Петербург. Доходный дом Лидвалей. 1899-1900, 1901-02, 1902-03, 1903-04

Oct 28, 2009 14:01

Каменноостровский проспект открывает один из самых знаменитых домов стиля модерн. Это - доходный дом Лидвалей (Каменноостровский пр. 1-3, Малая Посадская ул., 5). Возведение этого жилого комплекса создало имя его архитектору Федору Ивановичу Лидвалю, для которого это был первый заказ. Так выглядело это здание в 1910-е годы и в наши дни: 

 
 
Участок в самом начале Каменноостровского проспекта (выходящий также на Малую Посадскую улицу) в конце 1890-х годов приобрела Ида-Амалия Лидваль - мать Федора Лидваля. Вероятно, главной причиной того, что она доверила столь ответственный заказ начинающему архитектору Федору Лидвалю, была материнская любовь. Но в данном случае эта любовь оказалась отнюдь не слепа и Лидваль блестяще оправдал доверие своей матери.

 
Застройку участка Лидваль начал в 1899 году со стороны Малой Посадской улицы. В четырехэтажном корпусе преимущественно располагались пятикомнатные квартиры.

 
Строительство завершилось в 1900-м году, о чем напоминает и надпись над входом в дом.

 
Первая постройка Лидваля еще не отличается особой выразительностью, но в ней уже появились некоторые черты, характерные для его дальнейшего творчества. В композиции фасада появляются пока еще робкие попытки уйти от симметрии. Средний щипец с широкими окнами-фонариками под ним смещен с центральной оси.

  

 

Эркеры, расположенные по углам фасада, различаются по форме - один из них имеет круглую форму, а другой - трехгранную.

 


 

Лепной декор еще мало напоминает о модерне:

 

Заглянем в парадную:

 
 
Так выглядят перила лестницы:

 


 

У входа расположена забавная инсталляция под названием "Пропавшие галоши профессора Преображенского": 

 


 
 
Следующим этапом стало строительство в 1901 году пятиэтажного поперечного корпуса, замкнувшего внутренний двор на Малой Посадской улице, а лицом обращенного в будущий курдонер. Вот как выглядел его фасад в начале прошлого века и в наши дни:

 
 
Оно завершилось в следующем, 1902 году:


Фасад здания имеет симметричную трехосевую структуру, которую подчеркивают щипцы и эркеры (возможно, в тот момент Лидваль планировал застраивать участок со стороны проспекта в регулярном характере).

 
 
По сравнению с предыдущим корпусом здание выделяется богатством отделочных материалов - шероховатая и гладкая штукатурка, гранит и (впервые в Петербурге) - горшечный камень, которым облицован первый этаж.

 
 

 

В декоре уже появились мотивы, характерные именно для северного модерна. Так, центральный щипец венчает сова (изображение совы есть и над входным порталом), а на решетках балконов разместился огромный паук. 

 
 

 
В 1902-1903 годах Лидваль строит северное трехэтажное крыло курдонера.  



В нем размещались большие апартаментам, ориентированные на юг и на запад.

 
 
Фасад здания пластически обогащен выступами и верандой.
 
 
 

 
 


Здесь Лидваль впервые применяет шестиугольные окна со скошенным верхом:
 
 
Здание богато украшено рельефами.

 


 


 
Большой входной портал выделяется на фоне стены:

 

 

Заглянем внутрь:

 


 


 


 
 
К сожалению, впечатление несколько портит новодельная живопись весьма сомнительных достоинств:

 
И наконец, в 1903-1904 годах, Лидваль строит 4-хэтажный северный корпус.

 
 
В его лицевой части располагались квартиры в 10 и более комнат, в глубине двора - квартиры поскромнее.


Фасад здания очень выразителен по пластике масс.

 
 

 
 


Поражают разнообразием форм и размеров окна.

 


 


 


 


 
 
А так выглядит входной портал комплекса:

 

 
 
К сожалению, на лестницу я пройти не смог, и пришлось ограничиться фотографированием декора тамбура:

 
А так выглядят дворовые фасады комплекса:

 


 

А это здание похоже на бывший гараж или каретный сарай:

 


 
Курдонер отделен от улицы эффектной оградой с фонарями:

 

На стене южного корпуса висит мемориальная доска, напоминающая о том, что Лидваль жил в этом доме вплоть до отъезда из России:


И напоследок, несколько кадров с противоположной стороны Каменноостровского проспекта:

 
 

Дореволюционная архитектура, Петербург, Памятники гор.скульптура мем.доски, Лидваль Ф. И.

Previous post Next post
Up