"Тоталитарный" фикус.

Jul 03, 2016 09:13

В наши дни фикус считается одним из признаков мещанства. Набрав слова «фикус» и «мещанство» в яндексе, легко можно наткнуться на такие фразы
как: «в советское время фикус считался цветком буржуазии и символом мещанства» или «роскошные фикусы, попали в список символов мелкобуржуазного, мещанского образа жизни». Особенно забавны утверждения о том что «Маяковский в «Клопе» не забыл упомянуть фикус в кадке в самом уничижительном смысле».
Самое забавное в этой ситуации даже не то, что Маяковский в «Клопе» вообще не упоминает фикусы, а то, что фикус, напротив, рассматривался как альтернатива мещанству, а символом мещанства в 20-е годы считалась герань. В мае 1929-го года «Иллюстрированная бытовая газета» призывала «по герани бить фикусами … канарейку - чижом». Мощный фикус удачно вписался в неоклассическую сталинскую эстетику. Наталья Лебина в книге «Повседневность эпохи космоса и кукурузы» пишет: «В романе «Времена года» известной в 40-70 годах … писательницы В. Ф. Пановой фикус неоднократно встречается как деталь интерьера квартиры главной и сугубо положительной героини, члена Коммунистической партии, заместителя председателя горисполкома Дорофеи Куприяновой».
Именно фикус оказывается на переднем плане в картине А. И. Лактионова «Переезд в новую квартиру»:


А вот еще один пример роли фикуса как символа домашнего уюта из мемуаров генерала Болдина (прославленных в наши дни благодаря фигурному цитированию господина Солонина):
"Впереди «ЗИС-101». Из его открытых окон торчат широкие листья фикуса. Оказалось, что это машина какого-то областного начальника. В ней две женщины и двое ребят.
- Неужели в такое время вам нечего больше возить, кроме цветов? Лучше бы взяли стариков или детей,- обращаюсь к женщинам. Опустив головы, они молчат. Шофер отвернулся, - видно, и ему стало совестно.
Говорю это, а сам прекрасно понимаю: они растили эти фикусы, ухаживали за ними, чтобы украсить свою жизнь. А теперь везут их с собой просто потому, что не успели как следует понять случившееся. Пожалуй, и винить этих женщин трудно. Ведь, покидая родной кров, они были убеждены, что уезжают на короткое время, что скоро вернутся домой. Вот и решили: зачем же пропадать цветам?
Наши машины разъехались. В небе снова шум моторов. Показались три бомбардировщика. Они снизились почти до двухсот метров и начали в упор расстреливать идущих и едущих по шоссе. Люди бегут. Но куда? Где найти спасение, когда наглые гитлеровцы, сея смерть, гоняются чуть ли не за каждым человеком?
...
Недалеко вижу тот самый «ЗИС-101». Подхожу к нему. Женщины, дети, шофер убиты. Но по-прежнему из окна выглядывают вечнозеленые листья фикуса
".
Тут, впрочем, образ фикуса уже несколько двусмысленный. Это не удивительно, поскольку мемуары вышли в 1961-м году, а в хрущевские времена, когда сменился стиль эпохи, фикус попал под удар. Если вышеприведенную картину Лактионова в 1952-м году критики ругали за бумажные цветы («героиня картины Лактионова явно не собирается отречься от своего старого быта: она привезла с собой даже бумажные цветы».), то в более поздней книге Льва Кассиля «Дело вкуса», картину ругают уже именно за фикус («Картина воспринимается так, что центром ее, главным цветовым пятном (а значит, и смысловым, если судить по законам живописи) является фикус, с необыкновенной старательностью и фотографическим правдоподобием выписанный художником. Лактионов - отличный рисовальщик, мастер фактуры, то есть умения передать в живописи поверхность, материал, форму изображаемых предметов. И это свое незаурядное умение он употребил в данном случае на то, чтобы тщательно воспроизвести и тем самым выделить, невольно воспеть случайный предмет, не отражающий нового, перестраивающегося рабочего быта, его новой культуры»).
А поскольку одним из главных мотивов хрущевской эпохи была борьба с мещанством, "тоталитарный" фикус постепенно сам стал символом мещанства.

P. S. В субботу, 9 июля состоится экскурсия "От Финляндского вокзала до метро "Горьковская"
Среди прочего мы увидим:
Ансамбль площади Ленина - Комплекс зданий Военно-Медицинской академии - Вторичная понижающая подстанция Волховской ГЭС - Дом при здании управления Ленэнерго - Городской училищный дом им. Петра Великого - Городская Фильтроозонная станция - Доходные дома и особняки улицы Куйбышева - Здания Петровской набережной - ансамбльТроицкой площади - Соборная мечеть - Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина- Доходный дом И. Б. Лидваль - Особняк С. Ю. Витте - Бизнес-центр Лангезипен - РЖСКТ работников искусств -ансамбль Малой Посадской улицы - Ансамбль Австрийской площади.

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/926716.html

История, Искусство

Previous post Next post
Up