Петербург. Городской училищный дом имени Петра Великого. 1905-1912

Dec 19, 2011 23:47

Я уже выкладывал фотографии из жизни Нахимовского училища. Однако дом, в котором располагается училище, является одним из самых заметных зданий нашего города, построенных в прошлом столетии и вполне заслуживает отдельного поста. Итак, тема сегодняшнего поста - Городской училищный дом имени Петра Великого (Петроградская наб., 2/ Пеньковая ул, 7):

 


В 1903-м году Петербург праздновал свой 200-летний юбилей. В рамках празднования была произведена закладка училищного дома, носящего имя основателя Петербурга - Петра Великого.

 
Первоначально для него выделили участок неподалеку от домика Петра - на юго-восточном углу Малой Дворянской (ныне Мичуринской) и Пеньковой улиц.


 





Проектирование училищного дома предполагалось поручить техникам Городской управы, однако по настояниям общественности в апреле-мае 1905 года был проведен ограниченный закрытый конкурс.






В соответствии с программой конкурса в здании предполагалось разместить 12 классов начальных школ (на втором и третьем этажах), мужские и женские четырехклассные училища (четвертый и пятый этажи), бесплатную читальню, актовый зал и другие помещения. В отдельном корпусе должны были располагаться мужское и женское училище с классами и мастерскими.



В состав жюри пригласили Г. В. Барановского, Л. Н. Бенуа и А. И. фон Гогена, а проекты были заказаны архитекторам А. И. Дмитриеву, А. Л. Лишневскому и Н. А. Виташевскому. Выбор архитекторов , видимо, определялся тем, что Дмитриев и Лишневский незадолго до этого победили в конкурсе проектов Дома городских учреждений на Садовой улице, включавшего школьные помещения, а Виташевский ранее участвовал в сооружении учебных зданий.




Проект Виташевского не был одобрен жюри. Вторую премию получил один из двух вариантов проекта, представленных Лишневским.


А первое место занял проект Дмитриева. В плане он был близок к проекту Лишневского, но резко отличался от него по стилю. Вместо готики, столь любимой Лишневским, Дмитриев оформил фасады «в стиле эпохи Петра I»,  что было гораздо более уместно при строительстве здания, носящего имя Петра I.


Вскоре после окончания конкурса место для постройки было перенесено на набережную Большой Невки, что значительно повысило градоформирующую роль здания.


 



Хотя конкурс был проведен еще в 1905-м году, однако строительство по различным причинам откладывалось. Дмитриев воспользовался этим для дальнейшей работы над проектом. Структурное решение практически не изменилось, но решение фасадов стало значительно более выразительным.
Наброски (не позднее января 1906 года):




1906 год:

 
 
1908 год:







10 октября 1908 года проект был одобрен Городской думой. Еще через полгода, 21 апреля 1909 года проект был принят Техническо-строительным комитетом Министерства внутренних дел.






30 апреля проект утвердил Николай II. Той же весной началось строительство, а 26 июня 1909 года состоялась повторная церемония закладки здания, приуроченная к 200-летней годовщине Полтавской битвы.





Здание было возведено к осени 1910 года и уже в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. В начале 1912 года открылось ремесленное училище, а 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра I состоялось освящение Училищного дома. В этот же день в здании состоялся торжественный акт выпуска городских начальных училищ (обычно эта церемония проходила в Городской думе).


 
Дмитриев был не только замечательным проектировщиком, но и отличным строителем и менеджером.






Благодаря ему и его помошнику - А. Е. Белогруду (в это время он как раз заканчивал Академию Художеств) итоговая сумма расходов составила 568 тысяч рублей,  что было заметно меньше 613 тысяч рублей, заложенных в смету.


 


 
Объемно-планировочное решение Училищного дома отличает четкое функциональное зонирование. В основном корпусе, выходящем на набережную располагались классы начальных и четырехклассных училищ. С юга к нему примыкает корпус ремесленного училища. А сзади пристыкован корпус актового зала с примыкающим к нему жилым корпусом для персонала Училищного дома.

 
Здание стало замечательным примером  синтеза искусств. К его оформлению Дмитриев привлек художников круга «Мира искусства» во главе с А. Н. Бенуа.






Именно Александру Бенуа принадлежат эскизы декора фасада (в материале они выполнены скульптором В. В. Кузнецовым).


 










 
Бронзовый бюст «Отцу Отечества» был отлит в мастерской В. З. Гаврилова.

 
.
Паркет актового зала был выполнен по образцу Предспальной Меньшиковского дворца. В декоре были использованы изразцы, расписанные по образцам петровских времен художниками С. В. Чехониным, А. П. Плехановым и другими в мастерских П. К. Ваулина. Также зал украшали четыре деревянные модели парусников, созданные скульптором С. А. Евсеевым.





 
Но главным украшением зала служили живописные полотна. В центре находилась картина Б. М. Кустодиева «Петр I на фоне Полтавской битвы».


По сторонам от него разместились Петр I в Голландии М. В. Добужинского


и «Полтавская баталия» Д. Н. Кардовского


Живописными плафонами работы С. В. Чехонина  украшалась также приемная.
 

После революции в здании размещалась школа № 176.

 

А в 1944-м году здание передали Нахимовскому училищу. По устным сведениям сам Дмитриев предложил наркому ВМФ Кузнецову выбрать для размещения нахимовцев свое «любимое детище». Впоследствии он говорил: «И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев»




 
 




P.S. В субботу, 24 декабря я провожу новую экскурсию "Между Кронверкским и Большим проспектами". Это последняя, четвертая экскурсия из цикла, посвященного Петроградской стороне. Маршрут будет проходить по Кронверкскому проспекту, проспекту Добролюбова, Большому проспекту Петроградской стороны и Большой Пушкарской улицам, Кронверкской улице. Желающих узнать об экскурсии более подробно или записаться на нее прошу сюда: http://babs71.livejournal.com/542375.html

Дореволюционная архитектура, Петербург, Дмитриев А. И., Лишневский А. Л.

Previous post Next post
Up