Генерал Шторм

Dec 02, 2023 19:56


Обрушившаяся недавно на побережье Чёрного моря стихия напомнила события Крымской войны. 14 ноября 1854 года на побережье Крыма тоже обрушился шторм.

Союзнические армии, состоявшие в основном из французских, британских и турецких войск, вторглись в Крым в сентябре 1854 года, когда под Евпаторией высадился десант численностью 62 тысячи. Основной целью врага было уничтожение Российского флота и Севастополя, где этот флот базировался.

Русская армия попыталась остановить продвижение неприятеля к Севастополю, потерпела поражение при реке Альме и отступила. Однако к разочарованию многих в правительствах Франции и Великобритании армии оккупантов так и не смогли окончательно подавить  российскую армию. Вскоре стало ясно, что до зимы Севастополь союзникам взять не удастся.

На момент вторжения союзнической коалиции британцы знали о Крыме лишь то, что он существует. В климатическом отношении они полагали, будто там тропики. Но климат оказался более суровым, чем представлялось.

Осенью 1854 года британцы стали готовиться к зиме. Чтобы противостоять генералу Морозу, британцы завезли продовольствие и зимнее обмундирование. В понятиях жителей России крымские холода и не морозы вовсе. Однако в мемуарах британских участников крымской кампании часто говорится, как ужасно они мерзли на позициях в Крыму.

В значительной степени причиной холодной для союзников зимы стали события ноября 1854 года.

25 октября состоялось сражение под Балаклавой, нанёсшее союзникам большой урон.



Уильям Симпсон. 1854 год. На гравюре изображены британские и российские войска, сражающиеся во время Инкерманской битвы.



5 ноября 1854 года состоялось сражение при Инкермане, когда русская армия наступала, но врагам удалось отразили атаку.



На гравюре Уильяма Симпсона 1854 года изображены британские солдаты, сражающиеся с русской кавалерией посреди лагеря легкой кавалерийской бригады, разбитой русскими войсками во время Балаклавского сражения.

Через двадцать дней после сражения под Балаклавой и девять дней после сражения при Инкермане 14 ноября 1854 года на стороне России выступил генерал Шторм, разгулявшийся в районах Балаклавы, Качи, Евпатории.



На гравюре Уильяма Симпсона 1854 года изображен панорамный вид, открывающийся между возвышенностями над Балаклавой и Севастополем, включая поля сражений под Балаклавой и Инкерманом. Слева - вход в гавань в Балаклаве, а на переднем плане - палатки и небольшое укрепление британской армии.

К тому времени в порт Балаклавы прибыли суда с зимним обмундированием, продовольствием, кормом для лошадей, оружием и боеприпасами. Считая свои позиции ненадёжными и опасаясь возможного нового наступления русских войск на Балаклаву, командование союзников, чтобы исключить захват русскими своих кораблей с ценными военными грузами, приказало судам выйти из бухты и встать на внешнем рейде.



Шторм у порта Балаклавы 14 ноября 1854 года. Уильям Симпсон.

На момент шторма на внешнем рейде у Балаклавы находилось 30 кораблей, а в бухте их было 19. Большинство из них были уничтожены, а экипажи погибли.

Кораблям Русского флота, запертым в защищенной Севастопольской бухте, шторм не причинил ущерба. Возможно поэтому исторические свидетельства о разразившемся жестоком шторме 14 ноября 1854 года принадлежат в основном британцам, словно только их настигла суровая непогода, нанеся армии непоправимый ущерб.

Русский художник Иван Константинович Айвазовский получил творческий импульс к созданию ряда своих великих полотен, где показал мощную стихию моря во время бури. Так, например, по следам случившегося в 1854 году шторма он написал картину, где отобразил гибель одного из британских парусных пароходов - «Рrince», который впоследствии стали называть «Чёрный принц».



И.К.Айвазовский. Фрагмент картины "Гибель "Чёрного принца" 14 ноября 1854 года у Балаклавы"

Крушение винтового парохода «Принц» стало огромной потерей для британских войск. Он был загружен зимней одеждой, медикаментами и боеприпасами для армии. Корабль был разбит штормом о скалы в щепки,  погибли все, кроме одного младшего офицера и шести матросов. Содержимое его трюмов оценивалось в полмиллиона фунтов стерлингов.

Уверенность, что на «Принце» было золото и серебро, предназначенное для выплаты жалования британским солдатам, стала причиной поисков клада, ушедшего на дно у Балаклавы. До сих пор ищут.

В бурю отряды русских казаков при приближении кораблей противника к берегу стремились захватить пленных из числа неприятеля и подобрать груз.

Всего в результате шторма 14 ноября 1854-го года у Крымского побережья потерпели крушение свыше 30 кораблей, более 40 получили крайне тяжёлые повреждения. Считается, что погибло около 1000 человек. Это было равносильно крупному сражению.

Вместе с кораблями и их экипажами на дно ушёл огромный груз зимнего обмундирования, провизии, медикаментов, сена и фуража для лошадей,  вооружения и боеприпасов. Эти потери обернулись катастрофой для британских войск, оставшихся без теплой одежды и надлежащего укрытия - палаточный лагерь тоже снёс ураган, превративший берега гавани в грязное болото.

Ноябрь сменился декабрём, в Крым вошла зима. Это привело к увеличению потерь среди солдат не от боёв, а из-за обморожений, холода, болезней. Холера свирепствовала всю зиму и весь следующий год.



На гравюре Уильяма Симпсона 1854 года изображена похоронная группа у могилы на кладбище на берегу гавани в Балаклаве зимой.

Балаклава была логистической базой союзников для осады Севастополя. Войскам в окопах под Севастополем не хватало пайков, зимней одежды, палаток, медикаментов и топлива для приготовления пищи. Плохо одетые, не имеющие крова, больные, к февралю 1855 года британские силы сократились с 26 до 12 тысяч человек.

Лошади были главным подвижным составом войны. Оставшаяся без корма для лошадей армия стала их терять. Дороги заносило снегом. В разгар зимы солдаты были вынуждены самостоятельно проделывать девятнадцатикилометровый путь от позиций под Севастополем до Балаклавы, чтобы забрать припасы, привозимые в порт.

Такими оказались последствия шторма 14 ноября 1854 года.



Акварель сержанта 19-го Йоркширского Северного пешего полка., изображающая отряд солдат, идущих по снегу из Балаклавы в Севастополь зимой 1854-1855 годов с провиантом и грузами.

Император Николай I получил известие катастрофе, постигшей союзников, 19 ноября 1854 года. В ответ он писал командующему русскими войсками в Крыму князю Меньшикову: «Спасибо буре, она услужила нам хорошо, желательно бы еще такой!»

Большая часть изоматериалов о Крымской войне создана военным корреспондентом британского правительства Уильямом Симпсоном. Он нарисовал серию рисунков, посвященных Крымской войне под названием «Театр военных действий на Востоке». Литографии были впервые опубликованы   в 1856 году в Лондоне в серии «Театр военных действий на Востоке». Некоторые я использовала здесь для иллюстрации описываемых событий.



На гравюре Уильяма Симпсона изображены отдаленные палатки в британских военных, солдаты и повозка, везущая припасы в лагерь на переднем плане останки лошади.

Крымская война имела своих фоторепортёров. Британское правительство предприняло попытки задокументировать ход Крымской войны с помощью  нового средства - фотографии. С июня по ноябрь 1854 года в Крыму работал гражданский фотограф Ричард Никлин. Но шторм 14 ноября стал днём его гибели на одном из кораблей, стоявших на внешнем рейде. Шторм уничтожил также и все отснятые им материалы, фотокамеру и прочие принадлежности.

По этой причине нет фотографий Балаклавы до и после шторма. Все известные дошедшие до нас фотографии Крымской войны были сделаны уже в 1855 году, когда туда прибыл и пробыл почти четыре месяца коммерческий фотограф Ричард Фентон. За время своего пребывания в Крыму он сделал 360 фотографий. На них нет ни боевых сцен, ни разрушений от военных действий. Тем не менее они являются историческим документальным свидетельством о театре военных действий и об участниках со стороны Британии.

Для нас недопустимым является стремление переписывать историю - явное желание её исказить и уничтожить. Мы с насмешливым непониманием воспринимаем попытки современной Украины приписывать себе какие-то вымышленные исторические роли, ей не свойственные. Но это стремление является следствием искажения истории в культурно-историческом пространстве, в частности со стороны США. Таким примером является информация о Крымской войне в Библиотеке Конгресса США.

Факт, что Крымская война велась между коалицией союзников Британии, Франции, Османской империи и королевства Сардинии с одной стороны и Российской империей - с другой. Однако в Библиотеке Конгресса материалы об этой войне проходят под меткой «Украина». Получается, что сам факт войны искажается, а коалиция воевала в Крыму не с Россией, а с Украиной.

Можно встретить такие фразы: «Крымская война (1853-1856 гг.) велась преимущественно на южной оконечности Крыма, полуострове, вдающемся в Черное море и едва связанном с Украиной».

Так происходит стирание исторической памяти. Не позволим, чтобы такое случилось.

война, Балаклава, Николай I, Крым, Симпсон Уильям, Айвазовский

Previous post Next post
Up