Петербург. Выставка "Город-герой Ленинград" в Манеже.

Feb 28, 2024 16:00

К юбилею Полного снятия блокады Ленинграда практически все музеи Петербурга постарались как-то отметить это событие. Не стал отставать от них и Манеж, устроивший выставочный проект "Город-герой Ленинград". С учетом того, что выставки в Манеже обычно интересны, эту выставку решил посетить и я (причем посещал я ее в кампании моей жены и моей мамы, которая родилась 20 сентября 1941-го года в блокадном Ленинграде, а потому о блокаде знает хоть и не лично, но из первых рук). В целом, выставка оставила у меня довольно сложное впечатление, лично я оценил бы ее где-то на тройку с плюсом или четверку с минусом (в целом, что сходил, не жалею, но претензий к ее организаторам у меня овер дофига).
Выставка построена на использовании аудиогида. По сравнению с выставкой, посвященной балету, ее организаторам удалось отладить позиционирование аудиогида, поэтому рассказ включается именно в тех местах, где надо. Впрочем, Александр Шмидке (один из лучших гидов Питера по военно-исторической тематике в целом и блокаде в частности) в своем отзыве говорит о том, что аудиогид "то и дело не хотел включаться в нужных местах" и в итоге он его отключил. С учетом того, что он ходил на выставку явно раньше меня, будет логичным предположить, что окончательную отладку позиционирования аудиогида сделали уже после ее открытия (я как программист к такому подходу отношусь с некоторым пониманием, но все-таки такие вещи лучше делать заранее). Еще одно замечание, связанное с аудиогидом: создателям выставки явно никто не сказал, что у людей бывает самый разный рост и что среди них периодически встречаются люди роста выше среднего и высокого (к каковым отношу себя и я). Дело в том, что помимо основного рассказа, в аудиогиде имелись дополнительные рассказы об отдельных экспонатах. Об их наличии говорилось в заключении "зального" рассказа, а включить их можно было, приложив аудиогид к небольшой дощечке со специальным знаком, расположенной рядом с экспонатом. Однако если моей жене прикладывать аудиогид, висящий на шее было удобно, мне каждый раз приходилось изгибаться в три погибели. Что мешало сделать подвесы для аудиогида не фиксированной длины (мне как раз такой недавно выдали на работе для пропуска - там можно оттянуть пропуск вниз на "лебедке", а потом эта лебедка сама вернет его обратно).
Сам рассказ аудиогида целиком скомпонован из фрагментов дневников блокадников (как было сказано в начале:"персонажи вымышленные, но на основе реальных дневников") и местами производят достаточно сильное впечатление. Вообще, выставка в целом ставит своей целью именно воздействие на эмоции, а не на разум. Местами это удается, однако исторические экспозиции должны воздействовать не только на сердце, но и на мозги.
Теперь немного прогуляемся по самой выставке. В аванзале висят аэростаты заграждения:




Висят они над большой картой Ленинграда:


По сторонам карты сделаны указатели:




Некоторые (тут я согласен с Александром, следовало бы дополнить отметками на карте, отражающими радиус обстрела):




А вот такая надпись - просто откровенный косяк, поскольку финны не обстреливали Ленинград (в 41-м им не из чего было стрелять, а в 42-м, когда они обзавелись достаточно дальнобойной артиллерией, они уже не спешили быть "первым учеником" у Адика). Думаю, более правильной формулировкой было бы "до позиций Финской армии":


Вообще, выставка целиком сосредоточена на событиях внутри города, а о военных действиях речи не идет вообще. В итоге получается этакая "сферическая блокада в вакууме". В советское время этот подход был понятен (очень уж не хотелось рассказывать о многочисленных поражениях при попытках деблокировать Ленинград, которые были в 41-43 годах), но в наши дни (особенно с учетом того, что развелось большое число любителей рассказывать о том, что Сталин сознательно бросил Ленинград на смерть) этот подход действительно устарел. (в этом я согласен с уже упомянутым Александром Шмидке).
Непосредственно первый зал - кинозал, в котором крутят отрывки из фильма "Антон Иванович сердится", символизирующий предблокадное время. Одновременно в аудиогиде рассказ от лица мальчишки, которому "поперло" - занятия в школе не начались, так что гуляй сколько влезет.


Плакаты этого и других довоенных фильмов висят там же:






В следующем зальчике крутят учебный фильм о том, как тушить зажигалки, а следующий зал посвящен руководству городом. В центре "бюрократический стол" с различными артефактами, по стенам приказы и прочие документы:








Следующий зал посвящен укрытию памятников. В центре его стоит большая инсталляция, изображающая строительство укрытия для Медного всадника. Инсталляция впечатляет, но увы, заметно отличается от чертежа этого процесса, размещенного в том же зале ( я в свое время выкладывал этот чертеж у себя в блоге) - постамент не обкладывали мешками с песком, а окружили деревянными щитами, за которые уже засыпали песок россыпью):




Схема повреждений еще одного памятника архитектуры - дома графини Лаваль:


Очередной зал посвящен Дороге жизни. Среди прочих экспонатов кабель, по которому передавалось электричество в блокированный город - "денежный кабель" (назывался он так потому, что для изоляции отдельных жил использовалась та же бумага, на которой печатали деньги).


На экране идет презентация, посвященная истории Дороги жизни. И надо сказать, один кадр из этой презентации привел меня в такое состояние, что попадись мне аффтар этой презентации в тот момент - расстрелял бы для улучшения генофонда нации. Вот этот кадр:


Дело в том, что проект железной дороги, которую начали строить по льду, в итоге оказался именно тем, чем оказался - пустой тратой сил и средств. Никакие поезда по этой дороге так и не пошли и большое счастье Ленинграда, что этой же зимой удалось прорвать блокаду и можно было построить дорогу по суше. Так что фраза "но верили и делали" сразу вызывает в памяти анекдот:
- Иванов, почему не стреляешь?
- Так товарищ комиссар, патронов нет.
- Иванов, но ты же коммунист!!! - и пулемет застрочил вновь.
Увы, но вместо этой фразы куда лучше подошла бы фраза "но подчинялись начальственной дури".
Еще одна инсталляция - сдача радиоприемников:




Следующий зал посвящен музеям и инсталляция в нем воспроизводит известные кадры из Эрмитажа:




В витринах экспонаты из музея Этнографии (и в рассказе аудиогида говорится в основном именно об этом музее):












"Особый экспонат" - шкатулка для рукоделия. Владелица шкатулки работала в музее Этнографии и постоянно шила вещи для своего будущего ребенка она была беременна. Эта шкатулка принадлежала ей (ребенок, к сожалению, умер меньше чем через месяц):


Научно-медицинский зал:




Коробки для хранения знаменитой коллекции семян во Всесоюзном институте растениеводства (во время блокады сотрудники института умирали с голоду, но коллекцию не тронули):




Тарелка для определения групп крови (в наши дни используются специальные планшеты с лунками):


И оборудование для переливания:


Рисунки из дневника медсестры Фаины Александровны Прусовой:










Медицинская сумка и ее содержимое:




Зал посвященный детским садам:










Особенно впечатляет этот рисунок трехлетнего ребенка (в центре - булка, а вокруг война):


А это фото смотрится слегка по вархаммерскому:


Обход экспозиции начинается со второго этажа, а затем идет спуск на первый. Оформлено все довольно эффектно:


Инсталляция из различных старых вещей, сложенных в кучу. Что она символизирует, я сказать затрудняюсь:


А вот на противоположной стене сделана инсталляция, посвященная "черному рынку". Приведены фотографии и перепечатаны тексты реальных объявлений:








Вообще, к "черному рынку" в блокаду у меня очень сложное отношение. С одной стороны основная часть продуктов, которые фигурировали на нем - результат откровенного воровства всех, кто имел доступ к продуктам. С другой стороны, не будь в блокаду "черного рынка", не было бы и меня. Дело в том, что у моей бабушки (она была медсестрой в военном госпитале и основным кормильцем семьи, в которую входили кроме нее и моей новорожденной мамы еще сестра моей бабушки и двое ее детей, ЕМНИП, 3-х и 13 лет) в один из дней украли хлебные карточки (а потеря карточек в то время была почти гарантированной смертью). К счастью, бабушку свели с каким-то чином из милиции, она делала ему уколы витаминов, а он расплатился полкило масла, которое смогли сменять на хлеб.
Один из самых впечатляющих экспонатов - монета. Эти две копейки в дни блокады подбросила мать двоих детей, выбирая, какому из ее детей жить. Сделав таким образом выбор, она стала отдавать всю еду (в том числе и собственную) этому ребенку. Мальчик в итоге выжил ценой смерти матери и брата, сохранил эту монету и позднее отдал ее в музей:


Следующий зал сочетает в себе рассказ о промышленности Ленинграда и показ плакатов на стенах.




Баржа для перевозок по Ладоге. Подобные производились на Судостроительном заводе имени Жданова (ныне это "Северная верфь"):


Радиоприемник пеленгатора ПКВ-43:


С плакатами у меня опять же прямая претензия к организаторам - почему-то подавляющее большинство плакатов относятся к Окнам ТАСС, которые придумывались в Москве (в Питере их воспроизводили по трафаретам), но отсутствуют плакаты "Боевого карандаша" (во всяком случае ни на одном из них этой эмблемы нет), которые целиком и полностью делались именно в Питере, в здании ЛОСХ. На мой взгляд, это явный признак того, что выставку делали на отъе....сь. Впрочем, сами подобранные плакаты довольно любопытные и мной не виденные ранее.
К этой паре плакатов текст сочиняла Ольга Берггольц:










Один и тот же плакат Владимира Гальбы, но в двух вариантах (в 41-м году представители "династии Романовых" попытались подсуетиться и высказаться в поддержку немцев. Немцы их проигнорировали, а вот в нашей пропаганде вышла целая серия плакатов на эту тему):















Следующий зал изображает библиотеку:




Подлинные издания блокадных времен:




Зал культуры. Плакат с выступлением пианиста Александра Каменского:


И варежки, подаренные Каменскому одним из летчиков, которые слушали концерт, чтобы тот сохранял в тепле свои руки.


Очень любопытное сопровождение этих экспонатов в аудиогиде. Автор дневников, музыкант, рассказывает о том, как Каменский ходил играть к умирающей от голода женщине по просьбе ее дочери, и говорит про себя, что он бы, наверно, не пошел.
Куклы для спектакля по пьесе Самуила Маршака "Юный фриц" (у меня давняя мечта как-нибудь посмотреть этот спектакль - его показывают в театре Деммени каждый год в день прорыва блокады). Гитлер, Геринг, Геббельс:


И советский солдат (что характерно с ППД, которые делали в Ленинграде):


Коридор "блокадной зимы":


Санки для перевозки воды:


И буржуйка:


А тут уже весна 42-го года, и на каждом клочке земли что-то растет


Свадебное платье, переделанное из ночной рубашки. Именно в нем выходила замуж в 1943-м году В. М. Мясоедова:


Мастерская художников:




И зал, посвященный искусству Ленинграда. Здесь опять же явный косяк, поскольку организаторы свалили все в кучу. А ведь среди прочих экспонатов есть и вот эти - каталог и приглашение на художественную выставку в ЛОСХе.




 При этом дата указана просто - 1942 год. Я то знаю (поскольку рассказывал об этой выставке на своей экскурсии по блокаде), что выставка открылась не просто в 1942-м году, а в ЯНВАРЕ 1942 года, в самое "смертное время". Я в курсе и о том, что на выставке температура в зале была равна температуре на улице (стекла были выбиты, а закрыть их досками было нельзя - выставка требовала света). В курсе я и о том, что на выставке в практически мертвом городе бывало по 30 человек в день. Но вот большинство зрителей наверняка не в курсе, и более того, сама экспозиция создает впечатление того, что выставка была где-то летом, когда самый ужас уже ушел в прошлое.
Сами представленные работы, впрочем, довольно любопытные.
Интересные виды Питера Эммануила Бернштейна (Питер у него получился очень похожим на Прибалтику Добужинского):




Акварели Валентина Каменского (будущего главного архитектора Ленинграда), часть работ из этой серии вышла на открытках и их я выкладывал у себя в блоге:






Татьяна Глебова, одна из учениц Филонова:




Анатолий Каплан:




Соломон Юдовин (пожалуй, его гравюры - лучшее, что было сделано в области художественного воплощения блокады Ленинграда):






Очень интересные наброски Владимира Судакова:







Также было представлено большое количество рисунков Якова Рубанчика. Его рисунки я очень люблю, но в этот раз я их не снимал, поскольку в свое время часть из них выкладывал в виде сканов из каталога (а еще один большой и подробный каталог его блокадных рисунков лежит у меня дома и ждет, когда я суну его под сканер).
Представлена была и архитектурная графика. Снял я только вот этот проект памятника защитникам крепости Орешек, созданный в 1943-м году архитектором Игорем Чайко:


А еще были выставлены работы с конкурса 1942-м года (распечатанными сканами этих работ я регулярно махал на экскурсиях и было приятно увидеть их в натуре).
Налокотник и щитки футболиста Виктора Набутова, участника знаменитого футбольного матча 1942-го года (впоследствии известного спортивного комментатора):




Следующий зал одновременно служит залом для показа слайдшоу из блокадных фотографий и напоминает о запуске в Ленинграде весной 1942-го года трамвая - весьма значимом событии для всех обитателй города:


Зал, посвященный 7-й симфонии (сделан совершенно тупо и бессмысленно):




Последний зал - 1943-й год и полное снятие блокады:




Моей жене в целом выставка понравилось, матушка моя оценила ее гораздо более сдержанно. В целом, лично я не жалею, что на выставку сходил (многие вещи мне было интересно посмотреть в натуре), но в целом выставка очень средненькая, и с учетом угроханных ресурсов сделать можно было куда более интересно.

Чайко И. М., Война, Петербург, Жизнь в СПб, Каменский В. А., История, Выставки, Блокада

Previous post Next post
Up