Хотя я и отвлеклась ненадолго от рассказа об осеннем путешествии сибирских бардов по Европе, но историй еще осталось - полные карманы! Я остановилась на том, что нас с Р.Л. привезли на машине в славный город Мюнхен (
предыстория). Я не знаю, в какое место самым первым делом отправляются в Мюнхене среднестатистические посетители, но для нас отправной точкой стала одна немецкая школа-гимназия на окраине города. Там должен был проходить русский литературно-музыкальный фестиваль имени В. Шнейдера. Мы, правда, приехали рано, и в школе еще шли уроки. В холле играли в теннис долговязые немецкие подростки, во дворе пинали мяч, в здании царило чинное молчание. Трудно было поверить, что холл превратится в сцену, а на ночлег мы будем укладываться среди парт в немецких учебных классах...
Впрочем, перед этим нам предстояло важное задание, которое, собственно, и спровоцировало наш столь ранний приезд в день фестиваля. Наша задача состояла в том, чтобы двукратно повысить концентрацию в Мюнхене томских бардов. То есть - встретить на вокзале милого
gvardei, он же - Игорь Иванов, и его спутницу Аню. И мы эту задачу успешно реализовали. Правда, не сразу. Встретив нужный поезд, мы обошли всю платформу, но наших друзей поначалу так и не нашли. И даже стали представлять себе немецкие железнодорожние полустанки, которые из-за неосторожного любопытства могли стать их случайным приютом... Только когда весь поток пассажиров умчался в здание вокзала, мы обнаружили наших друзей за колонной в самом конце платформы, отдающихся пороку. В смысле - с сигаретами в руках. О, как мы их в тот момент любили! За то, что они стоят и курят тут, а не в каком-нибудь немецком Урюпинбурге. Или Накрайземлюкке.
И мы вчетвером неспеша пошли к историческому центру Мюнхена, и сели в китайской забегаловке по пути - точно также, как в совсем недавнем июне сидели тем же составом в томском кафе. И я мысленно радостно чесала себя за ухом левой задней ногой (разумеется, представляя себя снежным барсом или, скажем, хотя бы плюшево-рыжим котом...), и радовалась, что новые бардовские томские знакомства продолжаются. А как они начались - я рассказывала
тут.
Все основополагающие мюнхенско-туристические фотки я нащелкала
еще в 2008. В это путешествие камеры у меня с собой не было. Правда, сейчас, разбирая фотооархивы друзей, я обнаружила, что мы невольно то и дело попадали в их объективы... ну, например, как-то так:
А еще в объектив Гвардея не раз попала мюнхенская школа, ставшая нашим приютом. И
рисунки на доске в классе, и
столовая, и
картинки в коридоре... Нас вчетвером поселили в один класс, и мне очень хотелось написать на входной двери большими буквами "ТОМСК". Или нарисовать белую лошадку с нашего герба. Правда, на моем бэджике было неизбежно написано "Париж"... но забудем об этой грустной подробности!
Я поняла, что поспать в школьном классе всегда было моей тайной, глубоко затаенной мечтой (как, подозреваю, и Гвардея - недаром он работает учителем истории!). Чего только стоит отгородить себе уголок парой парт, бросить матрас на пол между стульями и лежать, глядя на школьную доску с немецкими словами, умывальник в углу и проектор... И не бояться, что придет какой-нибудь суровый учитель и прогонит, или начнет спрашивать невыученное задание. Даже наоборот! - придут милые, любимые сибирские барды, и будут репетировать, сидя на школьных стульчиках. И даже петь будут что-то такое, что я точно уже слышала лет двенадцать назад. Только тогда я сидела в зале и смотрела на сцену в сибирском Томске, а теперь лежу на матрасе в классе одной школы в Мюнхене и смотрю на них из-под парты...
На фестивале я встретила много старых знакомых
по Вуппертальскому слету и много новых с нашего маршрута Кассель-Франкфурт-Нюрнберг. В Германии удивительное количество клубов авторской песни, всякого поющего и играющего народу. На Большом Концерте, когда люди выходят на сцену один за другим, это особенно заметно. Вся программа фестиваля и впечатления других участников отражены
здесь.
В Мюнхене я впервые услышала другого специального гостя фестиваля из России - Олю Чикину. Надо сказать, до тех пор я оставалась безусловным оригиналом в плане ограниченности знакомства с ее творчеством. Я слышала только одну ее песню - "Летчица" - и один-единственный раз, и было это в исполнении пятилетней девочки на детском концерте посреди лесной поляны на Вуппертальском слете в Германии. Те, кто слышал Чикину, могут себе представить, насколько мое представление о ее песнях было далеко от реальности. Теперь же - еще один кирпичик встал на место. В Бразилию я вернусь исключительно подкованной в плане современной русской авторской песни! И не только. Другое впечатление - дневная программа по песням Клавдии Шульженко. Я не слышала раньше ни одной из них... не побывала бы в Мюнхене - и не услышала бы. Чудна жизнь в эмиграции!
Но, конечно же, моя главная слабость - сибирские барды. Я уже ставила пару песен Р.Л. и Игоря Иванова в блог, еще с пылу и с жару по возвращении с фестиваля (
1,
2,
3). Теперь, пожалуй, можно утащить фотку с их концерта от
tiani_tolkay (
отсюда):
И еще парочку ОчКрасивеньких РЛчиков от
dargosha (еще -
тут):
В последний день фестиваля Р.Л. отправлялся домой в Россию рано-рано утром. Легли мы в три (спальник, устроиться поудобнее, отвернуться от единорога, нарисованного мелками на доске, над головой - школьная парта...). Встали - по ошибке - в четыре, оказалось, что время перевели на час назад. Шли по ночным школьным коридорам на звук саксофона, ненароком высвободившийся час провели в холле, в уютном кружке так-и-не-легших-спать. Ехали по ночному городу на такси, гуляли по пустому гулкому аэропорту... Кто, кто будет читать мне вслух после обеда "Махабхарату" проникновенно-заунывным голосом? Петь босса-нову по-португальски с родным сибирским акцентом? В любом месте планеты находить и мелко резать укроп в салат из огурцов? Создавать это Сибирское Время, когда Спешить Не Надо? Мгновенно превращаться из умудренного внутренним созерцанием йога в капризного раджу, да так, что я не успеваю, как обычно, переделать все по-своему...
Желание услышать декламацию "Махабхараты" еще разок чуть было не заставило меня спрятаться в Р.Л.ском чемодане, но слетать быстренько в Сибирь на недельку никак не получалось - на фестивале у меня оставались заложники. То есть -
gvardei и его жена, коих надлежало немедленно транспортировать в Париж. Так все и случилось: я вернулась на фестиваль, простилась со всеми по второму разу, и мы поехали в Париж томской компанией уже втроем.
На перроне мои друзья собрались было прятаться за ту же колонну, но мы вдруг обнаружили, что на немецких перронах для курения есть строго отведенные зоны. Обведенные желтым кружком, с гигантским силуэтом сигареты в центре. Новые люди рядом вновь открывали для меня мир по-новому... Я же пыталась смотреть на Европу их глазами. Европа получалась порядком обрусевшая. После русского фестиваля в Мюнхене мы оказались было в чисто немецком поезде, но после пересадки в Штутгарте на первой же остановке наш вагон заполнили русскоговорящие. Задорные широколицые тетушки и мужчины с красными носами, они толкались и тянули сумки через проход, весело перекликивались и довольно крякали, когда сумка продвигалась-таки с места...
Потом я встретила двоих из них в вагоне-ресторане, где они на пальцах пытались объяснить французскому официанту, что к шестнадцати чаям им нужно еще два кофе, восемнадцать коробочек со сливками и восемнадцать шоколадок. Посмеявшись про себя пару минут, я выступила переводчиком. И сливки, шоколадки и ложечки были доложены к каждому стаканчику чая. Ребята оказались делегацией из Краснодара, едущей в Париж без переводчика. Когда я пошла обратно через вагон, пропускать меня они не хотели - говорили "Вот наша спасительница!" и просили остаться.. Иногда я чувствую себя очень экзотическим фруктом:
- Девушка, а где вы работаете?
- В Париже, молекулярным биологом...
- А откуда-куда вы едете?
- С фестиваля авторской песни в Мюнхене, везу музыкантов на концерты во Францию. Приходите!
- Ты где так долго была? (Это уже Игорь с Аней)
- Вы знаете, мне повстречалась делегация из Краснодара...
Когда мы вышли на ночной парижский перрон, я с облегчением убедилась, что краснодарцев встречает человек с табличкой "Делегация!" И мы пошли домой. Ведь там нас ждали мой живой кусочек Бразилии и рыжий кот!
В качестве музыкальной иллюстрации - еще две песни Игоря Иванова с мюнхенского фестиваля:
"Марш одиноких"
Click to view
"Река"
Click to view