"Первая позиция. Русский балет" в Манеже.

Mar 16, 2023 16:00

4-5 марта мы с женой в очередной раз съездили в Москву, чтобы посмотреть тамошние временные выставки. И входя в московский Манеж на выставку советского искусства мы услышали, как две бабульки интересовались у кассиров, где тут у них выставка про балет. Моя супруга с гордостью объяснила им, что выставка про балет хоть и в Манеже, но не в Москве, а в Питере. Сами мы эту выставку к тому моменту еще не смотрели, но уже на следующие выходные отправились в питерский Манеж. Однако тут нам пришлось обломаться, поскольку оказалось, что билетов на выставку нет. Так что посетили мы ее только в прошедшую субботу, заранее взяв билеты через интернет. Именно этой выставке и будет посвящен сегодняшний пост.


Сразу скажу что выставка оказалась очень интересной. Причем самое интересное в ней не столько экспонаты (они хоть и неплохие, но каких-то особых шедевров нет, в плане экспонатов бывали в Манеже выставки и поинтереснее), сколько оформление выставки и информация на ней. Манеж всегда старательно выпендривается в плане оформления, однако это, пожалуй, первый случай за последнее время, когда оформление не только выпендрежное, но и интересное.
Пожалуй, единственный заметный недостаток выставки связан с бесплатным аудиогидом, который выдается посетителям. Дело в том, что он должен сам позиционироваться по экспонатам и играть то музыку, то выдавать разнообразную дополнительную информацию в зависимости от местоположения. Однако зоны эти практически никак не обозначены (кое-где у экспонатов есть значки, но они малозаметны, и даже если ты видишь их, то все равно довольно сложно найти точку, где включится аудиогид), а кое-где и вовсе неверно размечены (так, рассказ о художнике Эберлинге я услышал, находясь с обратной стороны от его картины). В остальное же время аудиогид играет нон-стоп музыку, причем играет он ее довольно громко, что раздражает, так что просто снимаешь наушники и ходишь без них (имело бы смысл приглушить музыку по сравнению с текстом).
Тем не менее, в целом выставка сделано очень интересно, так что всем ее рекомендую. А пока предлагаю совершить по ней небольшую прогулку.
Раздел, посвященный балету "царских времен" оформлен силуэтами царей, одновременно играющими роль разделителей в экспозиции.






Первое балетное представление в России, поставленное еще при царе Алексее Михайловиче. Роли исполняли обитатели "немецкой слободы", а руководил постановкой балета военный инженер (после этой информации я их еще больше зауважал):









А. Г. Варнек "Портрет актрисы и танцовщицы Е. А. Колосовой":



А. И. Истомина ("блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна...") в роли Флоры:



Схемы театральной машинерии, изображающей плывущий корабль:




И эскиз корабля для балета "Корсар" ( (на выставке работала движущаяся модель, демонстрировавшая, как эта машинерия работала, я пытался снять видеоролик, но он не получился):



Эскизы Константина Коровина к балету "Конек-Горбунок":





Известная серия фарфоровых фигурок "Народы России" (правда, какое отношение она имеет к балету, я не понял):



Реконструкция одной из сцен из первой постановки "Лебединого озера", которая выпала из дальнейших постановок. В ней Принц и Одетта встречаются не один на один, а оба со свитой:



Михаил Врубель. "Дама на котурнах":



Александр Головин. Эскиз декорации к опере "Орфей и Эвридика":



Главный по объему размер посвящен дягилевским "Русским сезонам" и назван "Русский дух":



Михаил Бобышов. "М. М. и В. П. Фокины в балете "Карнавал":



Валентин Серов. "Портрет Вацлава Нижинского":



Эскизы Александра Бенуа к балетам "Психея" и "Павильон Армиды":











Очень интересная серия эскизов Леона Бакста к балету "Нарцисс". Вот эта работа хрестоматийная:


Однако другие я увидел впервые:













Александр Головин. Эскизы к балету "Жар-птица":





Наталья Гончарова. "Феникс":



Предметы народного искусства, которыми вдохновлялись художники:







И балетные костюмы "по мотивам":







Николай Рерих. Эскиз к балету "Весна священная":



Иван Билибин. Эскизы к балету "Жар-птица":





Современная реконструкция костюма Жар-птицы по эскизу Бакста:



Балет "Петрушка" в оформлении Александра Бенуа:









Эскизы Натальи Гончаровой к балету "Литургия":





Очень интересные эскизы Бориса Анисфельда:

















Портрет Анны Павловой работы Бакста:


И старинная икона "Благовещение" с забавными лебедями:



Советский раздел экспозиции начинается с театральной кассы, на которой висит объявление, что "билетов нет" (аудиогид же изображает в это время диалог театралов в очереди за этими самыми билетами в Большой театр). А рядом с началом приводятся весьма любопытные цитаты из переписки Ильича с другими большевиками на тему балета. Дело в том, что Ленин хотел закрыть балетные театры, которые жрут слишком много субсидий, а освободившиеся деньги использовать более продуктивно. Возражали ему Луначарский и, внезапно, Калинин.
Эскизы Леонида Чупятова к балету "Красный вихрь":

















Эскизы Николая Мусатова к балету "Смерч".




Вот эти товарищи - "Семь смертных грехов":



"Рабочий и колхозница" (какое отношение они имеют к балету, я тоже не очень понял):



Зинаида Серебрякова:





Федор Федоровский. Эскиз костюма "Одиллии" к неосуществленному варианту "Лебединого озера":



Вера Мухина. Балерина Марина Семенова:



Советские статуэтки, изображающие балерин:



Константин Симун. Портрет Аллы Осипенко:





Эскизы к балету "Клоп":









А. Г. Слепков. "Артист балета Шамиль Балтачеев в роли шлагбаума. Балет "Женитьба по Н. В. Гоголю":



Заканчивается советский период экспозиции тоже забавно. Стоит советский телевизор, по которому идет "Лебединое озеро", а напротив кресло, стол и открытый календарь:



На втором этаже разместились несколько разделов. Один из них посвящен балетной школе и Агриппине Вагановой:



Татьяна Бруни. "Ученицы балетной школы":



Борис Эрдман. "Гимнастки":



Леонид Сойфертис. "Балетная школа":



Еще один раздел выставки назван посвящен балетному костюму:




Анна Щекатихина-Потоцкая. Эскиз костюма Берендейки для балета "Весна Священная":
























Наталья Гончарова. Эскиз костюма Жар-птицы:








Последний раздел выставки посвящен балету "Лебединое озеро". Там представлены подлинные вещи Чайковского:




Было очень забавно прочесть о том, как много раз менялось либретто этого балета в диапазоне от полного хэппи-энда до "в общем, все умерли". Но самым любопытным были восемь экранов, на которые транслировали различные варианты танца маленьких лебедей, от классических, до современных. Вот некоторые из этих  роликов, которые я нашел на Youtube.

image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view



Так что еще раз повторюсь, выставка очень интересная, посетить ее безусловно стоит. Но билеты лучше заранее взять в интернете.

Выставки, Петербург, Жизнь в СПб

Previous post Next post
Up