Итак, наша третья большая китайская экспедиция успешно завершилась. Я постараюсь найти время и описать подробнее места где мы были, они того заслуживают, но пока ограничусь общим описанием поездки.
Сразу скажу, этот маршрут максимально далек от маршрутов вида “знакомство с Китаем”, и я не рекомендую использовать его для первой поездки в эту страну. Он проходит вдалеке от большинства популярных китайских достопримечательностей типа Великой Китайской Стены и небоскребов Шанхая. Если вы думаете о том, куда съездить в Китай первый раз, то лучше почитайте вот этот пост:
https://bfish.livejournal.com/290067.html Также значительная часть этого маршрута проходит на довольно больших высотах и подразумевает ночевки на высоте более трех километров. Так что людям, склонным к горной болезни, следует быть очень осторожными.
Эта поездка, как и многие другие мои путешествия инспирирована книгами. Несколько лет назад мне в руки попала книга Петра Гуйляра “Забытое Королевство”. Автор - сын русских эмигрантов, бежавших в Китай от Октябрьской Революции, стал китайским чиновником и в годы второй мировой войны был отправлен в предгорья Тибета на границу с Бирмой в город Лицзян, заниматься обустройством тыла и организацией местных племен. Книга очень живо описывает покрытые влажными тропическими джунглями долины и ущелья, над которыми возвышаются грозные пики Сино-Тибетских гор, потайные озера, ядовитых пауков, подвесные бамбуковые мосты над головокружительной пропастью, тибетские монастыри, удивительные обычаи местных народов. Все это читается как настоящее фэнтэзи, за одним небольшим исключением, - это существует в реальности.
Вторая книга - “Потерянный Горизонт” американского писателя Джеймса Хилтона - приключенческая фантастика в стиле Жюль Верна об англичанах, совершающих экстренную посадку в горах Тибета и попадающих в загадочную и удивительную страну Шангри-ла.
Шангри-ла - вымышленная страна, в основу которой легла тибетская концепция Шамбалы, о которой немало писал Николай Рерих. В какой-то момент Шангри-ла стала настолько популярна, что китайское правительство переименовало один из районов Тибета в Шангри-ла, во славу развития там туризма.
Поскольку Китай далеко и билеты не дешевые, то мы обычно ездим туда надолго - на две недели. Так что кроме Юньнани мы добавили вторую часть, посвященную провинции Сычуань. Эта история также связана с книгами. Речь идет о классическом китайском романе “Троецарствие” Ло Гуаньчжуна. Сычуань - одно из трех царств - Царство Шу, героям которого наиболее симпатизирует автор романа. Кроме того столица Сычуани, город Чэнду, имеет прямое авиасообщение с Москвой, что делает его удобной точкой входа в западный Китай.
Маршрут:
Самолет Москва - Чэнду. Потом сразу внутренний рейс Чэнду - Куньмин.
Куньмин - столица провинции Юннань. Это юго-запад населенной части Китая (еще западнее Тибет, но это примерно как наша Якутия, там живет очень мало людей). Куньмин - классический китайский город с небоскребами, автострадами, парками, торговыми центрами и всем прочим. Город сравнительно небольшой, что-то около 10 миллионов человек.
Мы жили в отеле на 29-м этаже. Вот вид из окна нашего номера:
Провинция Юньнань мало известна западным и тем более российским туристам. Но является очень популярным туристическим направлением для самих китайцев. Дело в том, что это самый многонациональный горный регион Китая, здесь проживает 56 разных национальностей, а основная китайская национальность - хань - является меньшинством. Чем-то похоже на наш Кавказ. Поэтому со всего Китая сюда приезжают туристы, чтобы насладиться разной экзотической кухней, национальной культурой, архитектурой, костюмами и обычаями.
Юньнань стала частью Китая сравнительно поздно. Ее присоединил к Великой Орде Хан Хубилай. А после распада Орды как то-так вышло, что она осталась в составе Китая.
Поскольку в каждом городе Юньнани, где мы были, проживает какая-то своя национальность и наши гиды тоже все были разных национальностей, мы не упустили случая обсудить национальную политику Китая. Она такова:
- Малых национальностей никогда не касалась политика одного ребенка. Детей можно было заводить сколько угодно.
- Для представителей малых национальностей нет квот в вузах, но есть бонусные баллы на экзаменах (выпускных и вступительных). Зависят от размера национальности. Если национальность большая - миллионов на 5-10, то всего пара баллов. Если совсем малая - меньше миллиона, то много.
- Есть еще всякая господдержка в виде рабочих мест и талонов на бесплатное питание для школьников. Вот гиды, например, могут быть только местной национальности.
Поэтому, кстати, в смешанных браках (а их много) детей регистрируют в национальность того родителя, у которого она более редкая (чтобы получить больше плюшек).
Главная достопримечательность Куньмина - каменный лес Шилинь. Очень красивый ландшафт, сформированный карстовыми и тектоническими процессами. Расположен примерно в 50 км от города:
Из Куньмина мы поехали на скоростном поезде в город Дали.
Дали принадлежит народности Бай. Он расположен в горной долине на берегу большого озера. Мне это все чем-то очень напомнило Женевское озеро и Монтре. Дали является у китайцев популярным местом для свадебных путешествий, поэтому рядом с городом весь берег озера усыпан фотографирующимися парочками в свадебных костюмах.
Город Дали расположен в предгорьях Сино-Тибетских гор (юго-восточные Гималаи) на высоте 1900 метров. Окружающие горы доходят уже до 4 километров.
Кроме озера город также знаменит характерной архитектурой народности Бай.
Старый город Дали:
Дальше на северо-запад в сторону Тибета скоростные поезда уже не ходят, поэтому пришлось ехать на машине. Из Дали мы отправились в город Лицзян, заехав по дороге в Xizhouzhen, национальную деревню Бай.
Деревенский рынок:
Город Лицзян - старинный город народности Наши. Именно тут жил Петр Гуйляр, когда писал свое “Забытое Королевство”. Он расположен на высоте 2400 метров у подножья Горы Нефритового Дракона (5600 метров) Народ Наши имеет свою развитую кульуру и мифологию Донба, а также собственную иероглифическую письменность.
Про Лицзян и окрестности я обязательно напишу отдельный пост. Пока скажу только, что старый Лицзян - потрясающе фотогеничное место. Один из самых популярных аттракционов тут - фотографирование в костюмах разных народностей. Не избежали его и мы.
Вот Кошка в национальном костюме народности Мяо:
На улицах Лицзяна:
Высоко в горах. Снежная вершина Нефритового Дракона теряется в облаках:
Народность Наши - нечто среднее между монголами и тибетцами. Дальше в горы, на север, уже начинается Тибет
Из Лицзяна мы отправились в Шангри-Ла. По дороге в Шангри-Ла мы посетили знаменитое ущелье Прыгающего Тигра, одно из глубочайших ущелий мира. Место, где великая река Янцзы мощным потоком прорывается сквозь узкий проход между двумя гималайскими пятитысячниками. Зрелище крайне впечатляющее, особенно весной.
Ущелье Прыгающего Тигра:
Дорога в Шангри-ла:
Миновав первый изгиб Янцзы, мы оказались в Тибете. Тибетский Буддизм, дзонги, яки и молитвенные барабаны. Это совершенно другой, особенный мир, не похожий ни на Китай, ни на Индию, ни на Среднюю Азию, но несущий в себе частички каждой из этих культур.
Город Дукедзонг (Замок Лунного Света в переводе с тибетского) - столица уезда Шангри-ла, совсем не большой. Архитектура старого города разительно отличается от того, что мы видели до этого и скорее напоминает Лхасу, которую я, к сожалению, видел только на фотографиях.
Рядом с городом тибетский монастырь Сумцелинг школы Гелуг, один из важнейших монастырей Тибета, иногда его называют Малая Потала. Вокруг Гималаи, как будто сошедшие с картин Рериха. Я, кстати, взял в дорогу книгу Рериха “Алтай-Гималаи”, но читал ее в итоге только в самолетах.
Город расположен на высоте 3300 метров (замерял GPS-ом в номере гостиницы), в окрестностях мы поднимались до 3800. Китайцы ходят по городу и достопримечательностям с кислородом. Но наша тибетская гидша только фыркала на эту тему, утверждая, что никакого толку кроме плацебо от него нет.
Тут кроме самого города и монастыря посетили еще национальный парк Пудацо.
В Шангри-ла есть маленький региональный аэропорт, из которого мы вылетели в Чэнду, распрощавшись с нашим гидом Ли и прекрасным водителем Лю из народности Йи, которая умудрилась за эти дни сдружиться с Викой, хотя не понимала ни слова по английски.
Часть вторая. Сычуань
Провинция Сычуань занимает так называемую Сычуанскую Котловину - холмистую равнину диаметром 300-400 километров, окруженную со всех сторон высокими горами. В периоды централизации, когда Китай собирался в очередную великую империю, Сычуань была неотъемлемой частью Китая. Но при малейших признаках распада государства отпадала от него одной из первых. Наиболее, конечно, известно Царство Шу эпохи Троецарствия.
Кроме того в периоды войн, эпидемий, наводнений и прочих глобальных бедствий, окруженная горами плодородная равнина всегда была безопасным убежищем, куда устремлялся поток беженцев со всего Китая. Поэтому если тут и были какие-то коренные народности, то они растворились в этих беженцах еще в далеком средневековье. Никакого этнического разнообразия, как в Юньнани, тут нет и в помине. Сычуань населена преимущественно ханьцами (обычными китайцами).
Столица Сычуани Чэнду - довольно заурядный китайский мегаполис с населением более 20 миллионов человек. Небоскребы, автострады на эстакадах в несколько уровней, бесконечные спальные районы застроенные 30-40 этажными новостройками. В общем ничего такого, чего мы бы уже не видели в Китае в наши прошлые поездки. Чэнду - крупный промышленный центр, где развито производство автомобилей, авиа- и станкостроение. Также тут расположены крупные агрохолдинги и предприятия пищевой промышленности, работающие на сырье, выращиваемом в плодородной сычуаньской котловине. В последнее время активно развивается IT-сектор, крупные компании из Шеньчженя и Пекина нанимают тут программистов на аутсорс, так как зарплаты в Чэнду заметно ниже, чем в этих городах. Как сказал наш гид - можно окончить годовой курс джавы и приличная работа гарантирована.
Впрочем, есть в Сычуани и свои особенности, выделяющие ее из прочих регионов Китая.
Во-первых, это кухня. Сычуаньская кухня - самая острая и пряная во всем Китае. Где угодно в Китае от Гонконга и до Пекина вы найдете рестораны сычуаньской кухни, характерной своими огненными соусами цвета ржавчины с большим содержанием сычуаньского перца. Всемирно известное блюдо сычуаньской кухни хого или сычуаньский хот пот. Изначально монгольского происхождения оно обрело всектиайскую известность именно в Сычуани.
Второе - это, конечно, панды. Бамбуковые леса на склонах сычуаньских гор - место обитания большой панды. Также именно в этой провинции расположены крупнейшие центры разведения и реинтродукции панд.
Третье - это горы. Священные горы буддизма и даосизма, всегда покрытые туманом, придающим им особую мистическую таинственность. Священные горы вообще очень популярны в Китае. В Сычуани находятся несколько наиболее известных из них.
Священная гора Эмэйшань:
Лаоцзы на священной горе даосов Чинчен:
Огромное изваяние будды Майтреи у слияния трех рек в Лэшане:
В самом Чэнду расположен храм Ухоу, посвященный Троецарствию. Он построен рядом с курганом, под которым, согласно легендам, находится могила императора Шу - Лю Бэя. Но храм посвящен не столько ему, сколько его верному министру и полководцу Чжугэ Ляну. В храме также есть очень хороший музей, рассказывающий об эпохе Троецарствия.
Лю Бэй провозглашает себя Императором, интерактивная диорама в музее троецарствия:
Последнее, что мы посетили в Сычуани, это Zigong Dinosaur Museum. Я с детства неравнодушен к палеонтологии и стараюсь заглядывать в палеонтологические музеи в тех местах, где бываю.
Музей в Цзыгуне - один из крупнейших музеев динозавров в мире. Конечно, я не мог его не посетить. Он построен прямо на месте обнаружения большой формации, содержащей кости динозавров. По всей видимости, в древности это место было каким-то затоном или излучиной реки, куда течением сносило тела мертвых животных. В настоящее время много скелетов раскопано, но много осталось в породе из-за трудностей извлечения. И то и другое можно посмотреть в музее.
Динозавры в породе:
На этом наше путешествие закончилось и из Чэнду мы улетели обратно в Москву. А я уже думаю о планах четвертой китайской экспедиции!
Разные наблюдения и полезные советы
Китай стремительно улетает в будущее. Если в предыдущие поездки интернет был не везде и медленный, то сейчас все изменилось. Интернет есть везде. Даже в горах и деревушках Тибета. Он хороший и быстрый. Но, разумеется, китайский. Гуглов и прочих фэйсбуков нет как класса. Китай использует свою интернет-среду. И использует ее повсюду: билеты по face id, платежи через WeChat, меню и заказ еды в ресторане тоже через WeChat. Китайская бабушка где-то в лесу, торгующая ягодами прямо из корзины, делает это через WeChat. QR-коды повсюду. В монастырях Тибета у каждого изваяния Будды своя табличка с QR кодом, чтобы вы могли совершить очищающее карму пожертвование именно этому Будде (конечно, через WeChat). Это в значительной степени снимает языковой барьер так как телефон с переводчиком есть у каждого. Но создает новые барьеры, потому что если вас нет в WeChat, то вас как бы и вообще нет )
Где-то в тибетской деревне. Кафешка где есть интернет, эспрессо и апельсиновый фреш.
Экскурсоводы. В предыдущие две китайские экспедиции мы ездили самостоятельно, просто бронируя отели и билеты через интернет. В этот раз решили взять тур (индивидуальный тур по составленной нами самими программе). Отчасти это вызвано тем, что в прошлые разы мы путешествовали в основном по крупным городам, а в этот раз многие наши цели были на природе и требовали наличия автомобиля, чтобы до них добраться. Но по большому счету, конечно, дело в том что мы постарели и обленились. В итоге вердикт такой: с гидом, конечно, выходит гораздо эффективнее. Высвобождается огромное количество времени, которое уходило на решение всяких логистических и бытовых проблем. В итоге программа получается гораздо более насыщенной, удается посмотреть больше и лучше. Но удовольствие, конечно, не из дешевых.
Деньги. Как я уже говорил, сами китайцы платят за все через WeChat и именно это - тот формат платежей, который от вас ожидают везде. Когда я в деревне народа Бай попробовал оплатить покупку в местном продуктовом магазине с помощью карты, продавщицы долго шарились по шкафам, нашли терминал, протерли его от пыли (это не фигура речи), подключили к кассе и после того как он загрузился провели платеж. Карта системы Union Pay, эмитированная российским банком, отработала без вопросов. Но больше я этот эксперимент не повторял и платил за все наличкой. Тем более, что взял этой налички с запасом и везти котлету денег обратно никакого желания не было. Наличику пока принимают много где. На торговых точках для туристов даже есть специальные стикеры “мы принимаем наличку”. Но все больше мест где только WeChat.
Кстати, в этой поездке я полностью обошелся без долларов. Деньги вез сразу в юанях, купленных в Москве. Дедолларизация - это важно! Ну и на конвертации сэкономил заодно.
Высота. Мы строили маршрут так, чтобы набирать ее постепенно. В общем то по итогу никаких проблем с ней ни у кого из нас не было.
Провинция Юньнань кроме гор известна еще своим чаем и чайными плантациями. Недаром один из ее регионов называется Пуэр. Тут очень развит чайный туризм, множество людей приезжают сюда в поисках разных редких сортов чая. Но уезд Пуэр расположен на юго-востоке от Куньмина и все чайные маршруты ведут туда. То есть в направлении, противоположном Тибету. Впрочем, и на нашем пути в Тибет чайные магазины и чайные церемонии встречались в изобилии.
Дегустация разных сортов пуэра в Дали:
Что касается всяких советов, то даже не знаю что и сказать.
- В плане инфраструктуры Китай суперкомфортен. Везде есть магазины, кафе, интернет. Китайцы дружелюбны к русским и всегда готовы помочь. Английский, правда, мало кто знает, так что убедитесь что ваш телефонный переводчик работает в Китае (или оффлайн). Мы встретили в Дали одного русскоговорящего дедушку, он был в России в молодости по партийной линии. Дедушка довольно сносно говорил по-русски, но его словарный запас не позволял вести диалог на темы, отличные от теории коммунизма и истории коммунистической партии.
- В горы важно запастись солнцезащитным кремом и головным убором, иначе есть риск сгореть до того как вы это заметите. На такой высоте солнце безжалостно даже в пасмурную погоду.
- На мейнстримовых достопримечательностях неизбежны очереди, потому что китайских туристов много. Особенно это касается всяких лифтов и канатных дорог, которых там полно везде.
- Главный барьер, как я уже написал, даже не языковой, а технологический. Надо осваивать китайскую цифровую экосистему: WeChat, Baidu и вот это все.
Ссылки: