Три портрета Надежды Половцовой и не только

Dec 04, 2023 20:18


Просматривая портреты разных художников, невольно обращаешь внимание  на тех, кто оставил след в истории. Особенно притягивают взгляд портреты людей «наших», русских фамилий. Именно так это случилось при обнаружении среди портретов работы французского художника Каролюс-Дюрана портрета Мадам Мари Клерк. Говоря «русских фамилий», я имею в виду фамилии, связанные с российской историей, культурой.

Каролюс-Дюран был одним из популярнейших французских салонных портретистов последней четверти XIX века. Его работы регулярно выставлялись в парижских Салонах; ему неоднократно присуждались награды. При создании портретов он талантливо умел сочетать достоверность с разумной долей идеализации при передаче облика портретируемых. В числе «наших» фамилий мне известно три портрета его работы.

В 1876 году Каролюс-Дюран приехал в Санкт-Петербург. Он был выписан в столицу Российской империи сенатором и почетным членом Академии художеств Александром Александровичем Половцовым. В Петербурге им были написаны как минимум два портрета:  барона Штиглица и жены Половцова -  Надежды Михайловны.

Считается, что Надежда Михайловна была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича, единственного порфироносного, т.е. рождённого в эпоху правления, сына императора Павла I. Мать её, по слухам, была фрейлиной, и имя её затерялось в тумане истории.



Потерявшие за год до рождения Надежды своего единственного сына Людвига супруги Штиглиц взяли малышку, воспитали, вывели в свет, в семнадцать лет выдали с миллионным приданым замуж за чиновника из небогатого и незнатного дворянского рода Александра Александровича Половцова. Поскольку она была взята ими в июне 1844 года, то фамилию ей дали Юнина - так её фамилия указана на надгробии.

Её муж впоследствии сделал головокружительную карьеру: стал сенатором, Государственным секретарём, членом Государственного Совета, статс-секретарём при императоре Александре III.

Упоминаний о том, были ли написаны портреты других персон во время этого визита Каролюс-Дюрана в Петербург, нет. Также пока и другие портреты его авторства, связанные с Петербургом, не обнаружены.



Каролюс-Дюран, Эмиль Огюст Шарль. Портрет Надежды Михайловны Половцовой. 1876 год. Холст, масло, размеры 206,5 x 124,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Портрет Надежды Половцовой поступил в Эрмитаж в 1926 году. В постоянной экспозиции он не представлен. Был передан из Музея декоративно-прикладного искусства барона А.Л. Штиглица. Происходит из собрания А.А. Половцова.

Верхний левый угол полотна сломан, имеются диагональные повреждения красочного слоя - это то, что бросается в глаза при поверхностном взгляде не картину. Вероятно, в таком виде он и поступил в музей.



Увеличенный фрагмент портрета Половцовой.

Но чёрный шёлк платья Надежды Половцовой всё так же матово блестит, как это было во времена, когда популярный французский салонный художник писал в Петербурге её портрет.

Брак Половцова, никому не известного сенатского чиновника, с Надеждой Михайловной можно отнести к событиям удивительным, ведь она была воспитанницей богатейшего банкира Штиглица, отец которого носил неформальный титул «Ротшильда Санкт-Петербурга». Видимо, что-то в личности и образе Александра Половцова было такое сильное, что история не смогла донести до нас. Для такого брака надо было быть человеком незаурядным. Брак оказался счастливым.

Кстати, об образе. Логично было бы предположить, что в 1876 году Каролюсом-Дюраном был написан и портрет самого сенатора Половцова, но то ли он где-то лежит в запасниках, то ли в частной коллекции хранится с именем или безымянным... А может быть, был пропал, сгинул.

Сохранился портрет работы бельгийского живописца Луи Галле:



Луи Галле. Портрет Александра Александровича Половцова. 1870 год. Холст, масло, размеры 87,5 х 69,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Сразу обращаешь внимание на высокий лоб Половцова. Его незаурядный интеллект отмечался практически всеми, кто о нём писал.

Портрет Половцова тоже не представлен в постоянной экспозиции, и его сохранность также оставляет желать лучшего - красочный слой повреждён царапинами и потёртостями. Как и портрет Надежды Михайловны, картина до революции находилась в собрании Половцова, но поступила в Эрмитаж из Музея этнографии в 1946 году.

Как известно, собрания картин и предметов искусства после конфискации разбрасывали по разным музеям. Портрет А.А. Половцова работы Галле и портрет барона Александра Людвиговича Штиглица работы Каролюса-Дюрана из одного частного собрания в революцию попали неизвестно почему в Музей этнографии и оба были переданы в Эрмитаж в 1946 году.



Эмиль Огюст Шарль Каролюс-Дюран. Потртрет барона Александра Людвиговича Штиглица. 1876 год. Холст, масло, размеры 116 х 87 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Как и предыдущие картины, портрет Штиглица не представлен в постоянной экспозиции и возможно тоже нуждается в реставрации. Финансовую роль Штиглица я уже рассматривала. В той роли, которую барон Штиглиц сыграл в культуре России, значительная заслуга его приёмной дочери и её мужа - именно они были главными инициаторами создания Художественного училища. Они же продолжили дело художественного образования и меценатства после смерти барона Штиглица в 1884 году.

Центральная школа технического рисования, основанная в 1878 году, и Музей Штиглица в Санкт-Петербурге, их роль в развитии российского художественного образования, а не богатство барона, не его роль финансиста, придворного банкира, как бы велика ни была эта роль, остались в памяти потомков. Деньги забываются, культура остаётся. Культура выше денег - она воспитывает человека и создаёт народы.

Если на портрете, выполненном Каролюсом-Дюраном, Надежда Михайловна, к тому времени уже мать четверых детей, выглядит почти по-домашнему, сидя в кресле - даже подушечка под ногами, то на портрете, написанном несколькими годами ранее ещё одним французским художником, Жалабером, она совсем иная.



Жалабер, Шарль Франсуа. Портрет Надежды Михайловны Половцовой. 1870-е годы. Холст, масло, размеры 220 х 146 см. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Портрет также не представлен в постоянной экспозиции, но его состояние лучше, чем портрет, выполненный Каролюсом-Дюраном. Из собрания музея А.Л. Штиглица был передан «Антиквариату» и выставлялся на распродажах художественных ценностей, проводимых большевиками. То, что «Антиквариат» не смог реализовать, поступало в музеи. В 1931 году поступил в Эрмитаж.



Увеличенный фрагмент портрета выше.

Неизвестно, была ли она дочерью младшего брата двух императоров Российской империи, но я бы сказала, что Жалабер намеренно или случайно запечатлел её сходство с императором Николаем I:



Неизвестный художник. Портрет великого князя Николая Павловича. около 1820 года. Кость, акварель, гуашь, размеры 15,5 х 12,4 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Третий портрет хронологически самый ранний - он был выполнен итальянским художником Микеле Гордиджани (Michele Gordigiani) в 1869 году. На нем Надежде Михайловне 25 лет.



Микеле Гордиджани. Портрет Надежды Михайловны Половцовой, 1869 год. Холст, масло, размеры 155 х 104 см. В частной коллекции.

Гак и два других портрета, портрет работы Гордиджани написан почти в натуральную величину. К сожалению, сведений о том, при каких обстоятельствах был написан этот портрет, мне пока не удалось найти. Удивляет и скудность сведений о нём на странице, касающейся его продажи в 2008 году с аукциона Sotheby's в Нью-Йорке. Особенно в части владения (провенанса). Привожу его дословно:

Коллекция Надежды Михайловны Половцовой (приобретена непосредственно у художника). После этого по происхождению, т.е. в силу права владения.

Аукцион проводился 16 апреля 2008 года, Надежда Михайловна умерла за сто лет до проведения аукциона 8 июня 1908 года. Кто из наследников владел картиной эти сто лет, аукцион не сообщает. Но ясно, что владельцы жили не в России.

Портрет был продан за $25 000, вероятно по причине не совсем хорошего состояния картины. Отмечены также нарушения пигмента на краях портрета, пара ретушей и наличие заплаты на холсте.

По всей вероятности работы Каролюс-Дюрана нравились Половцовым. Об этом может свидетельствовать портрет их старшей дочери Анны Александровны, в замужестве Оболенской, созданный в 1887 году.



Эмиль Огюст Шарль Каролюс-Дюран. Портрет Анны Александровны Оболенской. 1887 год. Холст, масло, размеры 120 х 77,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Этот портрет тоже побывал в «Антиквариате», прежде чем оказаться в собрании Эрмитажа в 1931 году.

Видно, как изменилась манера письма Каролюс-Дюрана. Особенно, если сравнивать этот портрет с портретом Мари Клерк. Манера явно стала более импрессионисткой.

Очевидно, что портретов членов семьи Половцовых было написано гораздо больше. Хочется надеяться, что не все они сгинули, пропали безвозвратно, хотя известно, что смертность среди художественных полотен весьма высока. Остаётся верить, что в будущем нас ждут новые открытия, что нам посчастливится найти что-нибудь написанное художниками для них ещё.

Половцовы, Каролюс-Дюран, Штиглиц, Гордиджани, Николай I, Галле, Жалабер

Previous post Next post
Up