Последней точкой
автопоездки по Тверской области стал Вышний Волочек. Надо сказать, в этом городе я уже был в 2016-м году и даже выкладывал в блоге свои фотоотчеты, однако был в Вышнем Волочке один район, который я в свое время не посетил - район Вышневолоцкого хлопчато-бумажного комбината, когда-то принадлежавшего Рябушинским Именно он и стал основной целью поездки в этот раз. А более всего привлекала меня памятник Ленину 20-х годов, стоящий во дворе ткацкой фабрики. За необычную форму пьедестала его можно было бы назвать "Вовочка на шаре":
Увы, как оказалось, этот памятник стоит в закрытом дворе фабрики (мы пытались было договориться с охранниками, намекая на материальное вознаграждение, но они нам отказали), поэтому снять его целиком практически невозможно. Спереди через ограду виден пьедестал, но сам Ильич скрывается за деревьями:
Если же отойти чуть вбок, можно найти точку, где верхняя часть пьедестала и Ильич видны, однако низ пьедестала скрыт сплошным забором:
Здесь мы оставили машину и пешком отправились к расположенной неподалеку даче Рябушинских.
Здание принадлежало С. П, Рябушинскому
Как сказали мне обитающие в здании ныне краеведы, его автором был известный архитектор московского модерна Л. Н. Кекушев. Впрочем, насколько я понял, его авторство документально не подтверждено и выводится "по косвенным данным" (а подобная ситуация - просто клад для любителей натянуть сову на глобус).
В советское время здание использовалось как общежитие и даже как птицеферма и постепенно пришло в упадок, а в постсоветское время его забросили и разграбили. К счастью, в наши дни его отдали местным краеведам, и те по мере сил пытаются если и не восстановить здание целиком (на это у них явно не хватает возможностей), но хотя бы не дать ему развалиться окончательно. Так, они починили и заново запустили в здании печи, что особенно важно для сохранения деревянного дома.
Остатки деревянной террасы:
С угла когда-то была лестница, ведущая прямо с террасы в сад. Увы, следов от нее уже не осталось:
Этот кусок дома превратился в наши дни в отдельный флигель.
Изначально здесь размещалась кухня и он соединялся с домом коридором, который развалился и от него остались лишь следы на стенах:
Теперь заходим внутрь дома. Прихожая:
Столовая:
Остатки печи (часть изразцов ободрали, пока дом пустовал):
Ванная комната:
Двери, ведущие в зал:
Плафон:
На удивление сохранилось майоликовое панно на печи (сделано в Германии известной фирмой):
Один из стульев, которые сохранились от подлинной мебели дома. Сам дом после революции был разграблен местными жителями. Позднее часть вещей вернули, но чтобы не возвращать местные жители портили вещи так, чтобы вид она теряла, но пользоваться было можно и такие вещи возвращать не требовали.
Сохранившийся фрагмент деревянной панели, облицовывавшей низ стены зала (верх был покрыт тканью):
Выходим на террасу:
Здесь можно увидеть фрагменты фриза, который когда-то украшал заводоуправление местного стекольного завода, ныне покойного:
Еще одна комната:
Заходим в кабинет хозяина:
Здесь сохранилась эффектная столярка:
Подлинный паркет (правда, крашенный в советское время масляной краской):
Одно из сохранившихся кресел из бального зала:
Диван также относился к первоначальной обстановке дома. На спинке у него остались следы украшения, которое спилили новые хозяева (чтобы диван у них не отобрали):
Старинный крест:
Еще фрагменты фриза со стекольного завода:
Лестница наверх:
Чердак:
Комнаты второго этажа (здесь были спальни):
Подвал дома. Полы вымощены кирпичом:
Советский инкубатор, оставшийся с тех пор, как здесь выращивали цыплят:
Еще одно выжившее кресло из бального зала:
На обратном пути любуемся самой фабрикой:
Постройки на улочке, ведущей к зданию, явно входили с ней в единый комплекс.
Это, вероятно, рабочие казармы:
Особенно интересно здание силовой станции. Я сперва по общему силуэту датировал его 1960-ми годами
Однако подойдя поближе увидел, что стоящий впереди небольшой корпус явно построен еще до революции и несет на себе элементы северного модерна:
Баня для рабочих: