Feb 07, 2013 11:32
Фетва шафиитского ученого, хафиза Салахуддина аль-`Аляи (694-761/1295-1359 м) относительно понимания сифатов Аллаха.
منها مسالة في رجل يقرأ القرآن ويطالع شيئا من كتب التفسير والحاديث، فإذا مر به شيء من الوارد في صفات الله سبحانه كالاستواء ونحوه اعتقد الإمان به من غير تكييف ولا تمثيل، فهل يلحقه شيء من حكم التشبيه والتجسيم إذا كان يعتقد أن كلام الله تعالى لا يشبه كلام المحدثين وصفاته لا تشبه صفاتهم؟
Вопрос о человеке, который читает Коран, некоторые книги по тафсиру и хадису, а когда встречается что-либо по поводу сифатов Всевышнего как "истава" и подобно этому, то он верит в них без образа и подобия. Касается ли его что-либо из ташбиха и таджсима когда он верит, что калям Аллаха не подобен речи творений и что его сифаты не подобны сифатам творений?
Ответ:
الجواب: الله يهدي، لا يكون عليه اعتراض في ذلك والحالة ما ذكر، ولا يتصف بأنه مبتدع إذا اقتصر على مجرد ذلك ما لم يعتقد أن هذه الألفاظ يراد بها حقائقها المتعارفة في اللغة، ويصفه سبحانه بأن له تلك الصفات، فإنه حينئذ يقع في محذور التشبيه، ولا يخلصه من ذلك كونه يعتقد المبانية للمخلوقات في تلك الصفات، بل الواجب عليه أن يعتقد أن ظواهر هذه الألفاظ الموهمة للخوارح كاليد والقدم والرجل ونحو ذلك، أو لصفات المحدثين كالاستواء والإتيان والضحك وما أشبه ذلك، كلها غير مرادة بهذه الألفاظ، وأن لها معان يليق بكمال الله تعالى الذي ليس كمثله شيء، ويفوض علم حقيقة ذلك إلى الله سبحانه، ولا يزيد على ذلك.
فهذه الطريقة أسلم لأمثال هذا، وإن ترقى إلى درجة فهم كلام العرب وطريق استعاراتها وكناياتها، وأمكنه تنزيل تلك الألفاظ بالتأويل على مجاري كلامهم، أو أخذ ذلك من أئمة أهل الأصول القائمين بفهم ذلك وتحقيق تأويله فهو الأكمال لحاله.
ومتى لم يتأهل له ذلك فالأولى له أن يفوض علم المراد بهذه الألفاظ الموهمة إلى الله سبحانه، ويقطع بأن ظواهرها غير مرادة عملا بالآية القاطعة في ذلك وهي قوله تعالى "ليس كمثله شيء"
وهذا كله في غير صفاته الله تعالى الذاتية الأزلية التي اتفق أهل السنة على إثباتها له سبحانه، وهي: والعلم، والقدرة، والإرادة، والكلام، والسمع، والبصر، فإن معانيها ثابتة له سبحانه، وهي قديمة أزلية لا تتبدل ولا تشبه صفات المخلوقين.
ثبتنا الله تعالى على الكتاب والسنة، وملازمة الاعتقاد الصحيح الخالص من جميع البدع والضلالات، والله أعلم.
«Аллах наставляющий на истину. Нет ему возражений в упомянутом случае, и не описывают его как нововведенца если он ограничится только на этом, пока он не будет убежден, что этими словами имеется в виду настоящий смысл известный в языке, и (соответственно) будет описывать Всевышнего этими сифатами. Поистине тогда он уже попадает в опасный ташбих и его не спасает убеждения различия от сотворенных в этих сифатах (т.е. например как слова: у Аллаха не такая как у нас рука), напротив обязательно ему иметь убеждения, что внешний (смысл) этих слов, которые толкают на мысль об органах, как рука, стопа, нога и т.д, или (толкают на мысль) о сифатах творений, как истава, приход, смех и подобное этому, что все это не то, что имелось виду под теми словами, (обязательно вверить) что у них есть смыслы подобающие величию Аллаха, Которому нет ничего подобного, и оставлять знание истинной сущности этого на Аллаха и не добавлять ничего.
Этот путь наиболее безопасный для подобных этому (человеку), а если же он поднялся на уровень понимания арабского языка и его метафоры, и он может трактовать эти слова делая таъвиль согласно арабскому языку или берет это от имамов «ахлю усуль», которые занимаются пониманием этого и изучением его таъвиля, то это будет более полным (ответом) для его состояния.
Когда же он не является из числа таких, то ему лучше оставить знание этих слов на Аллаха и быть твердо уверенным в том, что внешний смысл не то, что имелось виду под ними, следуя аяту который четко указывает на это: «Нет ничего подобного Ему».
Все это не в отношении предвечных сифатов описывающих сущность в утверждении которых Ахлю Сунна единогласна, и эти сифаты: жизнь, знание, сила, воля, речь, слышание и видение. Поистине смысл их утвержден в отношении Всевышнего и это предвечные, не изменяющиеся и не подобные сифатам творений.
Да укрепит нас Аллах на Коране, Сунне и твердом следовании правильным убеждениям, чистым от новшеств и заблуждений. А Аллах знает лучше».
[«Фатава аль-`Аляи», стр. 416-417; Дар ан-Навадир: 1431/2010]
Среди учителей хафиза аль-Аляи были: "Кади аль-Куда" Камалуддин аз-Замалкани, Такиюддин Сулейман аль-Макдиси, хафиз Абуль-Хаджадж аль-Миззи, Ибн Таймийя, Ибн аль-Фуркан и др.
Он был учителем таких ученых как: Ибн Касир, Таджуддин ас-Субки, Ибн аль-Мулаккин, Салахуддин ас-Сафади, хафиз аль-Ираки, Ибн Раджаб аль-Ханбали, хафиз аль-Хайсами и др.
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) описал хафиза Салахуддина аль-`Аляи (694-761/1295-1359 м) следующим образом:
وكان حافظا ثبتا ثقة عارفا بأسماء الرجال والعلل والمتون فقيها متكلما أديبا شاعرا ناظما ناثرا متفننا أشعريا صحيح العقيدة سنيا لم يخلف بعده في الحديث مثله
«Был он хафизом, утвердившимся, доверенным, знающим имена передатчиков, дефекты и матны [хадисов], факыхом, мутакаллимом, литератором, автором поэзии, назмов и прозы, преуспевшим во многих науках, ашаритом, с правильной акыдой, суннитом. Не было после него в науке хадиса подобных ему...».
[Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра»]
Таджуддин ас-Субки,
Салахуддин аль-Аляи,
тафвид,
сифаты,
таъвиль