Это продолжение. Предыдущие части рассказа о забытом королевстве тут:
Часть 1.
Cтарый город Лицзян Часть 2.
Гора Нефритового Дракона и окрестности Культура Донба
В предыдущих постах я упоминал о культуре донба. Это религия народа наси. Современные жители Лицзяна как во многих других регионах Китая редко строго придерживаются какой-то определенной религии. Обычно, если нужно просить небо об удаче или послушать мудрые наставления, они идут в буддистский монастырь, если нужна хорошая погода или урожай, то в даосский, если же речь идет о почитании предков или сдаче экзаменов - в храм Конфуция. Ну а если нужно продвижение по службе, то партийные курсы повышения квалификации. Возможно, вы назовете такое мировоззрение кашей. Но сами китайцы предпочитают говорить о гармонии.
Вообще идея об исключительности религии - это продукт западного строгого монотеизма. На дальнем востоке хороший человек будет уважать всех богов, потому что это вежливо и культурно. У нас порой пытаются представить Буддизм как монотеистическую религию, а Конфуцианство чуть ли не как чистую философию. В то время как число богов Буддизма и Конфуцианства идет на многие десятки (и даже сотни), у них есть имена, изображения и, конечно, статуи (идолы), которым поклоняются и приносят подношения. Счет же разных духов и демонов идет, наверное, на тысячи.
Наси в этом смысле не отличаются от прочих жителей Китая. Основной религией в районе Лицзяна считается, конечно, Тибетский Буддизм (Ламаизм). Но также важна религия донба.
Как известно до буддизма в Тибете была распространена религия Бон, представляющая из себя поклонение довольно жутким и зловещим демонам. Тибетский буддизм родился из синтеза пришедшего из Индии оригинального буддизма с традицией Бон. Донба, по всей видимости, также произошла от Бон и является каким-то ответвлением этой традиции.
Вот что пишет об этом Петр Гуйляр:
"Вне всякого сомнения, обряды донба имели много общего с обрядами монгольских шаманов. Корни их уходили в далекое прошлое - они родились задолго до того, как в мир пришла любая из нынешних великих религий. Донба состоят в близком родстве с последователями бон, или Черной церкви Тибета. До пришествия буддизма религия бон была основной верой тибетцев. Основана она исключительно на обрядах черной магии и общении со злыми духами путем некромантии, а также на других мрачных и жутких ритуалах. В ряде религиозных церемоний запросто используются чаши, изготовленные из человеческих черепов, и флейты из человеческих костей. В Каме есть несколько бонских монастырей, где практикуются подобные обряды, и именно благодаря таким явлениям Тибет и завоевал репутацию земли, где творятся страшные оккультные ритуалы и другие неописуемые мистерии."
Шаман донба, фотография в музее в поселке Байша.
Донба, однако, как я понимаю, меньше срослась с буддизмом и сейчас в Лицзяне буддизм и донба существуют все же раздельно. (В том смысле что буддистские монахи и шаманы донба - это разные люди, верующие-то в основном одни и те же.) Ну и донба постепенно все больше приобретает статус скорее такой народно-фольклорной культуры, чем актуально практикуемой религии.
Лесной алтарь донба. Реконструкция в этнографическом музее Лицзяна.
Но еще полвека назад ритуалы донба проводились вполне регулярно в повседневной жизни. Петр Гуйляр так описывает один из них, свидетелем которому он был сам:
"Затем донба начали бить в свои барабаны, и я, поскольку не хотел пропустить обряд очищения, которого никогда до сих пор не видел, пошел вниз. Было десять часов вечера, ярко светила луна.
В сверхъестественной тишине донба начали выкликать демонов нечистоты и бедствия. Их подобия были воткнуты в холмик посредине двора. Выглядели они по-настоящему жутко - с оскаленными зубами, иные без голов, все со змеиными туловищами: на сей раз перед нами были настоящие черти. Черных животных зарезали, забрызгав и измазав их кровью весь двор. Шаманы медленно вертелись под размеренный звон ндзелеров. Они погрузились в транс, и в их математически точных движениях было что-то механическое, бесчеловечное. Казалось, будто перед нами ожившие трупы: лица их были бледны, а невидящие глаза смотрели куда-то вглубь. На этот раз их призывы звучали иначе - более настойчиво, сильно, зловеще. Атмосфера невыносимого ожидания и мрака заполнила двор. Силы зла прибывали с каждой минутой. Люди дрожали и жались поближе друг к другу. Похолодало; казалось, даже луна померкла. Столы и скамейки, приготовленные для поминок, начали трястись и двигаться. Мои соседи с немым ужасом наблюдали за ними, не в силах двинуться с места."
Петр Гуйляр в Лицзяне. Фотография в музее в поселке Байша.
Если говорить о содержании культуры донба, то это анимизм с элементами политеизма. Мир наполнен духами, духи природы, духи живых существ, духи людей - живых и, конечно, мертвых. Некромантия и гадания прилагаются.
Кроме того шаманы донба являются носителями и хранителями иероглифической письменности наси, которая не имеет ничего общего ни с китайским языком, ни китайскими иероглифами. По сути своей это пиктографическое письмо. Пиктографическое письмо широко использовалось древними людьми и дошло до нас в виде петроглифов и надписях на стенах пещер. В настоящее время его следы остались у некоторых изолированных племен Африки и Океании. Но единственная развитая культура, использующая пиктографическое письмо в наши дни - это наси.
Шаман донба гадает на куриных костях:
В моем детстве бабушка показывала мне похожее гадание с помощью куриной косточки. Тогда меня, впрочем, это мало интересовало. А она ведь была родом с Алтая.
Город Байша
Если говорить об истории и культуре наси нельзя не упомянуть город Байша.
Байша (название означает Белый Песок) - городок к северу от Лицзяна. До 1270 года город Байша был столицей народа наси. Именно отсюда происходит род Му, представители которого правили народом наси с XIV по XVIII века.
В городе сохранилось несколько построек периода династии Мин (1368 - 1644). Но главная достопримечательность города - это фрески. Фрески Байша созданы различными мастерами из разных народов во времена ранней Мин. Они сочетают в себе элементы тибетского и китайского искусства а также народов наси и бай. Фрески содержат разные сюжеты религиозной и мифологической тематики и относится к буддизму, даосизму и тибетскому буддизму (ламаизму). Фактически это своеобразный слепок культуры региона XIV-XVI веков.
Павильон, в котором находятся фрески:
Сами фрески фотографировать запрещено, но для этих целей рядом есть полноцветные репродукции ключевых сюжетов в масштабе 1:1.
Фрески Байша находятся во дворце Дабаоцзи и в храме Люли. Это единый комплекс с общими входными билетами.
Храм Люли:
Внутренний дворик музея при храме. Там можно узнать о культуре донба, Гуйляре и других исследователях Лицзяна.
В наши дни городок в значительной степени существует за счет туризма. Здесь занимаются шелковой вышивкой, играют на национальных инструментах наси и так далее.
Традиционный оркестр наси:
В остальном Байша - это милый туристический городок с гулятельными улочками, сувенирными магазинами, кафешками и прочими такими вещами.
Улица поселка:
Котолень:
Город Шухэ
В объект Юнеско “Старый Город Лицзян” помимо самого Лицзяна, традиционно включают Город Шухэ и поселок Байша.
Шухэ - это фактически северный пригород Лицзяна. Первый центр королевства наси был именно тут, но потом сместился на четыре километра к югу. Шухэ на языке наси означает «деревня у подножия высокой горы».
В общем-то Шухэ мало чем отличается от старого центра Лицзяна. Точно такие же улочки со старинными двухэтажными домиками, множество магазинов и кафешек.
Единственное отличие, пожалуй, это то, что тут гораздо меньше народу.
Китайский стритфуд. Сверчки, личинки и сосиски:
Магазин, торгующий сувенирами и продуктами из Тибета:
Плюшевый як. Вы не представляете какое нам пришлось совершить усилие воли, чтобы его не купить.
На самом деле он рекламирует мороженное из молока яка.
Китайский "орущий кот".
Шухэ знаменит своими каналами и источниками с чистой горной водой, которая начинает свой путь отсюда через весь Лицзян.
Вода очень чистая и холодная. Дно почти везде покрыто изумрудным ковром водорослей. В прудах плавает рыба, которую отлично видно сквозь прозрачную воду.
На этом я заканчиваю серию постов о Забытом Королевстве народа наси. Как видите, в нашем веке оно перестало быть труднодоступной таинственной долиной в предгорьях Тибета и стало популярным маршрутом для туризма. Что явно пошло ему на пользу.
Ссылки: