По просьбе
zlatovlaska_1 выкладываю давно обещанный фемтест с подборкой книг, которые его проходят.
Я составила этот тест давно и использовала его просто для себя в качестве расширенного варианта теста Бехдель. Цель была в том, чтобы собрать подборку с годной репрезентацией женщин. Вопросы составились как-то сами и быстро. Ориентировалась на свое понимание хорошей репрезентации.
Героиня должна быть личностью, а не просто именем. У нее должна быть своя история и своя цель, не связанная с мужчинами. Она не должна быть подпоркой в сюжете для мужского персонажа. Как, например, героиня-любовный интерес для героя-сыщика. У нее должны быть дружеские отношения (или какие угодно) с другими героинями, т.к. в большинстве книг есть дружеские отношения героя с другими героями, даже если сюжет не об этом. В принципе должны быть в истории другие героини, а не одна главная. Т.к. в любой книге есть несколько мужских персонажей и никому не кажется это чрезмерным. А иногда вообще во всей книге нет ни одной женщины. Не припомню, чтобы было наоборот. Ну и желательно поменьше стереотипов. Такой как, например, «гений-папа» и «никакущая мама», часто встречающийся в детских и подростковых книгах. С ним связан последний вопрос теста.
Для меня также большой плюс в отсутствии любовной линии и разнообразии характеров. Люблю книги о женщинах и для женщин на любые темы, а не один вариант «про любовь и отношения».
Вопросы теста:
1. Есть ли в книге главная героиня?
2. Есть ли в книге помимо главной героини еще одна или несколько женщин, занимающих важное место в сюжете (нельзя убрать без потери смысла)?
3. Если есть, то используются ли шаблоны в описании их взаимоотношений (подруга увела парня; дружить с женщинами нельзя; я красивая и умная, она страшная и дура и т.д.)?
4. Связаны ли сюжетные цели или проблемы главной героини с мужчиной/браком/свадьбой/детьми?
5. Есть ли в книге героиня/героини, отличающиеся от патриархального шаблона (не хотящие замуж, отношений, лесбиянки, асексуалки, чайлдфри)?
6. Есть ли в книге любовная линия?
7. Если есть, связана ли она с сюжетом и оказывает ли влияние на него и на действия главной героини?
8. Используются ли при описании любовных отношений между персонажами патриархальные стандарты (она ненавидит, но на самом деле любит; он ее обосрал и это значит любовь; она сама не справится, он ее спасет; романтизация насилия и т.д.)?
9. Высказывается ли писательница/писатель в книге открыто или опосредованно о положении женщин?
10. Есть ли в книге патриархальные стереотипы?
11. Поддерживает их писательница/писатель или нет?
12. Восхваляются ли в книге мужские персонажи?
Если книга набирает не меньше восьми баллов, то тест считается пройденным. Некоторые вопросы не будут иметь ответа при определенных условиях. Например, если в книге нет любовной линии, то ответ на седьмой вопрос невозможен. Поэтому я просто прибавляю балл. Отсутствие любовной линии из-за юного возраста героинь тоже трактовалось как задумка авторов, а не вынужденная необходимость. Но в ответе на пятый вопрос единичку ставила только при явных признаках, а не по принципу «раз не сказали прямо, то можно сделать вид».
Не все прочитанные книги, конечно же, я прогоняла через этот тест. Некоторые так давно читала, что детали не помню, а без них ничего не получится. Иногда я забывала сразу потестить. В подборке будут только те книги, которые мне понравились.
Книги, прошедшие тест:
Джули Берри «Тайна «Школы Приквиллоу» Джули МакЭлвен «Убийство во времени» Сильвия Бишоп «Тайна ночного поезда» Кэтрин Вудфайн «Тайна заводного воробья» Кэтрин Вудфайн «Тайна Лунного мотылька» Кэтрин Вудфайн «Тайна картины с драконом» Франсиш ди Понтиш Пиблз «Воздух, которым ты дышишь» Рейчел Кляйн «Дневник мотылька» Симона Сент-Джеймс «Сломанные девочки» Трейси Шевалье «Прелестные создания» Сара Уотерс «Дорогие гости» Лотти Могач «Поцелуй меня первым» Джейн Харрис «Наблюдения» Анника Тор тетралогия «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море» Либба Брэй трилогия «Великая и ужасная красота», «Мятежные ангелы», «Прекрасное далеко» Амели Нотомб «Страх и трепет»
Петра Дурст-Беннинг «Стеклодувка» Лора Мориарти «Компаньонка» Перихан Магден «Компаньонка»
Натали Доусон «Зал фей» Натали Доусон «Лавандовая спальня» Робин Стивенс «Совсем не женское убийство» Робин Стивенс «Мышьяк к чаю» На все книги, кроме «Страх и трепет» Амели Нотомб и «Компаньонка» Перихан Магден, есть отзывы в моем блоге.