, чтобы проект согласовали, нужно пройти кучу инстанций, обязательно согласовать архитектуру, как это могли согласовать люди вменяемый, те, которые принимают решения об архитектурном облике такого города, как Москва? Как?


Причем у нас могут построить интересный мост даже для путей ЖД и даже в Москве. Посмотрите каким изящным получился мост Смоленского направления МЖД через Москва реку. Оцените плавные линии, тонкие изящные арки и симпатичные вертикальные элементы. Причем здесь никакая не стилизация, а вполне себе современный образец инженерного искусства. Значит все-таки можно разработать нормальный уникальный проект для моста. Фото взято у gen_shtab ТУТ, там кстати очень много разных фото со всех возможных сторон, можно оценить самостоятельно насколько мост органичен и красив.


1
Как всегда будем смотреть как идет стройка на протяжении некоторого времени, так как я сюда приезжал несколько раз. Начнем с фотографий, сделанных прошлым летом.


2
Тогда активно укрупняли конструкции арок.


3
Эта огромная махина, даже в недостроенном варианте выглядела очень брутально и совершенно неуместно тут.


4
Чуть дальше начали собирать еще одну арку.


5
«Мы предлагаем вернуться к первоначальным эскизам Щусева и сделать высокие изогнутые металлические фермы. С технической точки зрения конструкция путепровода станет более прочной, что позволит выдержать увеличившуюся нагрузку», - пояснил Сергей Кузнецов (главный архитектор города)
Щусев, если бы увидел это... думаю спасибо нынешнему поколению проектировщиков он бы точно не сказал.


6
Металлоконструкции изготовлены в суровом Челябинске на заводе ЧЗМК, о чем говорит нам маркировка.


7
Вид на гостиницу "Ленинградская" от Казанского вокзала со стороны Царской башни уже не будет прежним.


8
Еще одна арка.


9
Оригинал Щусевского путепровода еще пока виден. Но этот фасад, как я понял разберут, и перенесут ближе к Казанскому. Причем никто не будет парится насчет соответствия оригиналу, а будет скорее всего стилизация. Помните классические слова Лужкова "Сделам такой же, но лучше" Этому принципу следует и Собянин. Но у Собянина новая стратегия. Он в официальных пресс-релизах говорит, что все замечательно, что будет реализован чуть ли не оригинальный вариант. А в жизни творится черти что. Помните его мания называть небольшие станции вокзалами! Вся эта показуха только не страницах электронных СМИ, это такое же вранье, как "открытие двух новых линий наземного метро" в свое время. На самом деле те люди, которые читают о достижениях стройкомплекса Москвы только в СМИ и не видят этого собственными глазами, искренне верят в то, что пишут. раз построили вокзал, тут же у них перед глазами всплывает что то типа здания Казанского или Киевского вокзалов. Если говорят, что построили новые ветки наземного метро, те перед глазами совершенно новые пути, проложенные через город с новыми современными станциями. И это я не шучу. Достаточно пообщаться со своими знакомыми из других городов. =)


10


11
Я сперва думал, что оригинальный путепровод останется и к нему в параллель просто построят новый, но оказывается новых будет два с двух сторон от существующего. А существующий вообще оставят?


12
Конечно такая большая стройка - это интересно. Но огорчает, что результат получится так себе. Зато можно увидеть в работе вот такие машинки. Поглядите на размер человечка по сравнению с бурилкой.


13
Прогуляемся в сторону Курского вокзала. Здесь никаких эстакад, тут просто идет расширение и в последствии положат рельсы для новых путей.


14
Здесь узко, посмотрите как близко к дому идет стройка, но место есть.


15


16
Вид с Новобасманного путепровода.


17
Вид в другую сторону. Вот этому дому вообще повезло, он оказался прямо-таки в эпицентре стройки.


18


19
Хорошо хоть сваи буро-набивные и от их возведения не такой большой шум и вибрация. Я помню как у нас открытым способом строили участок метро "Бибирево" - "Алтуфьево", так вот тогда от звука забиваемых свай было некуда деваться.


20


21
А теперь перенесемся в зиму этого года.


22
Все три арки с одной стороны смонтированы.


23
Зачем-то решили сделать ограждение края путепровода. Причем даже тут не вспомнили Щусева, помните, какое у него было изящное ограждение. Мы видим ограждение из жеванного говна каких-то мятых металлических панелей.


24
Ну как, красиво? По-моему как-то не очень.


25
Арка поменьше. Ну ладно сделали большую арку, но эти-то две маленькие зачем, неужели нельзя было бросить более нейтральную визуально балку?


26
Работа кипит. Реально непонятно из какого материала это "декоративное" ограждение. Но оно придает еще больше уродливости сооружению.


27
Судя по стойкам ограждения, а вернее по кронштейнам, обращенным в сторону путей, за декоративными панелями будут проложены какие-то коммуникации.


28
Еще разок прогуляемся все тем же маршрутом, что и летом.


29


30
Вид с путепровода. Вжух и за пол года появилась подпорная стенка.


31
Ну так, не особо быстро идет процесс. Однако что-то уже начало вырисовываться.


32
В другую сторону. Здесь тоже еще до укладки шпал и рельс еще далеко.


33
На этом участке также возвели внушительную подпорную стену.


34
Зайдем с другой стороны путепровода. На этой стороне начались работы по укрупнению еще одной арки.


35
Просто жесть. Получается, что эти две арки еще и со сдвигом относительно друг друга будут идти? То есть вообще собой закроют весь вид.


36
Посреди этого всего затерялся метрошный венткиоск.


37


38


39
Пробочное место. Не знаю, поможет ли изменить ситуацию к лучшему реконструированный путепровод, может появится больше проездов для транспорта под ним.


40
А пока все стоит.


41
Ну что ж, а теперь давайте заглянем на станцию. Сейчас пассажирам приходится пользоваться временной платформой в сторону Нахабино. Более того, теперь вход только через вестибюли противоположной платформы, а попасть на нужную можно только по пешеходному мосту.


42
А со стороны "На Нахабино" идет возведение новой платформы.


43


44
Что-то не очень верится. Но раз уж наткнулись на плакат, то надо коротенько сказать о том, что же здесь планировалось построить и что в итоге вы должны увидеть.


И что же нам предлагают чиновники и проектировщики. Вот интересная картинка, где нарисован большой, действительно большой ТПУ, который связывает на только нашу сегодняшнюю станцию, но и соседние вокзалы. При этом получается как бы один огромный вокзал в современном стиле с дополнительным фасадом, обращенным на Каланчёвскую улицу. Там же предлагалось сделать эстакады для автобусов и такси на подобии таких, что делают в аэропортах с заездами на разные этажи. Кроме того этот мегавокзал только небольшой своей частью выходит на Комсомольскую площадь, не сильно перегружая её новой архитектурой. Как я понял от такой идеи сейчас отказались, решили отложить в долгий ящик, как отложили проект скоростной железной дороги Москва-Казань. Вообще РЖД довольно странную политику ведет. Вместо возведения новых современных вокзалов и и развития скоростного сообщения, они открывают все больше ретро маршрутов на паровозах. Это, конечно, тоже хорошо, но тенденция тревожная.


Про проекты мы более подробно поговорим, когда обновленную станцию откроют. А сейчас пара картинок того, что мы получим в итоге. А в итоге мы получим две платформы и 4 пути, на которые будут приходить поезда нынешнего D2 и перспективного D4. Напомню, что это центральнейшая станция для новых железнодорожных диаметров. По идее здесь напрашивается какой-то эксклюзивный проект, который был бы способен удивить не только жителей города, но и избалованных хорошей современной архитектурой, иностранцев. Но этого не случилось. Зачем приглашать архитекторов, хотя можно было раскошелится и пригласить какую-нибудь архитектурную звезду с мировым именем для реализации такого знакового объекта, если можно взять с полки старые, покрытые многолетней пылью чертежи и спроектировать станцию в стиле ретро. Для того, чтобы понимать, что такое крупный серьезный пересадочный узел, достаточно погуглить и посмотреть центральный вокзал Антверпена, Hauptbahnhof в Берлине или даже прекрасный своей архитектурой вокзал в городе Льеж. А потом вернуться и посмотреть на картинки, что нам предлагает РЖД.


Причем это не классическое ретро, а такая грубая стилизация. Поглядите на чугунные навесы над платформами станций, построенных в золотой век развития железнодорожного транспорта, в XIX - начале XX века. Там очень много деталей, различных декоративных элементов, без которых подобный отсыл к эпохе, как на обновленной "Каланчёвской" не очень-то и работает. Современный вокзал, требует современных решений, современных форм, а не вот это все с убогими колоннами из коричневого камня и шариками светильниками. А посмотрите на эти лавки. Надеюсь их не догадаются сделать!


45
Собирают каркас навесов и уже в бетоне готова лифтовая шахта.


46
Забавное дело, если вдруг проект эпического ТПУ в будущем будет реализован, то это станет уже третьей реконструкцией данной станции, первый этап, как мы помним, заключался в покраске старых вестибюлей в цвета МЦД, установка лавок и светильников. Второй этап идет сейчас. Вряд ли в рамках современного ТПУ со стеклянной крышей оставят навесы над платформами, а значит их надо будет сносить, также как надо сейчас убирать и все эти лавки и светильники, что установили в рамках прошлой "реконструкции". У РЖД нет денег нанять нормального архитектора, нет денег сразу раз и навсегда построить большой современный ТПУ, пусть даже и частями, но зато всегда есть деньги для того, чтобы бесконечно все переделывать.
"Что у вас средствов не хватает?" " Средства у нас есть. У нас ума не хватает", как говорили классики из мультфильма про Простоквашино.


47
Помнится я говорил, что перед входом в вестибюль со стороны платформы "На Нахабино" слишком крутой уклон и зимой там довольно некомфортно преодолевать этот подъем. Но теперь это все в прошлом. РЖД придумал другой аттракцион, теперь попасть на платформу можно по мосту, поднявшись на четыре пролета вверх и спустившись по скользкой лестнице. О да, полоса препятствий для доступа на платформу становится все сложнее.


48
Зато отсюда открывается замечательный панорамный вид на всю стройку. Здесь видно, что одна платформа временная деревянная, а за ней уже построили новую. На второй платформе пока что без перемен.


49
На обновленной платформе установили опоры под накрывашку.


50
Вид в другую сторону. Не знаю с чем связано, но на отрезке "Каланчёвская" - "Дмитровская" поезд всегда едет оооочень медленно, проходящие вдоль путей сотрудники в оранжевых жилетах даже в какие-то моменты идут быстрее поезда. Это тем более странно, что работы на этом участке вроде как не ведутся. Вообще МЦД сейчас - это очень неудобно. Нам обещали, что через город будет быстрее, но нет, поезд едет очень медленно. Нам говорили, что больше не будет дневных окон, но они на D2 постоянно уже в течении полу года, а может и больше. Нам говорили про новые станции и пересадки, но большинство из них еще не построены. Нам говорили про современные поезда, и они действительно есть, но я несколько раз, при том, что пользуюсь МЦД очень редко, попадал в ситуацию, когда новый поезд останавливался на станции и дальше никуда ехать не хотел. Хорошо, что я никуда не опаздывал в этот момент, но все равно очень неприятно. Все это случалось именно с Иволгами, причем как новой, так и старой версиями.


51
А вот эти красные металлоконструкции - это для еще одного временного моста, чуть позже мы его увидим.


52


53
Эти временные мосты, они быстросборные, их потом разбирают и увозят на другое место. Может быть РЖД стоит придумать новую модель этого моста с быстровозводимой лифтовой шахтой, чтобы людям не мучится, поднимаясь так высоко по неудобной лестнице?


54
Немного трейнспоттинга.


55


56
И вот совсем свеженькие кадры, которые я снял совсем недавно. Ограждение вдоль края путепровода почти смонтировано. Оно выглядит ужасно. Я надеюсь, что может быть на панелях защитная пленка и она выглядит так ужасно, её снимут и перед нами предстанет красота.


57
Причем даже издалека. Ощущение, что это какая-то мятая оцинковка. По-моему если бы здесь смонтировали ужасный крашенный профлист, было бы не так позорно.


58


59
Оу, к лифтовой шахте пристроили какой-то объем из кирпича. На стойки установили каркас для покрытия накрывашек платформ.


60
Вообще, когда глядишь на роскошь вокзалов, стоящих на площади, а потом смотришь на то, что построили здесь люди из будущего, где технологии шагнули далеко вперед, невольно задумываешься, а шагнули ли мы в это самое будущее. Новые ли технологии правят бал сегодня, или может быть рас**здяйство и пофигизм, полное отсутствие вкуса и меры?


61
Ну что ж, давайте поглядим, что там на платформе.


62
Вжух, и еще немного споттинга.


63
Часть металлокаркасов навеса платформы уже собрана и сверху начали укладывать профлист.


64


65
С другого торца навес еще не собрали. Но зато начали устанавливать конструкции для еще одного временного моста.


66
Это зачем, интересно?


67


68
Видно, что на станцию завезли турникеты, а значит и подземная часть тоже движется к завершению. В общем, уже хочется, чтобы эту стройку завершили, чтобы можно было не карабкаться по высоченной лестнице и чтобы наконец пропали дневные окна на D2.


69
На этом, пожалуй, все.


P.S. Все рендеры взяты из открытых источников.

Еще про КАЛАНЧЁВСКУЮ:

Старая платформа
Реконструкция. Часть 1
Реконструкция. Часть 2

РИЖСКАЯ <<< ПЛОЩАДЬ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ (КАЛАНЧЁВСКАЯ) >>> КУРСКАЯ
Наземный переход на станции Комсомольская (Кольцевая линия)
                                                      Комсомольская (Сокольническая линия)

НАЗЕМНОЕ МЕТРО

d2, каланчёвская, мцд, мцд2, наземное метро

Previous post Next post
Up