На войне как на войне. - Ά la guerre comme à la guerre. Спектакль-абсурд, Мастерская Брусникина
Jul 02, 2018 11:35
Спектакль «Война ещё не началась», премьера которого состоялась в театре «Практика», и в котором заняты молодые актёры старшего курса из Мастерской Брусникина, достаточно сложен для восприятия и даже способен загнать в тупик, впрочем, зрителей об этом предупреждают сразу. «Пьеса предназначена для трёх актёров, каждый из которых, в зависимости от художественной задачи, может представлять в различных новеллах персонажей мужчин и женщин разных возрастов - стариков, детей и тд. То есть пол и возраст здесь особого значения не имеет. Части пьесы могут меняться местами по усмотрению режиссера». Автор пьесы, молодой, но известный, довольно эпатажный и обсуждаемый, фокусирующий на себе пристальное внимание критиков и зрителей, российский драматург Михаил Дурненков. Режиссёр - Семён Александровский.
Жанр абсурда никогда никому не давался легко, тем более, если абсурд этот есть не отвлеченные реалии, и не вымышленные герои, а мы с вами, и наша жизнь сейчас и в данный момент. Происходящее на сцене можно воспринимать по-разному, потому что возникающая в воображении цепочка ассоциативных образов очень разная. Действие на сцене очень похоже на хаотичный просмотр каналов телевизора, когда человек, все время переключается с одного канала на другой. Или сумбур наезжающих друг на друга мыслей в голове. Или заезженную до хрипа пластинку, когда одни и те же фразы обретают разное интонационное звучание, темп и эмоциональную окраску.
Я в и
Перед глазами неподвижные манекены и сплошной разноцветный винегрет из воздушных шариков, которыми заполнена сцена, ярких клоунских париков и попугайской расцветки одежды на персонажах. Герои обезличены, у них нет имен, нельзя считать точный возраст, хотя его можно и предположить, они выглядят как клоуны, хотя, на самом деле, ими не являются. Обрывки сцен, отрывки диалогов, герои меняются ролями, репликами, и даже меняют пол. Все смешалось и на сцене, и в головах у зрителей, которым нужно очень быстро осмысливать, переваривать и успевать переключаться с одной темы на другую.
Это абсурд, и до боли узнаваемый абсурд, и он не возведён в высшую степень, а что наиболее страшно - абсурд этот постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, и мы уже приспособились к нему, свыклись, сжились, не замечаем. Абсурд стал частью нас, проник в нас, мы отравлены им. Бессмысленность слов, встреч, ожиданий. Банальность испытываемых чувств. Идиотически детская вера информационным программам. Нелепая словесная структура собственного мыслетворчества. Болото привычек. Скользящие отношения. Грубый никчемный мат. Кто-то из героев в одной из сцен называет себя «робот с блоком абсурда». Это шутка? Но никто не смеётся. В тексте, репликах проскальзывает много «подсказок», своеобразных дешифраторов, цепляясь за которые можно не утонуть в спектакле, а выплыть. ПЕРВЫЙ. Ты с ума сошел? ВТОРОЙ. Мы чуть с ума не сошли!
Герои в разноцветных париках и ярких костюмах совсем не клоуны, их речи серьёзны, их переживания не смешны. Они постоянно говорят, говорят. Что говорят? Выясняют отношения, кричат. Зачем? Доказывают, спорят, пытаются убедить себя - но в чем? Наблюдая за ними, узнавая в них себя, становится понятной необходимость клоунского антуража в спектакле. Герои, собранные в пьесе, вовсе не призваны веселить нас, да и вообще это клоуны в переносном своём значении, скорее буффоны, паясничающие фигляры. Нацепив парик, они, используя наше ожидание забавы, высмеивают нас же, жёстко и больно.
По краям сцены расставлены манекены. В финале герои отдадут манекенам свои разноцветные парики, снимут с них одежду и вернут себе людской облик. На телах манекенов можно прочитать надписи: «Мир, мы за мир, нет войне». Всё это так, миру мир, безусловно, только война сейчас другая, война уже началась и идёт за то, чтобы остаться человеком в абсурде жизни. Не стать безвольной щепкой, которую несет абсурдистское течение реки-жизни. Сопротивляться. Не обезличиваться. Быть, а не казаться. Думать, а не повторять за кем-то. Жить, а не быть марионеткой в спектакле жизни.
В пьесе, которая «предназначена для трёх актёров» играют 9 артистов Мастерской Дмитрия Брусникина, среди которых Пётр Скворцов, сыгравший главную роль в нашумевшем фильме Кирилла Серебренникова «Ученик».
Драматург - Михаил Дурненков. Художник - Алексей Лобанов. Композитор - Настасья Хрущёва. Исполняют артисты Мастерской Дмитрия Брусникина: Юрий Межевич, Пётр Скворцов, Алексей Любимов, Мария Крылова, Василий Буткевич, Анастасия Великородная, Дарья Ворохобко, Алексей Мартынов, Даниил Газизуллин.