Виноторговля Депре вошла в историю и была неотъемлемой частью культурно-бытового городского пейзажа Москвы с 1820 годов до революции 1917 года. Имя Депре упоминалось Толстым, Тургеневым, Герценом, Огарёвым, Гиляровским и даже Эренбургом. Как любое получившее известность имя, оно естественным образом обросло мифами и вымыслами. Так уж повелось, что людям свойственно выдумывать. Это свойство было показано Достоевским в романе «Подросток» и выражено словами Версилова:
«Желание соврать, с целью осчастливить своего ближнего, ты встретишь даже и в самом порядочном нашем обществе, ибо все мы страдаем этою невоздержанностью сердец наших. <...> Друг мой, дай всегда немного соврать человеку - это невинно. Даже много дай соврать. Во-первых, это покажет твою деликатность, а во-вторых, за это тебе тоже дадут соврать - две огромных выгоды - разом».
Рассматривая жизнь людей, давно ушедших в мир иной и оставивших о себе мало что, кроме фактов социального состояния - родился, учился, женился, родил, умер, невольно приходится заполнять пустоты, строить предположения, выдвигать гипотезы, привязывая их к скелету фактов.
Имя Депре известно, но о самих людях по фамилии Депре мы мало что знаем. Мало сведений сохранилось об их частной жизни у нас в России, и во Франции, где обосновались потомки Филиппа Депре, получавшие выгоду от торговли в России вплоть до 1917 года, почему-то не нашлось заинтересованного историографа, способного написать историю семьи.
Недавно совсем случайно мне удалось найти прекрасный портрет дочери Филиппа Депре - Марии.
Мари Эжени Франсуаза Депре родилась 30 августа 1840 года в Дрездене. Её отец Депре Филипп Васильевич, московский купец первой гильдии, проживал в Москве в собственном доме у церкви Рождества в Столешниках, где вёл торговлю иностранными виноградными винами. Дом этот он купил у своего тестя по первому браку - у книготорговца Франца Рисса.
Российским императором Николаем I в 1847 году Филиппу Васильевичу Депре с потомством было пожаловано звание почётного гражданина. Из магазина Депре в Столешниковом переулке вина доставлялись в разные уголки России. Среди постоянных покупателей вин из магазина Депре были члены императорской фамилии.
Со временем состарившегося отца на поприще снабжения жителей Российской империи «заморскими» винами сменил его сын Камилл Депре. Филипп Депре скончался в Париже в 1858 году, там же был похоронен. Впоследствии на Введенском кладбище в Москве в некрополе Риссов Филиппу Депре был установлен кенотаф - памятник без захоронения.
Когда отец умер, Марии было 18 лет, но замуж она вышла только в 25 лет. Её избранником стал богатый промышленник из Гавра, инженер-строитель мостов и дорог, вдовец Камилл Клерк. Образование Клерк получил в Политехнической школе, которую окончил в 1848 году.
Первым браком с 1856 года Клерк был был женат на Джорджине ле Барбье де Тинан, дочери барона Адельберта Ле Барбье де Тинан. У них было трое детей, их которых только один пятилетний Густав был жив на момент вступления в брак отца с Мари Депре.
Фотографический снимок, выполненный в 1860 году парижским фотографом Андре Адольфом Эженом Дисдери, сохранил облик первой жены Камилла Клерка:
Андре Адольф Эжен Дисдери. Мадам Камилл Клерк в восьми видах: четыре сидячих и четыре стоящих.1860 год Печать на альбуминовой бумаге. Размер 20,0 х 23,3 см.© Музей Орсе, Не представлено в постоянной экспозиции музея.
Семья Клерк владела в окрестностях Гавра крупным сахарорафинадным производством. Камилл встал во главе семейного дела в 1858 году. Дела шли успешно.
Свадьба Камилла Клерка с Мари Депре состоялась 5 июля 1865 года в Париже. Супруги оба были любителями музыки. Мари устроила домашний музыкальный салон, который посещали музыканты, исполнители и музыкальные критики. Композитор Габриэль Форе (1845-1924), которого в юности часто одолевали меланхолия и неуверенность в себе, находил понимание в теплой семейной атмосфере у Клерков в Париже.
Атмосфера музыкального салона хорошо передана на картине «Фредерик Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла» Генриха Семирадского, написанной в 1979 году
Салон Мари Клерк был достаточно известен в кругу любителей музыки, как и салон другой дочери Филиппа Депре, Адели Богомолец, о которой я писала ранее.
В браке у семьи Клерк родилось четверо детей, но выжили только двое сыновей - Филипп (1866)и Пьер (1871).
Камилл Клерк принадлежал к богатым деловым кругам Парижа. Немало портретов представителей богатых и известных парижан конца 1860 - начала 1870-х годов было написано Каролюсом-Дюраном (Carolus-Duran). Художник получил широкую известность именно как портретист. Его художественное ателье было едва ли не самым известным в столице Франции. Каролюс-Дюран воспитал целую плеяду художников, среди которых известный американский художник Джон Сингер Сарджент. По мнению современников, портретист не льстил своим богатым клиентам.
В самом начале 1874-го года им был написан портрет 33-летней дочери Филиппа Депре, в замужестве мадам Мари Клерк.
Шарль Огюст Эмиль Дюран , известный как Каролюс-Дюран (Charles Emile Auguste Carolus-Duran) (1838-1917). Портрет Мадам Мари Клерк (Marie Clerc). Подписан и датирован художником "Carolus-Durand 2 Janvier/1874" справа в верхнем углу. Холст, масло, размеры 139.8 x 92.6 см. В частной коллекции.
Художник искусно передаёт гладкость и переливы шёлка, мягкость и нежность бархата, тонкость кружев, украшающих одежду тех, портреты кого ему довелось писать.
Мадам Мари Клерк одета в чёрное шёлковое платье. Её тёмные вьющиеся волосы заплетены в косу, которая уложена короной и закреплена гранатовой диадемой. Сзади незаплетённые волосы свободно ниспадают на плечи.
Платье на груди и плечах покрывает чёрная кружевная косынка, в вырезе платья видна блузка сиренево-лиловых тонов с белым воротником. Белые манжеты блузки видны из рукавов платья. Украшений немного: ярко сияют серьги и поблёскивают кольца. В украшениях нет никакой чрезмерности. Лицо открытое, приятное, спокойное.
Главный акцент сделан на красной кашемировой шали, лежащей на турнюре платья сзади. Углы шали непринуждённо удерживаются Мари согнутыми с локтях руками. В правой руке у неё светло-серые перчатки. Шаль контрастирует с глубоким зелёным фоном картины.
Кашемировые шали в Европу пришли с Востока во время Египетской кампании Наполеона и стали непременным модным и статусным атрибутом богатой дамы эпохи ампир. Законодательницей европейской моды конца XVIII-начала XIX века была первая жена Наполеона Бонапарта Жозефина Богарне.
Портрет Жозефины Богарне работы Фирмена Массо. 1812 год.
У Жозефины было множество шалей и платьев из кашемира, а шали всевозможных оттенков красного, судя по портретам, императрице особенно нравились. Подробнее
о моде на шаль я уже писала.
С портрета Жозефины Богарне работы Антуана-Жана Гро, 1808 год, Музей искусства и истории, Ницца.
Естественным следствием этой моды явилось то, что сначала во Франции, а потом и в других странах Европы стали производить подобные шали. Технический прогресс, механизация процесса ткачества позволили выпускать шали в массовом количестве, и они утратили свою элитарную исключительность, стали доступными широким слоям населения.
Картина Анри Вальтона ниже показывает, что уже к середине 1830-х годов шали были доступны не только богатым и знатным дамам. Ими торговали вразнос на улицах:
Анри Вальтон. Уличный торговец продает шали женщинам в районе Труа. 1837 год. Холст, масло, размеры 160 x 131 см. В собрании Исторического музея Труа и Шампани, Труа, Франция.
Портрет мадам Мари Клерк был написан в 1874 году. К тому времени мода в стиле ампир была давно забыта. Платье её с турнюром, тело затянуто в корсет. Это портрет дамы из среды высшей буржуазии, где не было принято укутываться в шаль.
В общественно-политическом отношении это было время, когда Третья Французская республика, подобно Первой в конце XVIII века, колебалась между республикой и монархией. Первая республика окончилась победой монархии, императором стал Наполеон Бонапарт. Монархические настроения во Франции в 1873-1875 годы были очень сильны. Поскольку личности, достойной звания монарха, в Третьей республике не оказалось, то монархия во Франции не случилась.
Вполне возможно, что для мадам Мари Клерк красная шаль символизировала приверженность французской монархии. Ведь в то самое время знатные дамы Испании устроили «заговор мантилий» и демонстративным ношением мантилий изгнали из страны неугодного Амадео Савойского, сына итальянского короля Витторио Эмануэля II, который намерен был стать королём Испании. Кстати, «заговор мантилий» организовала герцогиня Альбукерке и Сесто, урождённая Софья Сергеевна Трубецкая, бывшая герцогиня Де Морни - единственная дочь печально известного Сергея Васильевича Трубецкого, «урождённого князя». Подробно о них я
уже писала.
Мари Клерк овдовела в 1882 году. Сведений о повторном браке не обнаружено. Сыновья женились, родились внук Жан (1896) и внучка Хелен (1899). Скончалась Мари Клерк в Париже 1 ноября 1919 года.
Портрет был продан на аукционе Christie's в 2012 году за $80 500 - деньги не великие. Удивляет, что при продаже картины никто не связал персону на портрете с семьёй Депре.
Похоже, что дела наследников семьи Депре-Клерк идут сейчас не очень хорошо. Если бы у меня был такой портрет прабабушки, я бы с ним ни за что не рассталась.