"Истава" на Троне - это утверждение, сидение?

Feb 01, 2013 17:10


بسم الله الرحمن الرحيم

"Истава" на Троне - это утверждение, сидение?
Можно ли говорить, что Аллах утвердился, сидит на Троне (Арш)?

Означает ли "истава на Троне" то, что Всевышний Аллах утвердился или сидит на Троне? Что по этому вопросу говорят ученые из числа Ахлю Сунна валь-Джама'а? С помощью Аллаха постараемся в этой теме раскрыть этот вопрос.

Имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари (260-324 х/874-936 м) в своей книге «Аль-Ибана»:

وأن الله تعالى استوى على العرش على الوجه الذي قاله، وبالمعنى الذي أراده، استواء منزها عن الممارسة والاستقرار والتمكن والحلول والانتقال، لا يحمله العرش، بل العرش وحملته محمولون بلطف قدرته، ومقهورون في قبضته، وهو فوق العرش، وفوق كل شيء، إلى تخوم الثرى، فوقية لا تزيده قربا إلى العرش والسماء، بل هو رفيع الدرجات عن العرش، كما أنه رفيع الدرجات عن الثرى، وهو مع ذلك قريب من كل موجود، وهو أقرب إلى العبد من حبل الوريد، وهو على كل شيء شهيد

«Аллах истава над Троном в том смысле, с которым Он это сказал. А смысл, который Он вложил, - это отрицание соприкосновения, утверждения (истикрар), нахождения, растворения и перемещения. Трон (Арш) не несёт Его, Арш несом теми, кто его держит, на основе могущества Аллаха, и все они находятся во власти Аллаха. Он над Троном и над каждой вещью таким возвышением, которое не означает приближенность к Трону и небу. И Он возвышен над Троном так же, как и над остальными творениями. И вместе с тем Он близок к творениям. И Он ближе к рабу, чем сонная артерия. И Он свидетель каждой вещи».

[Абуль-Хасан аль-Аш’ари, «Аль-Ибана ан Усуль ад-Дийяна», стр. 21]

Имам Абу Ханифа (80-150 х/699-767 м) сказал по поводу сифата «истава»:

نُقِرُ بأن الله سبحانه و تعالى على العرش استوى من غير ان يكون له حاجة اليه واستقرار عليه , وهو حافظ العرش وغير العرش من غير احتياج , فلو كان محتاجا لما قدر على ايجاد العالم وتدبيره كالمخلوقين , ولو كان محتاجا الى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش اين كان الله , تعالى الله عن ذلك علوا كبيرا

«Мы признаем, что Аллах «истава» на Трон, но Он не нуждается в нем. Он не утвердился на нем, Он хранитель Трона и всех остальных созданий. Если бы Он в чем-либо нуждался, то не смог бы создать всё сущее. А если бы Он нуждался в сидении, то возникает вопрос: "Где же Он был до создания Трона?" Воистину, Аллах превыше всего этого».

[Абу Ханифа, «Аль-Васыя», стр. 4; Али аль-Кари, «Шарх Фикх аль-Акбар», стр. 138]

Шафиитский ученый, муджтахид, шейх уль-Ислам, имам Абу Исхак аш-Ширази (393-476 х/1003-1083 м) сказал:

ثم يعتقدون: أن الله عز وجل مستوٍ على العرش؛ قال الله عز وجل : ( إن ربكم الله الذي خلق السماوات والأرض في ستة أيام ثم استوى على العرش) ، وأن استواءه ليس باستقرار ولا ملاصقة.
لأن الاستقرار والملاصقة صفة الأجسام المخلوقة، والرب عز وجلقديم أزلي، أبداً كان وأبداً يكون، لا يجوز عليه التغيير ولا التبديل، ولا الانتقال ولا التحريك. والعرش مخلوق لم يكن فكان؛ قال عز وجل: ( لا إله إلا هو رب العرش العظيم) . فلو أن المراد بالاستواء " الاستقرار والملاصقة "، لأدى إلى تغير الرب وانتقاله من حال إلى حال، وهذا محال في حق القديم؛ فإن كل متغير لا بد له من مغيّر.
ولأن العرش مخلوق محدود، فلو كان الرب عز وجل مستقراً عليه، لكان لا يخلو: إمّا أن يكون أكبر، أو أصغر منه، أو مثله:

«Затем убеждены, что Всевышний Аллах "муставин ‘аляль ‘Арш". Сказал Всевышний: «Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем истава ‘аляль ‘Арш», и поистине Его "истава" не является утверждением (истикрар) и прикосновением (муласакат).

Ведь утверждение и прикосновение это телесные сифаты (атрибуты) творений, а Всевышний Аллах предвечный, всегда был и всегда будет, и невозможно в отношении Него изменение, замена, переходность и движение. Арш (Трон) - это творение, которого не было и (потом) стало существовать. Сказал Всевышний: «Нет бога достойного поклонение кроме Него, [и Он] Господь великого Арша».

Если же целью "истава" было бы утверждение и прикосновение, то это вело бы к изменению Господа и переходности Его с одного состояния в другое, а это является абсурдным в отношении Предвечного. Поистине каждому изменяемому нужен тот, кто бы изменил его. Поскольку Арш является творением ограниченным, если Всевышний был бы утвержденным на нем, то обязывалось бы Ему чтоб Он был больше него (Арша) или меньше него или подобным ему».

[Абу Исхак аш-Ширази, «аль-Ишарату иля мазхаби ахлиль хакк», стр. 150-151]

Имам Ахлю Сунны Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани (ум. 406 х/1015 м) комментируя раздел "истава аляль Арш" из книги "Таухид" Ибн Хузеймы сказал:

ثم ذكر صاحب التصنيف باباً ترجمه باستوائه على العرش، وأوهم معنى التمكين والاستقرار، وذلك منه خطأ، لأن استواءه على العرش سبحانه ليس على معنى التمكين والاستقرار، بل هو في معنى العلو بالقهر والتدبير، وارتفاع الدرجة بالصفة على الوجه الذي يقتضي مباينة الخلق

«Упомянул автор (Ибн Хузейма) раздел рассказывающий об "истава аляль Арш", и предполагается им (истава) в смысле занимания места и утверждения (истикрар). И это от него ошибка, потому что Его "истава аляль Арш" не является в смысле занимания места и утверждения, напротив это в смысле возвышености (аль-улюв), владения и управления, (также) возвышенность положения с сифатом со стороны, которое требует отличие от творений».

[Ибн Фурак, «Мушкиль аль-Хадис», стр. 229]

Хафиз Абу Бакр Аль Байхакъи (384-458 х/994-1066 м) говорит в книге «Аль Иътикад»:

في الجملة يجب أنْ يُعلمَ أنَّ استواءَ اللهِ سبحانه وتعالى , ليس باستواءِ اعتدالٍ عن اعْوِجاجٍ , ولا استقرارٍ في المكان , ولا مُماسّةٍ لشيءٍ مِن خلْقه , لكنَّه مستوٍ على عرْشِه كما أخْبرَ بلا كيف , بلا أين , بائنٌ مِن جميعِ خلقِه

«В общем, обязательно знать, что "истава" Аллаха, субханаху ва таъаля, не является ни выпрямлением из искривления, ни утверждением (истикрар) на месте, ни соприкасанием с каким-либо из Его творений. Однако Он - истава над Своим Троном так, как Он сказал, и без "как?", и без "где?"; отделен от всех Своих творений».

Источник: Абу Бакр Аль Байхакъи: Аль Иътикад: 120-123
Рияд: Даруль Фадыля: 1420/1999

Имам, Амируль Муъминин Абуль-Аббас Халифа аль-Къадир би-ЛЛяхи (336-422 х/947-1031 м) сказал в своей книге по акыде известной как «Аль-Иътикад аль-Кадири»:

كان ربنا وحده, لا شيء معه, ولا مكان يحويه فخلق كل شيء بقدرته, ,وخلق العرش لا لحاجته إليه, فاستوى عليه, كيف شاء, و أراد, لا استقرار راحة كما يستريح الخلق

«Был наш Господь Один, не было ничего вместе с ним, не было места охватывающего Его. Он создал все Мощью Своей, создал Трон, не потому что нуждался в нем, Он «истава» над Троном, как пожелал и соизволил. Не утверждением (истикрар) отдыхая, как отдыхают творения».

[Ибн аль-Джаузи, «аль-Мунтазам», стр. 47]

Информация о нем и его книге:

Его имя: Абуль-Аббас, аль-Къадир би-ЛЛяхи, Ахмад ибн Исхакъ ибн Джаъфар аль-Мукътадир ибн Ахмад ибн Тальха ибн Джаъфар ибн Мухаммад ибн Харун ар-Рашид ибн Мухаммад аль-Махди ибн АбдуЛлах ибн Мухаммад ибн Али ибн АбдуЛлах ибн Аббас ибн Абдул-Мутталиб ибн Хашим аль-Къурейши аль-Хашими аль-Аббаси. Халифа, Амир аль-Муъминин. Родился в 336 г.

Ибн Касир пишет в «Табакат аш-Шафиийя» в биографии Халифы:

تفقه على العلامة أبي بشر أحمد بن محمد الهروي الشافعي ، ولهذا ذكره الشيخ أبو عمرو بن الصلاح في الطبقات الشافعية ، قال الخطيب البغدادي : كان من الديانة ، وإدامة التهجد ، وكثرة الصدقات على صفة اشتهرت عنه ، وصنف كتابا في الأصول ، ذكر فيه فضل الصحابة ، وإكفار المعتزلة ، والقائلين بخلق القرآن ، وكان ذلك الكتاب يقرأ في كل جمعة ، في حلقة أصحاب الحديث بجامع المهدي ، وبحضرة الناس مدة خلافته ، وهي : إحدى وأربعون سنة ، إلى أن توفي ليلة الاثنين الحادي عشر من ذي الحجة سنة اثنتين وعشرين وأربع مائة ودفن بدار الخلافة ، ثم نقل بعد عشرة أشهر إلى الرصافة ، وعاش سبعا وثمانين سنة إلا شهرا وثمانية أيام ، رحمه الله

«Он получал знания по фикху у выдающегося ученого, Абу Бишра, Ахмада ибн Мухаммада аль-Харави аш-Шафии. Поэтому Шейх Абу Амру Ибн ас-Салях перечислил его в своей книге «Табакат аш-Шафиийя» среди шафиитов. Сказал Хатыб аль-Багъдади: «Он был религиозен, постоянен в ночных молитвах «тахаджуд», много давал милостыни, из-за чего и стал очень известным этим своим качеством».

Он написал книгу по Основам религии, упомянув в ней достоинства сподвижников, обвинение в неверии муътазилитов и говорящих, что Коран созданный. Эту книгу зачитывали во все времена его правления, каждую пятницу в собраниях ученых Хадиса (Асхаб аль-Хадис) в мечети аль-Махди в присутствие людей, а правление его длилось 41 год… Умер он в 422 году».

Хафиз Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 х/1115-1201 м) пишет в своей книге по истории «аль-Мунтазам» в событиях 433 года:

في هذه السنة قرىء الاعتقاد القادري في الديوان , أخبرنا محمد بن ناصر الحافظ , حدثنا أبو الحسين محمد بن محمد بن الفراء قال : أخرج الإمام القائم بأمر الله أمير المؤمنين (أبو جعفر ابن القادر بالله) في سنة نيف وثلاثين وأربعمائة {الاعتقاد القادري}الذي ذكره ( القادر), فقرىء في الديوان وحضر الزهاد والعلماء وممن حضر الشيخ ( أبو الحسن علي بن عمر القزويني) فكتب خطه تحته قبل أن يكتب الفقهاء, وكتب الفقهاء خطوطهم فيه : أن هذا اعتقاد المسلمين ومن خالفه فقد فسق وكفر...

«Имам, Амир аль-Муъминин, Абу Джаъфар ибн аль-Къадир би-ЛЛях, в 430 (тридцатых) годах принес на всеобщее заседание книгу «Убеждения аль-Къадири», которую написал (его отец) аль-Къадир би-Ллях. Она была зачитана в присутствии Ученых и аскетов, среди которых были: Шейх Абу аль-Хасан Али ибн Умар аль-Къазвини (аш-Шафии), который опередив факихов, подписался своей рукой под этими убеждениями, а так же факихи. Подписанное заключало в себе: «Поистине это убеждения мусульман, тот же, кто будет противоречить им, совершит прегрешение и неверие».

Имам Абу Мухаммад аль-Багави (436-510 х/1044-1117 м) в толковании 54 аята, суры «аль-А`раф» сказал:

ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ، قال الكلبي ومقاتل: استقرّ. وقال أبو عبيدة: صعد. وأوّلت المعتزلة الاستواء بالاستيلاء. فأمّا أهل السنة يقولون: الاستواء على العرش صفة لله تعالى بلا كيف يجب على الرجل الإيمان به ويكل العلم فيه إلى الله عزّ وجلّ. وسأل رجل مالك بن أنس عن قوله: الرَّحْمَـنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى، كيف استوى؟ فأطرق رأسه ملياً وعلاه الرحضاء ثم قال: الاستواء غير مجهول، والكيف غير معقول، والإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة، وما أظنك إلا ضالاًّ، ثم أمر به فأخرج. وروي عن سفيان الثوري والأوزاعي والليث بن سعد وسفيان بن عيينة وعبد الله بن المبارك وغيرهم من علماء السنّة في هذه الآيات التي جاءت في الصفات المتشابهات: أمرُّوها كما جاءت بلا كيف

«Затем истава над Троном». Сказали аль-Кальби и Мукатиль: («истава» означает) утвердился (истакарра). Сказал Абу Убайда: взобрался (са`ада). Му'тазилиты объяснили «истива» как овладение (истиля). А Ахлю Сунна говорят: «Истива» над Троном - это сифат Всевышнего Аллаха, без образа (биля кайфа).

Человек обязан верить в это и оставлять знание об этом Аллаху Всевышнему. Один человек спросил Малика ибн Анаса о словах Всевышнего Аллаха: «Милостивый «истава» над Троном» (20:5). Как «истава»? Малик понизил свою голову и начал покрываться потом. Затем он поднял голову и сказал: «Истава» - не неизвестна, образ - немыслим/абсурден, вера в него обязательна, спрашивать об этом новшество, и я думаю, что ты никто иной, как заблудший. Затем приказал, чтобы его вывели.

Передали от Суфьяна ас-Саври, аль-Авза'и, Лейса ибн Са`да, Суфьяна ибн `Уяйны, Абдуллы ибн аль-Мубарака и других ученых Сунны по поводу этих аятов которые пришли в не ясных сифатах (муташаббихат): «Принимайте их, как пришли, без образа».

[Аль-Багави, «Ма’алиму Танзиль», 1/235]

Примечание:
Мукъатиль (Мукъатиль б. Сулейман аль-Балхи аль-Хурасани) известен как мушаббих, как об этом пишут хафизы аз-Захаби и аль-Аскаляни:

Цитата:
Исхак б. Ибрахим передает от Абу Ханифы, который сказал: «Два мерзких убеждения пришли к нам из Востока, (1) от Джахма (ибн Сафван), опустошитель божественных аттрибутов (муаттыль), (2) от Мукъатиля (б. Сулейман), уподобляющего Аллаха к Его творениям (мушаббих)» (аз-Захаби. «Сияр…» 7.202)

Мухаммад б. Ибрахим передал от Абу Йусуфа от Абу Ханифы, который сказал: «Джахм (б. Сафван) был настолько чрезмерным в отрицании, что дошел до (убеждении) «ляйса би-шяй» (Он ни с чем). Муъкатиль был настолько чрезмерен в утверждении (исбат), что сделал Аллаха подобным Его творениям » (ибн Хаджар «Тахзиб ат-Тахзиб»)

Хусейн б. Ашкаб передает от Абу Йусуфа: В Хурасане существуют две группы, которые я ненавижу больше всех на этой Земле - мукъатилия и джахмия. (ибн Хаджар «Тахзиб ат-Тахзиб»)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) цитирует слова имама Ибн Баттала аль-Малики (ум. 449 х/1057 м) о тех, кто заявляет, что «истава» означает утверждение (истикрар):

قال ابن بطال... وقالت الجسمية معناه الاستقرار ...
وأما قول المجسمة ففاسد أيضا ؛ لأن الاستقرار من صفات الأجسام ويلزم منه الحلول والتناهي ، وهو محال في حق الله تعالى ، ولائق بالمخلوقات لقوله تعالى فإذا استويت أنت ومن معك على الفلك وقوله لتستووا على ظهوره ثم تذكروا نعمة ربكم إذا استويتم عليه

«Ибн Баттал сказал… те, кто придает Аллаху тело сказали, что смысл истава - утверждение (истикрар)…

Что касается слов муджассима, то (их слова) недействительны, так как "утверждение" из атрибутов тел и отсюда вытекает слияние и крайность (т.е. границы), а это является недопустимым в отношении Аллаха и это подобает (только) для творений, из-за слов Всевышнего: «А когда ты и те, кто с тобой, сядете (иставайта) в ковчег» (23:28), и «чтобы вы поднимались на их спины (или палубы), а затем поминали милость вашего Господа после того, как поднялись на них (иставайтум) (43:13)».

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари», 13/515]

Имам Абуль-Баракат Хафизуддин ан-Насафи (ум. 710 х/1310 м) сказал в своем тафсире «Мадарик ат-Танзиль»:

وتفسير العرش بالسرير والاستواء بالاستقرار كما تقوله المشبهة باطل، لأنه تعالى كان قبل العرش ولا مكان وهو الآن كما كان، لأن التغير من صفات الأكوان

«Толкование "Арша" как ложе, а «истава» как утверждение (истикрар), как делают некоторые мушаббиха (уподобленцы) - ложно/неправильно, потому что Всевышний Аллах был до Арша и не было у Него места, и сейчас Он существует так же, как был до этого, ведь изменение это свойство созданного».

[Ан-Насафи, «Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль», 7:54]

истава, сифаты

Previous post Next post
Up