Мечи харалужные гремяши о шеломы на Бронной Малой. "Слово о полку Игореве", реж. Кирилл Вытоптов

Nov 25, 2019 07:27


После премьерного спектакля «Слово о полку Игореве» пришлось освежить в памяти понятие verbatim. Спектакль, поставленный в новаторской технике вербатима, представляет собой набор документальных историй, которым придают театрализованную форму. На контрасте фрагментов текста знаменитого исторического произведения и реальных историй людей, работающих в охране, режиссёр Кирилл Вытоптов и драматург Саша Денисова построили свой спектакль. Герои «Слова о полку Игореве» - охранники. Место действия - некая силовая контора, в которой на собеседовании просят не только рассказать о себе, но и на память повторить зачитанные загадочным голосом фразы из древнерусской летописи.
Отличные актёрские работы, девять мужских ролей (Дмитрий Цурский, Владимир Яворский, Александр Терешко, Егор Барановский, Леонид Тележинский, Олег Полянский, Аскар Нигамедзянов, Дмитрий Варшавский, Андрей Субботин) и одна женская (Лина Весёлкина), при этом Андрей Субботин блестяще предстаёт в образах двух диаметрально противоположных по типажу людей. Всем актёрам удалось достаточно интересно показать живые характеры, нарисовать убедительные и точные психологические портреты, найти любопытные истории. Человеческие судьбы обыграли в виде комико-драматического фарса лишённого каких-либо скрытых подтекстов, философских глубин, психологических изгибов и напряжения чувств, украсив дивной мелодичностью древнеславянского речитатива, идущего в параллели с современным русским языком и задействовав образ князя Игоря. Фантастическая линия из прошлого переплетена с узнаваемостью множества стандартных ситуаций сегодняшнего дня, из которых складывается рабочий день человека, охраняющего тот или иной объект. В финале спектакля пародийно грянул почти что "тамбовский" мужской хор, забавно пропевший славу и князю Игорю, и целому списку приближенных к нему лиц.





По словам режиссёра Кирилла Вытоптова, в его задачу не входило «обелить или очернить» профессию охранника, «просто хотели показать» как и чем живет этот «большой срез людей, широкая человеческая среда». Раз не ставили задачи рассмешить или запустить мыслительный процесс, то не будем придавать отсутствию этих реакций у зрителя значения. Актёры размялись, подурачились, зрители отдохнули - и хорошо. Возможно, спектакль запустит театральный флешмоб и можно будет ожидать продолжения вербатимов о продавщицах, таксистах, стоматологах.

Анатолий Эфрос много лет проработавший в Театре на Малой Бронной говорил, что «в некоторых спектаклях важно не то, что рождается в такой ситуации, а сама она». Он всегда приветствовал новые театральные формы, но призывал актёров при этом «играть с ощущением перспективы», которая, к сожалению, в этом спектакле отсутствует. Впрочем, он уже не застал эпоху социальных сетей, когда лента какого-нибудь Фейсбука до краёв переполнена самыми разными вербатимами, люди по быстрому ставят им лайки, переключаясь на новые, не требуя морской глубины, да и театры охотно воздают дань специфической современной технологии создания пьесы.



Кирилл Вытоптов, режиссёр: «Почему «Слово»? Мне захотелось найти текст, который бы стал контрастным и который бы в нашем сознании ассоциировался с героическими поступками, мужской идентичностью. «Слово о полку Игореве», безусловно, находится в анамнезе каждого человека, поскольку это произведение подробно изучали в школе, и оно крепко сидит в нашей голове. Уже в самом своём начале «Слова» звучит такая формула: «Начаться же сей песни по былинам сего времени, а не по вымыслам Бояновым!» То есть сам автор сразу предлагает вспоминать и старое, и сегодняшнее - создавая спектакль, мы исходили именно отсюда, в этом есть наш ключ и отправная точка. Соединить совершенно забытое с сегодняшней темой.
Для актёров роль охранника в кино это проклятье, адская роль - на тебя одели форму и ты с тупым лицом сидишь, а мы решили его сделать главным действующим лицом. Представителя любой профессии - охранника, солдата, актёра, продавщицы - можно рассматривать, как аватар. По этим ярлыкам мы их встречаем, провожаем, совершаем транзакции. Но если заходим за границы этого аватара, то начинается реальная жизнь, и там ты открываешь много пластов человеческих, видишь, что за этим тёмным костюмом сидит или человек искалеченной судьбы, человек который хотел совершенно другого, или, может быть, наоборот тот, кто именно хотел сидеть и ничего не делать. Мы хотели посмотреть, что скрывается за этой форменной одеждой. У нас изначально не было задачи спеть оду, вознести, обелить, очернить, «окраснить». Хотелось просто рассказать о людях, с которыми познакомились наши актёры. Ведь все наши герои это живые интересные люди, все тексты, которые звучат в спектакле - жизненные истории реальных людей. Я ожидал, что там будет сложная иерархическая структура, потому что охранник это не только человек, который открывает шлагбаум. Внутри этого есть свои короли, пешки, это раскидистая, развесистая система и на самом деле внутри неё есть возможности для реализации своего потенциала. Среди охранников много людей с образованием, знающих о чем-то, думающих, чувствующих сегодняшний день. Я уверен, что с одной стороны, любой человек имеет право выбора своей судьбы, и то, что мужчина становится охранником и оказывается на нижней ступеньке иерархии, наверное, в этом есть какая-то жизненная беда и трагедия. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в какой-то точке спектакля возник момент, когда можно поднять голову. Встреча с таким историческим персонажем как Игорь даёт возможность подумать и о собственном масштабе, что я есть на сегодняшний момент, чего я хочу, могу ли добиться своей цели? Работа в охране - всё ли это, что ты заслужил в своей жизни?»

Саша Денисова, драматург: «Спектакль «Слово о полку Игореве» совершенно сочинительский, мы работали вместе с актерами, которых попросили найти своих будущих героев и разговорить их. Главные инструменты в разговоре с простым человеком это доверие и интерес к нему, тогда люди раскрываются как черный ящик и за час могут рассказать о себе практически всё. Сначала актеры сказали, что это невозможно, что у охранников наверняка есть какая-то военная тайна, которую они охраняют, и ушли подавленными. Но у них получилось и на следующую репетицию они пришли с двумя, тремя монологами. Леонид Тележинский принёс историю о перевозке ювелирки в метро. Задача поиска вербатима настолько их захватила, столкновение с другой реальностью, разнообразной манерой речи что это стало как бы началом большого путешествия. Все стали внимательными, приносить по нескольку историй, из которых стали создавать такой большой коллаж. Параллельно стали изучать «Слово» на древнерусском языке, изучать грамматику. Так постепенно складывался сюжет спектакля. Он возник как своеобразная рамочная конструкция вокруг «Слова» с абстрактной фабулой, а что, если бы какая-то организация типа ЧОПа стала изучать наши скрепы, наше историческое прошлое. Потом всё сдвинулось в сторону фантастического женского голоса, и стало срастаться. Бессюжетность, кстати, всегда хороший признак сочинительских спектаклей, иначе получается насильственная игра актёров. Для нас самым главным было личное подключение, момент общего творчества. Работа была весёлая и радостная, с Кириллом всё делали вместе».




























































Сайт Театра на Малой Бронной
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте и Instagram

Материал подготовлен при содействии первого СМИ на технологии медиа-блокчейна Русский блоггер и столичного информационного портала ЯМОСКВА

Театр на Малой Бронной
Вкус дерьма. «НОРМА» Максима Диденко
О роли колбасы в жизни человека. Премьера «Самоубийцы» в Театре на Малой Бронной
Ба! Знакомые всё лица! - «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной, реж. Павел Сафонов
«Салемские ведьмы» в Театре на Малой Бронной
«Княжна Марья» в Теаре на Малой Бронной

Посты по тэгу "я/Кино-Театр/Цирк-Концерт":

[МХТ им.Чехова, Театр Вахтангова, Театр на Малой Бронной, Театр Моссовета, Театр Маяковского, Театр Фоменко, Театр Пушкина, Музыкальный театр им.Станиславского, РАМТ, Модерн, Театр на Юго-Западе, ВГИК, ШСП, ШДИ, Цирк дю Солей, Цирк Никулиных, Цирк Запашных, Консерватория и многое другое ]
Пермский театр "У Моста"
А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь «Женитьба»! Пермский театр «У Моста»
«Везде - люди… Сначала - не видишь этого…" | «На дне», Пермский театр «У Моста»
«Мертвая баба, щепка тебе в язык!» | Пермский театр «У Моста» привёз в Москву «Вия»
МакДонах & Федотов. Ирландия vs Пермь. "Калека с Инишмана"
Театр "Арлекиниада"
Семь Гамлетов, две Офелии, два Клавдия. Театр Арлекиниада, #ктоГамлет Вадима Демчога
Кремлевский дворец
Русские сезоны XXI века Андриса Лиепы. Балет в честь Вацлава Нижинского в Кремле
Усадьба Поливановых
«Петербуржские тайны» на московский лад или тайна старинного перстня. Спектакль «ДОМ 19|07. Начало»
ДК им.Зуева
Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове
Театр на Таганке
Почем Теллур для народа? Богомолов поставил Сорокина на Таганке
Театр на Юго-Западе
Феминисткам не смотреть! "Примадонны" (ПрямоДонны) в Театре на Юго-Западе
На «Планете Беляковича» - в «Театре на Юго-Западе». Один вечер из жизни театра…
Пушкин, он и в антиутопии, Пушкин. «Маленькие трагедии 2к30» в Театре на Юго-Западе
Разнузданный секс с Куклами в Театре на Юго-Западе
Связанные одной целью, Скованные одной цепью… «На дне» в Театре на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы "Бабы Шанель" в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Смотреть - и не вопрос!
Театриум на Серпуховке
"Человек - хищное животное, из всего он устроит охоту". О мюзикле "Хищники"
МХТ им.Чехова
Лукавые законы Венеции или кровавая цена одной клятвы | «Венецианский купец» в МХТ им. Чехова
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все! Спектакль “XX век. Бал” в МХТ им.Чехова (реж. Алла Сигалова)
Постой, паровоз... "Серёжа", Дмитрий Крымов, МХТ им.Чехова
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, реж. А.Молочников
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
«Мужья и жёны»: бег по кругу
Солнечная Маня. Презентация книги воспоминаний о Марине Голуб в МХТ
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Евгений Гришковец и артисты МХТ на пресс-показе спектакля «Весы»
«Лёха» - спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.Чехова
Табакерка
Русский немцу задал перцу. В «Табакерке» поставили Лескова
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Арабская сказка, итальянский композитор, русский театр. "Волшебная лампа Аладдина" в МАМТе
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. "Сказка о царе Салтане" в МАМТе
Сильфида на ветвях сидит… Знаковый балет в Музыкальном театре Станиславского
Пятьдесят оттенков чувственности - балет «Манон» в Музыкальном Театре Станиславского
Театр им.Вахтангова
Девять выпускников Щуки, желание и книжка с пьесой Лопе де Вега. "Комедия о вдове" в Вахтанговском
Колдовство в хрустальном мраке. «Брюсов переулок» в Театре Вахтангова, реж. А.Максимов
Люби меня, как я тебя. «Бовари» в Театре Вахтангова, реж. О.Субботина
Да придёт Спаситель! - «В ожидании Годо» в Театре Вахтангова, реж. Владимир Бельдиян
Корона над гадким туловищем - «Ричард III» в Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили
«Ричард III» - спектакль не о политике, а об утрате человеческого облика во власти /ПРЕСС-ПОКАЗ
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА
Театру Вахтангова - 95! Пресс-конференция после спектакля «Царь Эдип»
Малый театр
Малый театр подарил на юбилей Людмиле Поляковой спектакль "Дальше - тишина!"
Пушкинская сказка с билибинскими декорациями. Премьера «Салтана» в Малом театре

Театр Маяковского
Вечно живой Ильич в Маяковке
Театр Фоменко
Эротический египетский анекдот в Театре Фоменко - "Египетские ночи"
Большой театр
В чем вина и сила России? «Князь Владимир Красно Солнышко» в Большом театре
РАМТ
В каждой сказке есть доля сказки. «Чёрная курица» в РАМТе
Белое адажио, Черное па-де-де, 32 фуэте. «Лебединое озеро» на сцене РАМТА
Ещё живые и уже мертвые. «Магический лабиринт». Мадрид/Москва. CDN/РАМТ
«Хочу в школу!» или как «Птицы» расправили крылья
«Рикки. История об одной великой битве в джунглях». РАМТ /ПРЕМЬЕРА
«Будденброки». Томас Манн. РАМТ
Консерватория им.П.И.Чайковского, Большой зал
«Талант - игла. И только голос - нить». Магия музыки. Магия слова. Чонишвили. Страхов. Шнырев. Айги
Крещенский Штраус-концерт в Московской консерватории
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория
Театр МодернЪ
«Саломея» в Театре МодернЪ
Танец семи покрывал (Саломея - Ирина Гринева, Театр МодернЪ)
BLUE MAN GROUP
Внимание! Синие человечки захватили Москву!
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО
«МАГиЯ» - новое шоу от Запашных в жанре "fantasy"
Надежда Русс: «Песчаная сказка» это наше видение восточного фольклора»
Оле-оле, Россия! Адрес «ЭпиЦЕНТРА мира»: Москва, Большой Московский Цирк
Как оказаться в «ЭпиЦЕНТРЕ мира» и на ЧМ по футболу? Приходите в Большой Московский цирк!
«Снежная королева» братьев Запашных в Цирке на проспекте Вернадского!
ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ
Гия Эрадзе и Максим Никулин представляют шоу «Бурлеск»!
Есть такая профессия - дрессировщица! Дарья Костюк и её гепарды
Все билеты проданы! Новое шоу «Все краски мира» в Цирке на Цветном
Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая программа - «Магия цирка»!
ЦИРК ДЮСОЛЕЙ
Цирк дю Солей привёз в Москву дракона Торука, синих На’ви и искусственных животных
Мир у твоих ног. Cirque du Soleil привёз в Москву знаменитое шоу OVO о жизни насекомых!
Театр им.Моссовета
О чем болит сердце Вассы Железновой? Валентина Талызина в роли Вассы в Театре Моссовета
«Полёты с Ангелом. Шагал» /на сцене Театра Моссовета
Кафедральный собор Петра и Павла
Музыка осени. Дудук в Соборе Петра и Павла
Театр ПРАКТИКА
На войне как на войне. - Ά la guerre comme à la guerre. Спектакль-абсурд, Мастерская Брусникина
ВГИК
"Тимур и его команда", дипломный спектакль вгиковцев, курс Меньшова и Алентовой
Театр Школа драматического искусства
Так ВИшневый или ВишнЁвый? Театр Школа Драматического искусства
Арена ВТБ
Русский рок - движемся вверх! ЧАРТОВА ДЮЖИНА - 2018
Школа современной пьесы под рук. Иосифа Райхельгауза
«Пока наливается пиво» или Лондон наш! | Школа современной пьесы, Е. Гришковец
«Спасти камер-юнкера Пушкина» в Театре Школа современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза)
«Шинель/Пальто» в Школе Современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза) /ПРЕМЬЕРА
Московский Театр мюзикла
Но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался... - "Всё о Золушке" в Театре Мюзикла
Театр Романа Виктюка
Самый мистический Маугли - "Маугли. Доброй охоты!" в Театре Виктюка, реж. Дмитрий Бозин
Театр Русской песни Надежды Бабкиной
Горькая «Калина красная». Премьера в Театре Русской песни Надежды Бабкиной, реж. Д.Петрунь
КАСКАДЕРЫ
Каскадёрское шоу "Русский форсаж-3" в Парке киноприключений Мастера Панина
Губернский театр под рук.С.Безрукова
От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь». Губернский театр
«В волчьей стае появился человеческий детёныш!» - «Маугли», Московский Губернский театр
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дайте крест!» - «Жанна Д’Арк» в Театре Пушкина
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна
«Жанна Д’Арк - Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Рок-орден «Тампль»
Рок-опера «Жанна Д’Арк» в рок-ордене «Тампль»
Театр «Кураж»
Шухер! - Шекспир, Мирзоев и «Кураж»!
Театр Ромэн
Театр «Ромэн». А там гитары, а там цыгане! Спектакль «Мы - цыгане!»
Театральное агентство "АРТ-Партнер XXI век"
«Полёты с Ангелом. Шагал» /на сцене Театра Моссовета
Театр Современник
Ускользающая «Дама» в Театре Современник
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Небесный гость» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Театр «Московские каникулы»
«Мой бедный Марат» в Театре «Московские каникулы»
КОНЦЕРТ
Вика Цыганова, показ мод Имперским Русским Балетом и Фио Дзанотти на концерте в ХХС
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
"Агата Кристи. Детектив" в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Луны:
"Флайтер" в Театре Луны
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре "Вернадского, 13"
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл "Принцесса и солдат" в Театре Российской Армии

Я в
и


#ктоГамлет, ТЕАТР, МОСКВА, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up