Пьеса из музыки и света. "Кабала святош" на сцене Театра "Сфера", реж. Александр Коршунов
Feb 07, 2020 13:44
В глубине одного из самых романтических московских садов Эрмитаж находится Театр «Сфера». Театр особенный, династический, созданный театральной семьёй Еланских-Коршуновых. О том, как появилась здесь «Сфера», необходимо начать издалека и рассказать о Клавдии Еланской, выдающейся советской актрисе, с неповторимым голосом и исключительным благородством, всю жизнь прослужившей во МХАТе. Никто не мог сравниться с ней в роли Ольги в чеховских «Трёх сёстрах» и Катюши Масловой в толстовском «Воскресении». Еланская создала столь утончённый образ Анны Карениной, что он разделил театральных поклонников на два лагеря и сделал её вечной соперницей Аллы Тарасовой. Кинозрители помнят её по работе в пронзительном фильме «Дом, в котором я живу». Муж актрисы Илья Судаков был талантливым режиссёром, который достаточно властно осуществил upgrade классического репертуара МХАТа яркой советской драматургией. Одна из их дочерей - Екатерина Еланская - закончила Школу-студию МХАТ, играла на сцене, снималась в кино, но главное, поменяв позже актёрскую стезю на режиссёрскую, буквально с чистого листа создала свой уникальный театр, дав ему многозначное имя - «Сфера». Своё плечо в строительстве нового театра подставил муж, Виктор Коршунов, директор и режиссёр Малого театра. В настоящий момент художественным руководителем театра является их сын и внук Клавдии Еланской - Александр Коршунов, народный артист и режиссёр.
Так откуда и почему такое название? Прежде всего, задействован внешний фактор - сцена и зрительный зал имеют редкую, единственную в своём роде форму сферы или амфитеатра, напоминающую «маленький цирк» или «мини-Колизей». Таков был замысел Екатерины Еланской - «создание единого эмоционального пространства через слияние актёрской и зрительской энергии». В распоряжении актёров небольшая площадка, которую окружают постепенно возвышающиеся ярусы с креслами для зрителей, балкон, потайная комната, а также проходы по ступенькам между четырьмя секторами зрительного зала. Трансформация привычного театрального пространства позволяет максимально приблизить актёров к зрителю, нивелирует дистанцию между ними и дарит непривычные ощущения. В связи с небольшим размером сцены минимизированы и декорации. Поэтому в помощь актёрам остаётся собственно актёрское искусство, исключающее даже намёк на фальшь, до мельчайших деталей продуманная сценография (свет, музыка, костюмы, антураж) и глаза зрителей, рассматривающие их буквально в упор.
В пьесу «Кабала святош», написанную в 1929 году, Михаил Булгаков вложил много личной драмы и нерв политического протеста. Трудно сказать, ассоциировал ли он себя с главным героем, французским драматургом Жаном-Батистом Мольером, но какие-то собственные качества и переживания определённо передал ему. «Кабала святош» в «Сфере» - амплитудный спектакль, наэлектризованный эмоциями, сохраняющий динамику до самого финала. Режиссёр Александр Коршунов сумел уравновесить, сохранить баланс между личной драмой главного героя и политической трагедией, использовав для этого разные инструменты. И главным из них является трактовка образа самого Мольера. Александр Коршунов с большим достоинством играет эту сложную, нервную роль, не позволяя своего героя видеть ни шутом, ни подлецом, ни Дон Жуаном, ни святым, ни грешником. Оголённость и невозможная детская доверчивость наряду с искушённостью и талантом лицедейства - таков Мольер в «Сфере».
За время, которое длится спектакль, зрителю даётся возможность прочувствовать состояние человека, обожжённого любовной страстью и привыкшего к триумфу, но который в результате интриг идеологически-фанатичного толка теряет любовь женщины, доверие короля и признательность публики. Мольер Коршунова являет собой пример ассертивного поведения. Он способен на поступки. В сухом тексте булгаковской пьесы не прописан подобный живой характер. Мольер показывает высоту духа, способность принимать благородные решения и держать удары, демонстрирует удивительное качество пропускать драматические события не полностью через сердце, а сублимировать их в актёрские переживания, которые могут пригодиться потом на сцене. Герой Коршунова существует в очень широком и разнообразном диапазоне эмоций, начиная от радости переживаемого успеха и огня взаимной любви, заканчивая отчаянием в пропасти забвения, предательства и травли.
И как легко в спектакле серьёзное переплетается с юмором, шуточное сочетается с трагическим, вытаскиваются нелепые смешные стороны несмешных действий. Впрочем, во всём этом немалая заслуга всего актёрского ансамбля спектакля.
Евгения Казарина играет легкомысленную и взбалмошную возлюбленную Мольера Арманду Бежар. Эротическое притяжение сыграть на сцене убедительно и естественно трудно, но высечь искры получилось. Великолепен в роли Людовика IV Великого Анатолий Смиранин. Этому актёру, которого многие помнят по сериалу Две судьбы-2, своеобразным образом «везёт» на роли негодяев. Но в «Кабале святош» он сыграл короля Франции обойдясь без чёрной краски, не сладко, не приторно, темпераментно и без трафаретного наложения. Александр Пацевич в образе дерзкого дуэлянта, маркиза д'Орсиньи, в повязке на одном глазу и с сиплым голосом, также был очень техничен, с интересной актёрской харизматикой. Дмитрий Ячевский, возможно, в прошлой жизни жил в 18 веке в Париже, настолько точна проработка процесса созревания подлости в роли архиепископа, маркиза де Шаррона. Особо хочется отметить обаятельную Валентину Кудинову, старейшую артистку театра «Сферы», 1928 года рождения, которая вышла на сцену в облике няньки Мольера Рэнэ.
На «Кабале святош» очень удачно знакомиться с актёрским ансамблем театра «Сфера», поскольку все без исключения актёры представлены в весьма выигрышных образах.
Михаил Булгаков назвал биографичную «Кабалу святош» - «пьесой из музыки и света» и «театральным представлением». Определение парадоксальное, поскольку история жизни выдающегося актёра и комедиографа Жана-Батиста Мольера настолько далека от комедии, как Солнце от Луны. Мольер всегда существовал на грани преодоления и самая смешная из его пьес была написана им в состоянии перехода в мир иной. Так же булгаковская «Кабала святош» на сцене театра «Сфера» является своеобразным оксюмороном и никоим образом не погружает вас во мрак тревоги, напротив наполняя надеждой в лучшее и оптимизмом и одаряя эмо-настроением. Главное, что у зрителей есть возможность по-новому переосмыслить слова Екатерины Еланской о том, что такое есть «живой театр» и насколько всем нам необходима «сфера общения».