Судьба леди Джейн Грей, картины и человека

Dec 10, 2023 17:06


В конце декабря на Рождество 1927 года в Англии прошли обильные снегопады. Через две недели пришла оттепель и быстрое таяние большого снега значительно повысило уровень воды в Темзе. Это сопровождалось сильным ветром и штормом на море. Прилив в сочетании со штормом утром 7 января привёл к сильному подъему уровня воды в Темзе. Волны разрушили парапет набережной на небольшом участке длиной около 50 метров напротив Художественной галереи Тейт. Темза вышла из берегов. Вода хлынула в подвалы и первые этажи стоявших не набережной зданий.



Вид на галерею Тейт с противоположного берега Темзы во время в январе 1928 года. На парапете набережной выложены мешки с песком для сдерживания воды. Но это не помогло... Архив Тейт.



Это наводнение стало причиной смерти 14 человек, 4000 человек остались без крова. В галерее Тейт оказались затопленными подвал и девять залов. В результате бедствия восемнадцать произведений искусства были повреждены и не подлежали восстановлению - были навсегда утрачены; 226 картин, написанных маслом, были сильно повреждены и еще 67 - повреждены незначительно.

Среди последних была картина французского художника Делароша «Казнь леди Джейн Грей». Она получила некоторые повреждения красочного слоя и разрывы, но явно не была уничтожена. Однако после хаоса разрушений обнаружить картину Делароша не удалось.

Она считалась утерянной до 1973 года, когда один из сотрудников галереи обнаружил, что картина Делароша была свернута вместе с другой картиной - «Разрушение Помпеи и Геркуланума» работы Джона Мартина, также получившей незначительные повреждения, но утерянной после потопа.



Обе картины были внесены в список картин, незначительно пострадавших во время наводнения: Деларош (№1909) выделен красным, а Джон Мартин (№793) - синим.

Среди фотоматериалов, снятых во время спасения произведений искусства 7 января 1928 года, есть фото спасения картины Джона Мартина:



Последствия наводнения в галерее Тейт, когда группа людей переносит огромную мокрую картину Джона Мартина в безопасное место.

Картина «Разрушение Помпеи и Геркуланума» Джона Мартина была создана в 1822 году. В этом же году она была выставлена на персональной выставке Джона Мартина в Египетском зале на Пикадилли в Лондоне. Египетский зал был коммерческим предприятием, и выставка Мартина входила в программу разнообразных развлечений - «ужасов», включая экспозицию, посвященную Лапландии (с лапландцами в костюмах, с санями и живыми оленями), выставку Общества художников-акварелистов под названием «Ужас Индии» (с гигантской змеей и другими устрашающими животными) и т.д.

Экспозиция картины подтвердила растущую репутацию Мартина среди широкой публики как художника катастроф. Однако серьёзные критики были склонны рассматривать такие картины как сенсационное зрелище, а не как серьезное искусство.



Джон Мартин. Гибель Помпеи и Геркуланума. 1822 год. Холст, масло, размеры 161,6 × 253 см. Из собрания галереи Тейт Лондон. В настоящее время в аренде в Художественном музее Наканосимы (Осака, Япония).

Картина Мартина была куплена Национальной галереей в 1867 году и позже передана галерее Тейт. В 1928 году, когда случилось наводнение, картина хранилась в подвале галереи. Она была незначительно повреждена, но, как и «Казнь леди Джейн Грей» фактически списана до 1973 года по причине потери.

Это скрученное полотно с 1928 по 1973 годы прятало в себе картину Делароша. Именно поиски полотна Мартина послужило поводом для возвращения картины Делароша. Куратор галереи Тейт Кристофер Джонстон, разыскивал материалы о Мартине и в десятилетиях пылившихся рулонах с картинами обнаружил его картину, а вместе с ней и полотно Делароша.

Картина гибели Помпеи работы Мартина сейчас мало кого интересует: никого сейчас не удивишь разрушениями и катастрофами - реальность сильней и грандиозней. А картина Делароша «Казнь леди Джейн Грей» сейчас является очень популярной не только среди сетевой публики. В экспозиции Национальной галереи она неизменно привлекает внимание публики.

Французский художник Поль (Ипполит) Деларош (Paul Delaroche, Hippolyte Delaroche) был современником Пушкина - он старше нашего поэта на два года. Отец его торговал предметами искусства и естественно, что сын с ранних лет знал, что такое живопись. Проявив способности к рисованию и получив образование у Гро и Давида, он дебютировал на парижском Салоне в 1822 году.

Деларош специализировался на больших исторических сценах, часто трагического, мелодраматического и сентиментального характера преимущественно на сюжеты из английской и французской истории.



Поль Деларош, Казнь леди Джейн Грей, 1833 год. Холст, масло, размеры 246 см × 297 см. Национальная галерея, Лондон.

Картина «Казнь леди Джейн Грей» была написана в 1833 году и с большим энтузиазмом принята публикой на Салоне 1834 года. В галерею Тейт она поступила по завещанию второго лорда Чейлзмора в 1902 году. В настоящее время находится в Национальной галерее Лондона.

Полотно сразу производит впечатление, оно запоминается. Ведь любой может догадаться, что рядом с этой дамой с повязкой на глазах стоит палач. Остаётся понять, в чём же провинилась бедняжка, чья жизнь сейчас прервётся?!

В XVI веке в Англии правила династия Тюдоров. У семьи были проблемы - недостаток наследников престола. Ровесник Джейн Грей, её двоюродный дядя, Эдуард VI, ставший королём в девять лет и умерший на шестнадцатом году жизни от лёгочной болезни, скорее всего от туберкулёза, женой и наследниками обзавестись не успел. У него было две сводных сестры - Мария и Елизавета Тюдор, дочери Анны Болейн, но они были католички, а Эдуард был протестант.

Джейн Грей не имевшая реальных шансов взойти на английский престол, в апреле 1553 года была выдана замуж за Гилфорда Дадли, сына главы правительства при Эдуарде VI. Вероятно отец его собирался править Англией после смерти короля, используя свою невестку из династии Тюдоров. В июне этого же года протестантка леди Джейн Грей с потомками была включена в очередь престолонаследия больным королём Эдуардом VI в обход его единокровных сестёр Марии и Елизаветы. Изменение порядка престолонаследия было утверждено Тайным советом и верховными судьями.

Смерть короля Эдуарда VI через несколько дней создала династический кризис: на престол намеревалась взойти сестра умершего короля Мария Тюдор, но королевой по завещанию была провозглашена Джейн Грей. Мария подняла мятеж и оказалась сильней в своих властных устремлениях. Джейн Грей оставалась некоронованной королевой всего девять дней.

После захвата власти Марией Тюдор, Джейн Грей и её муж Гилдфорд Дадли были обвинены в государственной измене и заточены в Тауэре. В ноябре состоялся суд, на котором Дадли был осуждён на повешение, потрошение и четвертование - обычная в Англии казнь для мужчин. А Джейн Грей была осуждена на сожжение или обезглавливание - по усмотрению королевы. Конечно, королева вообще могла помиловать свою племянницу и её мужа, но поднятое в январе 1554 года восстание в пользу Джейн Грей решило дело окончательно - узники были казнены.



Деларош изобразил поистине отеческую заботу и участие коменданта Тауэра сэра Джона Бриджеса при бережном подведении осужденной жертвы с месту, где вскоре она будет обезглавлена.

12 февраля 1554 года Джейн Грей была казнена во внутреннем дворике Тауэра. Именно к сэру Джону Бриджесу были обращены её слова из Экклезиаста: «Время рождаться, и время умирать, <...> и день смерти человека лучше дня рождения его». В этот же день был казнён и её муж Гилфорд Дадли.

Верхняя одежда леди Джейн, её украшения лежат на коленях у придворной дамы, упавшей на землю и сидящей слева почти без чувств.



За ней вторая придворная леди стоит лицом к стене, будучи не в состоянии смотреть и предотвратить неизбежное.



Справа стоит палач. Он ждёт, когда нужно будет исполнить то, что он обязан сделать.



В создании Деларошем полотна «Казнь леди Джейн Грей» не обошлось без «русского следа» - картину Деларошу заказал Анатоль Демидов, он же владел ею до своей смерти. Тогда же, когда парижской публике была явлена «Казнь леди Джейн Грей», на Салоне 1834 года была выставлена и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», впоследствии купленная Анатолем Демидовым в подарок императору Николаю I.

По странной иронии судьбы здесь катастрофа Помпеи, пусть по версии Брюллова, а не Мартина, и судьба леди Джейн Грей оказываются в одном ряду, как и в истории с утратой картин после наводнения и счастливой находкой их в 1973 году.

Картина во время распродаж имущества Демидова в Сан-Донато была продана английскому коллекционеру Генри Итону, первому барону Чейлзмору. После смерти первого барона Чейлзмора картиной владел его сын, второй барон - Уильям Итон, а в 1902 году по его завещанию перешла в галерею Тейт. В начале XX века академизм в живописи был не модным. Картину отправили в подвал, где она спокойно хранилась до наводнения 7 января 1928 года.

Театрализованный образ казнённой в феврале 1554 года по приказу Марии Тюдор своей шестнадцатилетней племянницы Джейн Грей, созданный Деларошем по заказу Демидова в 1833 году, оказался близок и понятен широкой публике в XXI веке. Эмоционально человеку понятны страдания бедной жертвы обстоятельств, приведшей к ее безвременной смерти почти 500 лет назад.

Мы видим то, что способны увидеть, и хорошо, когда мы смотрим на произведение живописи без искусствоведческих назиданий и внушений, то есть то, что мы воспринимаем сами в соответствии со своим эстетическим чувством, а не под влиянием моды. Картина Делароша понятна на уровне чувств.



Пабло Пикассо. Плачущая женщина. 1937 год. Холст, масло, размеры 60,8 х 50 см. Из собрания галереи Тейт, Лондон

Достаточно сравнить её, например, с картиной Пикассо «Плачущая женщина» из той же галереи Тейт, чтобы без убеждений и слов понять причину популярности «Казни леди Джейн Грей» работы Делароша у широкой публики.

Тюдоры, Брюллов, Пикассо, живопись, Национальная галерея, наводнения, Деларош, Демидов, Мартин, галерея Тейт

Previous post Next post
Up